Страницы истории Украинский след в автодизайне


В автомобильный дизайн внесли свою лепту итальянцы, французы, американцы, британцы. Их творения известны по всему миру и у каждой страны есть неповторимый почерк. Мало кто знает, что в истории автомобильного стиля оставили свой след и украинцы. Знатокам-автолюбителям хорошо известен дизайнер Яков Савчик (подробнее о нем – в «Тест-Драйв» за сентябрь 2014 г.). Но мало кто знает о талантливом стилисте графе Алексее Сахновском.

Граф Алексей СахновскийГраф Алексей Сахновский

Род Сахновских очень давний – известен еще с казацких времен. В XVII-XVIII веках Сахновские были сотниками и обозными, а затем получили дворянский титул. Среди их родственников – представители других украинских знатных родов – Полуботков, Лысенко, Гоголь-Яновских. Граф Владимир Сахновский, женился на внучке сахарозаводчика и мецената Артема Терещенко, самого богатого украинца того времени. А 12 ноября 1901 года у них родился сын Алексей.

Minerva AH Van den Plas 1927 годаMinerva AH Van den Plas 1927 года

Packard Convertible Victoria Van den Plas 1928 годаPackard Convertible Victoria Van den Plas 1928 года

Молодой граф рос в роскоши в пятиэтажном особняке Сахновских. Родители постарались дать ему хорошее образование: Алексей в совершенстве выучил английский, немецкий и французский. С автомобилями он познакомился в самом малом возрасте, ведь семья приобрела лимузин Mercedes и наняла водителя. Новое изобретение заинтересовало юного Алексея и уже в 13 лет он создал свой первый проект моторизированного экипажа.

Minerva AH для индийского махараджи

Minerva AH для индийского махараджи, 1928 год

Rolls-Royce 20 HP Van den Plas Sedan создан для сына Артура Конан ДойляRolls-Royce 20 HP Van den Plas Sedan создан для сына Артура Конан Дойля

Когда к власти пришли большевики и начался террор, зажиточной семье Сахновских стала угрожать опасность. Владимир покончил с собой, а Алексей уехал из страны и поселился у своей тетки в Швейцарии. Окончив университет Лозанны, он поначалу попробовал себя в роли модельера одежды. Но вскоре Сахновский нашел работу в бельгийском кузовном ателье Van den Plas. Его талант заметили, он очень быстро продвинулся вверх по карьерной лестнице и стал арт-директором.

Minerva AK Faux Cabriolet 1929 годаMinerva AK Faux Cabriolet 1929 года

Minerva AL 40 CV Van den Plas 1929 годаMinerva AL 40 CV Van den Plas 1929 года

Первая же работа Алексея Сахновского (в Бельгии он подписывался Алексис де Сахновски) стала успешной. Кабриолет Minerva, созданный для индийского махараджи, выиграл Гран-при на престижном конкурсе автостиля в Монте-Карло в 1926 году. Затем последовали еще несколько интересных работ на шасси Minerva, одна из которых повторила успех в Монте-Карло. Отметили и седан Rolls-Royce 20 HP, который, кстати, приобрел сын Артура Конан Дойля.

Cord L-29 Hayes Coupe 1930 года - шедевр Алексея СахновскогоCord L-29 Hayes Coupe 1930 года — шедевр Алексея Сахновского

Граф Сахновский и American Austin Business Coupe, 1930 годГраф Сахновский и American Austin Business Coupe, 1930 год

По-настоящему молодой дизайнер заявил о себе в 1928 году с роскошным кабриолетом на базе Packard Eight. Сахновский снова получил Гран-при в Монте-Карло, а его творения выкупили представители Packard и вывезли в США.

American Austin Roaster 1932 годаAmerican Austin Roaster 1932 года

DeVaux Coupe 1931 годаDeVaux Coupe 1931 года

Вскоре и самому графу начали поступать приглашения на работу из Штатов. Первой пришла пропозиция от дизайн-студии General Motors, но Алексей отверг ее. Вместо этого он согласился стать ведущим стилистом кузовного ателье Hayes. Уже первый его проект на новом месте поразил публику. На базе революционного переднеприводного Cord L-29 Сахновский в 1930 году создал сногсшибательное купе. Отсутствие карданного вала позволило сделать автомобиль очень низким. Рядная 4,9-литровая «восьмерка» мощностью 125 л. с. позволяла достичь 125 км/ч. Cord L-29 Hayes Coupe стал победителем конкурсов в Монте-Карло и Париже, причем во Франции главный приз автомобилю присудили заочно – до его прибытия на автошоу. До этого американские кузовные ателье не выигрывали подобные награды в Европе. А уже в наши дни купе продали с аукциона за миллион долларов.

Marmon Sixteen Convertible Victoria, 1931 год

Nash Sedan 1934 года

Cord L-29 Hayes Coupe принес Алексею Сахновскому мировую известность и заказы посыпались, как из рога изобилия. Первой подоспела компания American Austin, пытавшаяся наладить в США производство компактных автомобилей на шасси британского Austin. Сахновский спроектировал купе и кабриолет, а несколько лет спустя, когда марку переименовали в American Bantam, обновил их стиль. В 1931 году он взялся за разработку стиля новой марки DeVaux, которая, правда, просуществовала всего год. Его перу принадлежит и кабриолет Marmon Sixteen Convertible Victoria. Стилист также присоединился к созданию изящного фаэтона Packard Twelve. Его 160-сильный V12 позволял развить 160 км/ч. А с 1934 года Сахновский работал над стилем разных моделей марки Nash. Особенно необычно выглядели автомобили 1939 года выпуска.

Packard Twelve Dual Cowl Sport Phaeton, 1934 годPackard Twelve Dual Cowl Sport Phaeton, 1934 год

Auburn 851 SC Speedster 1935 годаAuburn 851 SC Speedster 1935 года

В середине 30-х годов Сахновский заинтересовался аэродинамикой и начал внедрять редкий тогда обтекаемый стиль. Его проекты во многом опережали время. Первенцем стал кабриолет Auburn 851 SC Boattail Speedster с зауженной задней частью, как у лодки (см. «Тест-Драйв» за декабрь 2009 г.), в создании которого дизайнер принял участие. Автомобиль не только выглядел стремительно, но и мог развить 165 км/ч благодаря 150-сильной компрессорной «восьмерке».

Алексей Сахновский и Auburn 851 SC SpeedsterАлексей Сахновский и Auburn 851 SC Speedster

White WA122 Labatt’s 1936 года

Затем граф переориентировался на грузовые автомобили, которые получились еще более причудливыми, чем его легковые проекты. Особенно ярким и неординарным стал проект автопоезда White 1936 года с цистерной для канадской пивоваренной компании Labatt’s. На всемирной выставке в Нью-Йорке он даже удостоился награды. Другой грузовик White стал основой для экскурсионного автобуса с мягкой складывающейся крышей. В 1938 году по проекту Сахновского  было выпущено свыше 200 обтекаемых бензовозов Dodge Airflow Tanker Truck.

White Model 706 Tour Bus 1937 годаWhite Model 706 Tour Bus 1937 года

Проект обтекаемого бензовоза СахновскогоПроект обтекаемого бензовоза Сахновского

Оригинальное творение стилиста – дом на колесах Jungle Yacht («яхта для джунглей») на базе International D-35 для африканской экспедиции исследователя Аттилио Гатти. Этот 13-метровый автопоезд превратили в пятикомнатные апартаменты, включающие лабораторию, фотостудию и радиорубку.

International D-35 Jungle Yacht для экспедиции Аттилио ГаттиInternational D-35 Jungle Yacht для экспедиции Аттилио Гатти

Dodge Airflow Tanker Truck, 1938 годDodge Airflow Tanker Truck, 1938 год

В 1942 году Алексея Сахновского, получившего к тому времени гражданство США, призвали в американскую армию. Интересно, что в составе дипломатической миссии графа отправили в Москву налаживать поставки техники по ленд-лизу.

Nash Ambassador Eight Coupe, 1939 годNash Ambassador Eight Coupe 1939 года

American Bantam Model 62 Deluxe Roadster 1939 годаAmerican Bantam Model 62 Deluxe Roadster 1939 года

В послевоенное время дизайнер продолжил работу над обтекаемой техникой. В частности, в 1950 году увидел мир автобус White Dream Coach, впервые в мире получивший кондиционер. Кроме того, Сахновский начал сотрудничество с конструктором Престоном Такером и предложил ему проект купе Tucker Carioca. Для своего времени конструкция Tucker была прорывом: расположенный сзади оппозитный 166-сильный двигатель с впрыском топлива, независимая подвеска всех колес, вариатор, каркас безопасности. Но проблемы с надежностью поставили крест на автомобили. Всего выпустили только 51 седан Tucker, а Carioca так и не воплотили в металле.

White Dream Coach 1950 года - первый в мире автобус с кондиционеромWhite Dream Coach 1950 года — первый в мире автобус с кондиционером

Tucker CariocaTucker Carioca

Алексей Сахновский занимался не только автомобильной техникой. Так, именно он является автором популярного радиоприемника Emerson Model BD-197. Граф долгое время сотрудничал с различными американскими журналами: готовил статьи о стиле – автомобильном и не только. На страницах печатной прессы стилист публиковал наброски своих футуристических концепт-каров.

Радиоприемник Emerson Model BD-197Радиоприемник Emerson Model BD-197

Эскиз автомобиля авторства Алексея СахновскогоЭскиз автомобиля авторства Алексея Сахновского

Великого дизайнера не стало в 1964 году, однако он оставил после себя богатое наследие. Его смелые проекты и сейчас вызывают изумление. Они опередили время и мало кто знает, что это творения украинца.

Эскиз спортивного автомобиля авторства Алексея СахновскогоЭскиз спортивного автомобиля авторства Алексея Сахновского