Toyota Fortuner SR−5 2.7


В ноябре 2004 г. региональное отделение Toyota Motor Thailand представила в Таиланде новый вседорожник, сконструированный на базе пикапа Toyota Hilux Vigo. Автомобиль создан в рамках международного автомобильного проекта, в котором участвуют также автомобили Toyota Kijang Innova (рынок Индонезии) и Toyota Hilux Vigo (рынок Таиланда), и предназначен для продажи на азиатском рынке. Производитель позиционирует Toyota Fortuner SR-5 как универсальный 7-местный спортивно-практичный вседорожник для людей, ведущих активный образ жизни.

 

 

Конструктивные особенности новинки. Моторная гамма и КПП

 

Не пасовать перед бездорожьем Toyota Fortuner SR-5 позволяют такие технические особенности, как рамная конструкция, постоянный полный привод TOP (Toyota Outstanding Performance), раздаточная коробка (демультипликатор), а также блокировка межосевого дифференциала, отвечающего за распределение крутящего момента между осями. В обычном режиме движения деление крутящего момента происходит в соотношении 40% на переднюю ось, 60% – на заднюю. При блокировке межосевого дифференциала, например на бездорожье, это соотношение достигает распределения в пропорции 50:50. Мощные версии Fortuner дополнительно оснащаются механической блокировкой заднего межколесного дифференциала.

Безопасность автомобиля в аварийных ситуациях призваны обеспечить система ABS (только на 4,0-литровой версии), LSPV (Load Sensing Proportioning Valve) – система, распределяющая тормозные усилия между осями в зависимости от загрузки автомобиля), а также складывающаяся травмобезопасная рулевая колонка и две фронтальные подушки безопасности (поставляются уже в базовой комплектации).

Спереди на Toyota Fortuner применена независимая пружинная подвеска на двойных поперечных рычагах со стабилизатором поперечной устойчивости. Сзади установлена зависимая пружинная пятирычажная подвеска с тягой Панара. Автомобиль построен на новой платформе Toyota, которая в будущем послужит базой для создания целого ряда вседорожников этой марки.

Для Toyota Fortuner предлагается три двигателя: 3,0-литровый турбодизель D4-D мощностью 163 л. с., 2,7-литровый бензиновый мотор (158 л. с., система VVT-I) и 4,0-литровый бензиновый двигатель, развивающий мощность 250 л. с. (VVT-I).

Наиболее мощный силовой агрегат (4,0 л) комплектуется 5-ступенчатой автоматической коробкой передач, а все остальные – 4-ступенчатой. Предусмотрена и механическая 5-ступенчатая коробка передач.

 

 

Хочу нравиться всем

 

Дизайн кузова Toyota Fortuner разрабатывался в рамках концепции Toyоta, которую журналисты «Тест-Драйва» условно называют «хочу нравиться всем». В чем смысл такой концепции? Дело в том, что необычные дизайнерские решения или, наоборот, излишняя консервативность в дизайне могут отпугнуть потенциального покупателя автомобиля. Желание нравиться всем неуклонно ведет к усреднению, универсализации стиля. Дизайнеры интернациональной модели Corolla нашли выход: основными характеристиками созданного ими стиля стали уравновешенность, сдержанность и нейтральность, которые будут приняты покупателем из любой части света.

В то же время внешность Fortuner свежая и по-настоящему джиперская. На готовность 7-местного автомобиля к преодолению бездорожья однозначно указывают короткие передний и задний свесы, большой клиренс и высокий профиль резины. Оптика характерная для автопрома восточных стран: она крупная и играет, пожалуй, главную роль в дизайне кузова. Используется и хром: на ручках дверей, боковых зеркалах заднего вида и планке вверху радиаторной решетки. В целом облик автомобиля подтянутый и вполне соответствует позиционированию Fortuner как спортивно-практичного вседорожника для активного образа жизни.

 

 

Шестеро одного не ждут!

 

Знакомство с салоном тестируемой новинки мы начали традиционно, с места водителя. Распахиваем дверь и, держась за удобную ручку на передней стойке (как-никак настоящий вседорожник!), садимся в просторный салон. Регулировки сиденья механические, а диапазон настроек действительно широк. Сидеть удобно, приятно порадовало то, что обитое велюром кресло не мягкое и не расслабляет. Однако профиль спинки, на наш взгляд, не очень продуман: он как бы выталкивает спину вперед, не давая возможности сесть глубоко.

Руль пластиковый, четырехспицевый, удачного профиля и диаметра. Приборную панель составляют три глубоких колодца (как в Lexus RX 330), в которых находятся серо-черные циферблаты приборов. Средний колодец окантован хромом. Самый большой, центральный циферблат – спидометр, градуированный в километрах. В центральном колодце разместили электронное табло одометра.

 

 

Центральная консоль выполнена так, что кажется подвешенной в воздухе: характерного для современных салонов визуального перетекания в центральный тоннель нет. На консоли расположены электронные часы, стереосистема Toyota с MP3-проигрывателем (!) и пульт управления кондиционером. Чуть ниже находятся 12-вольтовая розетка, прикуриватель, пепельница и пара подстаканников.

Рядом с селектором 4-ступенчатой АКПП размещена ручка «раздатки», она может находиться в таких положениях: H – межосевой дифференциал свободен, распределение крутящего момента по осям 40:60; HL – межосевой дифференциал заблокирован, распределение крутящего момента по осям 50:50; N – двигатель отключен от трансмиссии; LL – понижающая передача: межосевой дифференциал заблокирован, распределение крутящего момента по осям 50:50. Ручник активируется рычагом, расположенным справа от сиденья водителя.

Перебираемся на второй, а затем на третий ряд сидений. Во втором ряду комфортно будет даже трем рослым пассажирам, но при условии что водитель и передний пассажир не будут отодвигать свои сиденья назад до упора. Задние пассажиры могут воспользоваться подстаканниками или переносной пепельницей-стаканом, которая устанавливается в дверной карте. Наклон раздельной спинки сиденья регулируется специальным рычагом в ее торце. В третьем ряду сидений удобнее будет не двоим, а одному пассажиру, в идеале – ребенку. Тем не менее для пассажиров галерки предусмотрели собственное, отдельное управление кондиционером, подстаканники и ремни безопасности.

Багажник Toyota Fortuner вместительный и легко трансформируется. Его погрузочная высота 700 мм. Отметим, что пятая дверь в отрытом положении расположена не очень высоко – человек ростом 180 см рискует удариться о нее головой. Третий ряд сидений можно и сложить, и поднять вертикально, установив кресла под борта машины. Спинка второго ряда сидений тоже легко складывается, а само сиденье опрокидывается вперед (положение для прохода пассажиров к третьему ряду). В комплектацию автомобиля входят фирменный инструмент Toyota и знак аварийной остановки. Гидравлический домкрат размещен в нише-тайнике багажника, слева. Полноразмерное 16-дюймовое запасное колесо подвешено под кузовом.

 

Асфальт или бездорожье?

 

Очень часто между тест-пилотами нашего издания заходит спор о современном алгоритме тестирования вседорожников. Как известно, мало кто из водителей полноразмерных вседорожников реально задействует off-road-потенциал своего автомобиля, преодолевая на нем поля и болота. Во-первых, подобные препятствия в городских условиях, где преимущественно и эксплуатируются вседорожники, надо еще поискать, а во-вторых, просто жалко свою машину…

В итоге было решено: пусть Toyota Fortuner покажет свои сильные и слабые стороны и на асфальте, и на бездорожье. Но, поставив себя на место потенциального владельца, бездорожье мы решили поискать именно в условиях столицы. Самая вероятная ситуация – это воскресный пикник на природе. Например, на берегу Днепра. Туда мы и отправились, прежде традиционно хорошенько погоняв автомобиль в различных режимах на асфальтовом покрытии.

Перед ходовыми испытаниями были выполнены две привычные операции: мы заехали на мойку, а также проверили давление в шинах. Однако было принято еще одно решение: загнать машину на подъемник, дабы изучить конструкцию днища тестируемого авто (свесы кузова, защиту картера, пороги, элементы подвески и выхлопную систему) перед выездом на бездорожье.

О, «наш» Fortuner уже начинает зарабатывать положительные оценки! Первое, что мы сразу оценили с места водителя, – это обзорность. Она действительно ХОРОШАЯ! Высокая посадка позволяет хорошо видеть дорожную ситуацию, на несколько машин вперед, край капота не скрывается из поля зрения, что удобно на парковке, а благодаря большой площади остекления (стекла не тонированные) и зеркалам с крупной рабочей поверхностью, задним ходом маневрировать удобно и безопасно. Продуманная обзорность Fortuner ценна вдвойне, так как в списке оборудования тестируемого авто нет системы Parktronic.

Рулевое управление оснащено гидроусилителем с переменным усилием. Руль легкий, и управлять немаленьким автомобилем в городской толчее не составляет большого труда. Движение на скоростях за 100 км/ч почти не требует корректировок рулем, однако следует учитывать большой клиренс (и высокий профиль резины) и ощутимую парусность кузова Fortuner.

 

 

Рядная «четверка» с табуном в 158 лошадей достаточно отзывчива к нажатию педали акселератора. 4-ступенчатый автомат задумчивостью не страдает, передачи переключает без рывков и провалов. Двигатель тяговит, и его мощности хватает как для города, так и для бездорожья.

Шумоизоляция автомобиля в целом удовлетворительная, но при ускорениях «педаль в пол» двигатель звучит довольно неприятно и громко. Зато шумы подвески отсутствуют, и дорогу она отрабатывает упруго, с разумной степенью жесткости. Крены кузова в поворотах допускаются, но автомобиль при этом цепко держится за покрытие, заранее информируя водителя о пределе сцепных возможностей.

Внезапное изменение дорожной ситуации на оживленном проспекте Победы заставило нас резко затормозить. Что ж, хорошая и уместная проверка тормозов Fortuner в реальных, боевых условиях! Педаль тормоза мягкая, очень чувствительная. Но, по нашему мнению, недостатком версии с двигателем 2,7 л является отсутствие системы ABS. Поэтому на скользком покрытии приходится применять прерывистое торможение, чтобы избежать блокировки колес и заноса автомобиля. Если же вы не владеете подобными экстремальными навыками вождения, вам больше подойдет версия с двигателем объемом 4,0 л, оснащенная традиционной антиблокировочной системой тормозов ABS. Проверив возможности полноприводного автомобиля на асфальте, переходим, по намеченному плану, к бездорожью…

 

Покоряем скользкий склон…

Ход подвески на отбой…

…И сжатие мы проверили во время традиционного джиперского упражнения — диагонального вывешивания