СТРАХование


На Западе без страховки шагу не ступишь. Это наши соотечественники понимают сразу же после пересечения границы. Незастрахованную машину в Европу, кстати, вообще не пропустят. И упаси вас Боже воспользоваться на Западе медицинской помощью, если у вас нет страховки, — раздеть могут до нитки. У нас же страховка считается роскошью. Да и не принято как-то страховаться от разных несчастий: люди, не чуждые суеверий, считают даже, что этим можно накликать беду. Но кто бы что ни говорил, когда становишься владельцем автомобиля, волей-неволей задумываешься о том, как защитить его и себя, — и от угона, и от аварии. Даже если вы водитель-асс, кто-нибудь из «чайников» всегда может ударить вашу машину, или она может запросто влететь колесом в яму на наших славных дорогах, а оттуда — в кювет. Вот тогда и оказываешься перед дилеммой: страховать или нет?

Познакомить нас с ситуацией на рынке автомобильных страховых услуг мы попросили начальника управления автострахования страховой компании «Остра-Киев» Александра Миколенко. По его словам, ситуация сложилась не очень благоприятная — для компаний; зато их недобросовестные клиенты могут неплохо нажиться на авариях. Дело в том, что у нас нет единой базы данных страховых компаний, и клиент, получивший страховые выплаты, может без проблем уйти под крыло другой компании. И так блуждать очень долго. К тому же, он может застраховать свою машину сразу в нескольких фирмах и от всех них получить выплаты.

Но не только страховые компании оказываются козлами отпущения: у клиентов тоже часто есть основания не доверять страховщикам, — слишком много людей остались без выплат из-за банкротства и ликвидации, казалось бы, очень солидных страховых фирм. И не всегда спасали даже обращения в суд: когда имущество компании идет с молотка, средств от его реализации на всех, как правило, не хватает. Поэтому, если уж вы решили застраховать автомобиль, выбирайте не «крутую фирму» (они тоже могут быть однодневками), а ту, которая давно работает на рынке и имеет хорошую репутацию. Не лишним будет обратиться к рейтингам страховых организаций Украины. Сведения о рейтингах всегда должны находиться в офисах компаний, особенно если они занимают в этих рейтингах ведущие позиции.

При выборе компании стоит также поинтересоваться соотношением страховых сборов и выплат. Нормально, когда компания из ста собранных единиц выплачивает сорок. А если выплачивает десять, это означает, что компания — либо молодая и растущая, либо, кроме страхования, занимается еще какими-либо видами бизнеса.

Думаю, все страховщики согласятся со мной, если я скажу, что в нашей стране страхование автомобилей — едва ли не убыточное для страховых компаний дело. Во всем мире автострахование не отличается особой рентабельностью, и огромное количество фирм просто не занимаются им. Зачем, мол, эта морока, когда из 100 собранных денежных единиц приходится выплачивать около 80?

Если верить статистике, владельцы автомобилей тоже не спешат страховать свои транспортные средства: с учетом страхования гражданской ответственности, которая в Украине де-юре является обязательной, у нас застрахованы до 10% автомобилей. Есть и другая статистика: каждая крупная компания ежегодно выплачивает страховые возмещения приблизительно десяти владельцам угнанных машин. Особой популярностью у угонщиков пользуются не только дорогие Audi A 8, Audi A6, BMW X5. Не брезгуют они ВАЗ-2109 и другими более дешевыми автомобилями, которые «плохо стоят»…

Видов страхования немного: КАСКО (страхование транспортного средства от повреждений и от угона), гражданской ответственности владельца транспортного средства (обязательное и добровольное), водителя и пассажиров от несчастных случаев (обязательное и добровольное). Обязательным у нас страхование называется только на бумаге: оно введено не законами, а различными подзаконными актами, и на практике игнорируется водителями. А вот страховым продуктам несть числа. Вы можете застраховаться не только от ДТП, но и от отдельных рисков…