Страницы истории Plymouth Barracuda: лошадиные силы – превыше всего


В середине 60-х годов в США сформировался особый класс автомобилей – pony cars («автомобили-пони»). Это были компактные (по американским меркам, то есть менее 5 м в длину) спортивные купе и кабриолеты с большими и мощными двигателями V8. Начало этому сегменту положил легендарный Ford Mustang, а вскоре у него появились последователи – Chevrolet Camaro, Pontiac Firebird и Plymouth Barracuda. Последний в этом году празднует свой полувековой юбилей.

Plymouth Valiant Barracuda 1964 годаPlymouth Valiant Barracuda 1964 года

Plymouth Barracuda 1966 года

Plymouth Barracuda 1966 года

Ошеломительный успех Ford Mustang 1964 года заставил конкурентов начать стахановскими темпами проектировать подобные молодежные модели. Первыми подобный автомобиль представили специалисты концерна Chrysler. Чтобы ускорить разработку, было решено не создавать полностью новое купе, а подготовить особую двухдверную версию доступного Plymouth Valiant. Название для нее подобрали громкое – Barracuda. Именно так называется хищная морская рыба, способная развивать скорость до 40 км/ч.

Plymouth Barracuda Convertible второго поколения, 1967 годPlymouth Barracuda Convertible второго поколения, 1967 год

Plymouth Barracuda Fastback 1968 года

Plymouth Barracuda Fastback 1968 года

Тем не менее, поначалу автомобиль не очень-то соответствовал своему названию, ведь динамика была не самой лучшей. Базовая версия была оснащена 2,8-литровой 101-сильной рядной «шестеркой», а флагманский вариант получил 4,5-литровый V8 мощностью 180 л. с. Для сравнения, «восьмерка» Mustang развивала на 100 л. с. больше. Зато Valiant Barracuda привлекал довольно оригинальным внешним видом с большим углом наклона задних стоек крыши (такой кузов называется купе-фастбэк) и панорамным задним стеклом. Хотя модель и считалась компактной, ее длина достигала 4,8 м. Однако, американская молодежь хотела больше лошадиных сил под капотом и даже весьма низкая цена в 2500 долларов (18 800 долларов по современному курсу) не слишком привлекала покупателей. Не помогла и презентация версии с 235-сильным V8, 3-ступенчатой автоматической трансмиссией и передними дисковыми тормозами. До 1966 года выпустили всего 125 тыс. Barracuda тогда, как главный соперник Mustang за это время разошелся по миру в количестве полутора миллионов единиц.

Plymouth Barracuda Hardtop 1969 годаPlymouth Barracuda Hardtop 1969 года

Plymouth Cuda Convertible 1969 года

Plymouth Cuda Convertible 1969 года

Руководство концерна Chrysler поняло свой просчет и в 1967 году был подготовлен полностью новый Barracuda. Его дизайн стал элегантнее, а сам автомобиль немного увеличили в размерах. Появились различные кузовные версии – купе-фастбэк, купе-хардтоп (без центральных стоек крыши) и кабриолет. В перечне опций появился кондиционер.

В 1969 году Plymouth Cuda получил 7,2-литровый V8В 1969 году Plymouth Cuda 440 получил 7,2-литровый V8

Plymouth Barracuda третьего поколения появился в 1970 году

Plymouth Barracuda третьего поколения появился в 1970 году

Но, главное, для Barracuda подготовили новые двигатели V8 объемом 5,6 л (275 л. с.) и 6,3 л (300 и 330 л. с.). У самой мощной версии разгон до 100 км/ч занимал 7,2 с. Однако мотор получился слишком большим и чтобы он поместился в подкапотное пространство, пришлось убрать гидроусилитель руля. В результате, управляемость ухудшилась, по сравнению с базовой моделью. Таким же образом поступили и при установке в 1969 году на вариант 440 еще большей 7,2-литровой 375-сильной «восьмерки», позволявшей разгоняться до 100 км/ч за 6,4 с. Кстати, с этого времени модельный ряд разделили на две линейки: обычная версия как и ранее называлась Barracuda, а более спортивная – Cuda. Последняя отличалась кожаной отделкой салона, сиденьями с интегрированными подголовниками, стандартными передними дисковыми тормозами, усилителем руля и дифференциалом повышенного трения.

Plymouth Cuda Six Pack Convertible 1970 годаPlymouth Cuda Six Pack Convertible 1970 года

Версия Cuda получила кожанный салон и спортивные сиденья

Версия Cuda получила кожанный салон и спортивные кресла

Однако продажи Barracuda так и остались на уровне предшественника. Поэтому модель к 1970 году решили радикально переработать. Во-первых, для нее разработали полностью новую платформу, общую с родственным купе Dodge Challenger. Длину автомобиля уменьшили до 4,75 м, а вот ширина выросла до 1,9 м. Во-вторых, преобразился и дизайн. Молодой 28-летний стилист Джон Герлитц создал агрессивные купе и кабриолет с длинным капотом, сдвинутым назад салоном, высокой оконной линией и стильными «жабрами» на боковинах. За доплату предлагали заднее антикрыло. Привлекательности придавали еще и яркие цвета кузова с необычными названиями – желтый «Витамин С», красный «Мулен Руж», фиолетовый «Сумасшедшая слива», салатовый «Дерзкая трава». Можно было выбрать и двухцветную окраску.

Plymouth Hemi Cuda стоял на вершине модельного ряда 1970 годаPlymouth Hemi Cuda стоял на вершине модельного ряда 1970 года

Могучий 7,0-литровый V8 Hemi развивал 425 л. с.

Если для базового варианта еще предлагали рядную 3,2-литровую «шестерку», то Cuda оснащали исключительно V8. Три из них перешли в наследство от предшественника, но были и новые двигатели. Так, 7,2-литровый мотор в версии Six Pack дополнили тремя двухкамерными карбюраторами, что подняло его мощность до 390 л. с. На вершине модельного ряда расположилась модификация с 7,0-литровым V8 Hemi. Этот фактически гоночный мотор с полусферическими камерами сгорания  развивал внушительные 425 л. с. С 4-ступенчатой «механикой» Hemi Cuda разгонялся до 100 км/ч за 5,6 с и мог достичь 250 км/ч. Со старта он преодолевал 400 м за 13,5 с. Впрочем, этот двигатель был не слишком приспособлен к повседневной езде, а вот Six Pack  в этом плане был предпочтительнее.

За доплату для Cuda предлагали антикрылоЗа доплату для Cuda предлагали антикрыло

Plymouth AAR Cuda 1970 годаPlymouth AAR Cuda 1970 года

Модификация с Hemi была еще и недешевой: она стоила свыше 4000 долларов. Потому наряду с ней предложили еще один вариант – AAR Cuda. По сути, это была дорожная версия гоночного автомобиля из чемпионата Trans Am. Купе облегчили на 50 кг, установили стеклопластиковый капот с воздухозаборником и заостренный задний спойлер. Специальная 5,0-литровая «восьмерка» на бумаге развивала 290 л. с., хотя в действительности ее мощность составляла около 350 л. с. По динамике AAR Cuda не сильно уступал модификации с Hemi – 5,8 с до 100 км/ч и максимальные 220 км/ч. Зато в управлении он был лучше благодаря доработанным подвеске и рулевому управлению. Да и стоило такое купе дешевле, а потому за год выпустили свыше 2700 AAR Cuda против 665 Hemi Cuda. Всего же произвели около 50 тыс. Barracuda всех модификаций.

Plymouth AAR Cuda - дорожная версия гоночного автомобиляPlymouth AAR Cuda — дорожная версия гоночного автомобиля

Plymouth Barracuda 1971 года

В 1971 году модель немного обновили – добавили «зубастую» решетку радиатора. Из предложения исчез AAR Cuda, а уровень продаж флагманских версий резко снизился в виду увеличения стоимости страховки, которая была привязана к мощности двигателя. Поэтому, например, выпустили лишь 115 Hemi Cuda, из них только 11 кабриолетов.

В 1971 году автомобиль получил новую решетку радиатораВ 1971 году автомобиль получил новую решетку радиатора

Plymouth Cuda Convertible 1971 года

Plymouth Cuda 440 Convertible 1971 года

Еще хуже ситуация стала год спустя. Из-за строгих экологических норм пришлось свернуть выпуск двигателей Six Pack и Hemi. Остался лишь 5,6-литровый V8 с уменьшенной до 240 л. с. мощностью. С 1973 года, правда, появилась 5,9-литровая «восьмерка», но она развивала не намного больше – 245 л. с. Новые стандарты безопасности заставили снять с производства кабриолет. Продажи упали вдвое, даже несмотря на обновление модели: она получила круглые фонари и новую радиаторную решетку.

Plymouth Hemi Cuda 1971 года

Plymouth Hemi Cuda Convertible 1971 года на аукционе продали за 2,4 млн. долларов

Plymouth Hemi Cuda Convertible 1971 года на аукционе продали за 2,4 млн. долларов

Окончательно уничтожил Plymouth Barracuda топливный кризис. Когда стоимость бензина увеличилась в несколько раз, огромные «прожорливые» моторы резко перестали быть популярными. В конце концов весной 1974 года было принято решение прекратить выпуск модели. Работы над четвертым ее поколением прекратили, хотя первые прототипы уже проходили тесты.

Plymouth Cuda 1972 годаPlymouth Cuda 1972 года

Plymouth Cuda 1973 годаPlymouth Cuda 1973 года

В наши дни Barracuda превратился в объект охоты автомобильных коллекционеров. Экслюзивности прибавляет и тот факт, что марка Plymouth и была ликвидирована в 2001 году. Эти автомобили стали звездами автомобильных аукционов. Особенно ценятся версии с Hemi: редкий кабриолет 1971 года недавно продали за 2,4 миллиона долларов! Автомобиль прославили и в популярной культуре – его можно увидеть в сериале «Нэш Бриджес» и в фильме «Угнать за 60 секунд».

Модели 1972-1974 годов получили круглые фонариМодели 1972-1974 годов получили круглые фонари

Последний Plymouth Barracuda 1974 года

В XXI веке интерес к pony cars разгорелся с новой силой. Нынешние Ford Mustang и Chevrolet Camaro очень напоминают своих предков из 60-х годов, возродили и собрата Plymouth Barracuda, Dodge Challenger. По некоторым данным, сейчас ведется разработка и нового Barracuda, а представят его под маркой Chrysler.

Plymouth Cuda, 1974 год Последний Plymouth Barracuda 1974 года