Страницы истории Pininfarina: мастера автостиля


Италия не один век дарит человечеству шедевры искусства. Гении с Аппенин подарили миру Колизей и «Мону Лизу», «Декамерон» и «Божественную комедию». В ХХ веке появилось новое направление творчества – автомобильный дизайн. И здесь итальянские мастера преуспели: кузовные ателье Bertone, Italdesign Guigaro, Zagato всегда были в авангарде автомобильного стиля. Видное место в этой когорте занимает и дизайнерская студия Pininfarina, празднующая в этом году свое 85-летие.

LogoБатиста ФаринаБатиста Фарина — основатель и многолетний глава Pininfarina

Pininfarina – детище итальянского стилиста Батисты Фарины. Он был десятым в семье из одиннадцати детей, а потому получил прозвище Пинин («малыш»). В 1919 году старший брат Батисты, Джованни, основал в Турине кузовное ателье Stabilimenti Farina и Пинин начал помогать ему. Год спустя он отправился в командировку в США, где познакомился с самим Генри Фордом. Тот предложил молодому дизайнеру остаться, но Батиста вернулся домой и продолжил развивать семейный бизнес. В Италии ему даже довелось попробовать себя в качестве гонщика в 1921 году установил рекордное время в ралли «Аоста – Гран Сан Бернардо».

Lancia Dilambda 1931 годаLancia Dilambda 1931 года — первенец Pininfarina

Cadillac Series 452-A V16 Roadster 1931 Cadillac Series 452-A V16 Roadster 1931 года принадлежал индийскому махарадже

В конце 20-х Фарина сдружился в Винченцо Лянчей, основателем и владельцем Lancia. Тот подтолкнул его к созданию собственного ателье дизайна и 22 мая 1930 года была зарегистрирована компания Società anonima Carrozzeria Pinin Farina. Как нетрудно догадаться, ее первенцем стал автомобиль марки Lancia – лимузин на базе модели Dilambda с 4,0-литровым 100-сильным под капотом.

Lancia Aprilia 1936 годаLancia Aprilia 1936 года

Alfa Romeo 6C 2300B Pescara 1937 годаAlfa Romeo 6C 2300B Pescara, 1937 год

Вскоре вслед за Lancia Dilambda последовали другие модели — купе Hispano-Suiza и элегантный кабриолет Cadillac V16. Последний создали по заказу махараджи из индийского города Орчха. Тот был заядлым охотником, поэтому в автомобиле разместили шесть отделений для ружей и патронов, а также установили специальное подъемное кресло, чтобы он мог стрелять, не выходя из машины. А 165-сильный V16 не только давал возможность развить 145 км/ч, но и отличался неимоверной плавностью работы.

Lancia Astura Bocca 1938 годаLancia Astura Bocca 1938 года

Alfa Romeo 8C 2900B Spider Aerodinamica 1939 годаAlfa Romeo 8C 2900B Spider Aerodinamica 1939 года

Первое время ателье Pininfarina работало по индивидуальным заказам – создавало эксклюзивные кузова для богатых клиентов, желающих выделиться. За основу брали модели Fiat, Rolls-Royce, Isotta-Fraschini. Начали экспериментировать и с аэродинамикой: в 1937 году представили обтекаемое купе Alfa Romeo 6C 2300 Pescara.  Впрочем, и с автопроизводителями тоже сотрудничали: так по заказу Lancia выпустили шесть кабриолетов Astura Bocca. Первой же массовой моделью, чей внешний вид разработали в Pininfarina, стал Lancia Aprilia. Благодаря испытаниям в аэродинамической трубе удалось добиться рекордного для тех лет коэффициента лобового сопротивления – 0,47. Кстати, оба Lancia имели несущий кузов тогда, как большинство ателье тех лет работали исключительно с рамными моделями.

Lancia Aprilia Cabriolet 1946 годаLancia Aprilia Cabriolet 1946 года

Alfa Romeo 6C 2500 SS Cabriolet 1947 годаAlfa Romeo 6C 2500 SS Cabriolet 1947 года

На 1939 год в Pininfarina работали уже 400 человек да и заказов хватало – выпускали по 150 кузовов в месяц. Одним из самых ярких творений стал Alfa Romeo 8C 2900 B Spider Aerodinamica с выдвижными фарами. Однако начало войны заставило Батисту Фарину изменить планы. Вместо роскошных кабриолетов и скоростных купе пришлось выпускать фургоны «скорой помощи». Предприятие превратилось в военный объект и неудивительно, что его разбомбила авиация союзников.

Cisitalia 202, 1947 год

Ferrari 342 America 1952 года Ferrari 342 America 1952 года — первый плод сотрудничества марки с Pininfarina

Когда наступил мир, пришлось начинать все заново. Но Фарина не унывал, ведь послевоенный экономический бум спровоцировал спрос на дорогие автомобили. Зажиточные европейцы и американцы изголодались за новыми моделями. Уже в 1946 году ворота отстроенного завода покинули очень схожие кабриолеты Alfa Romeo 6C 2500 SS и Lancia Aprilia. Батиста вместе с сыном Серджио сели за руль автомобилей, поехали на Парижский автосалон и припарковали их возле входа на выставку. Новинки сотворили настоящий фурор.

Maserati A6G CS 1953 годаMaserati A6G CS 1953 года

Lancia Aurelia B24 Spider 1954 годаLancia Aurelia B24 Spider 1954 года

Но по-настоящему заявить о себе в Pininfarina смогли благодаря Cisitalia 202. Компактные купе и кабриолет привлекали обтекаемым дизайном с вытянутым изящным силуэтом. Аэродинамика оказалась настолько совершенной, что скромного 1,1-литрового 70-сильного мотора хватало, чтобы развить 170 км/ч. Все 170 автомобилей собрали в цехах Pininfarina. Cisitalia 202 даже выставили в музее современного искусства в Нью-Йорке.

Alfa Romeo Giulietta Spider 1954 года

Ferrari 375 MM Coupe Speciale стал подарком актрисе Ингрид БергманFerrari 375 MM Coupe Speciale стал подарком актрисе Ингрид Бергман

Судьбоносной для Pininfarina стала встреча в 1951 году Батисты Фарины и Энцо Феррари. После ужина в небольшом ресторанчике возле Турина два гения подписали сделку, определившую будущее их компаний на десятилетия. С тех пор и до наших дней внешний вид почти всех дорожных Ferrari создавался в сотрудничестве с Pininfarina. Первым плодом партнерства стал Ferrari 342 America. Строгие купе и кабриолет с 4,1-литровым 200-сильным V12 разгонялись до 185 км/ч.

Peugeot 403 1955 годаPeugeot 403, 1955 год

Ferrari 410 Superfast 1956 годаFerrari 410 Superfast 1956 года

За 342 America последовали Ferrari 212 Inter, 250 Europa 250 Tour de France (подробнее о Ferrari 250 можно прочитать в «Тест-Драйв» №4’2015). Особого упоминания заслуживает утонченный Ferrari 375 MM Coupe Speciale. Это купе с длинным капотом и выдвижными фарами стало подарком режиссера Роберто Росселини своей жене, актрисе Ингрид Бергман. Оно было не только красивым, но и быстрым, ведь 4,5-литровый V12 мощностью 340 л. с. разгонял его до 240 км/ч.

Lancia Florida 1957 года - личный автомобиль Батисты ФариныLancia Florida 1957 года — личный автомобиль Батисты Фарины

Cadillac Eldorado Brougham 1959 годаCadillac Eldorado Brougham 1959 года выпускали на предприятии Pininfarina

Еще более быстрым стал 360-сильный Ferrari 410 Superamerica – он достигал 260 км/ч. В Pininfarina, естественно, разработали его дизайн, а наряду со стандартной версией специально для США представили вариант Superfast. Его внешний вид выполнили в типичном американском стиле тех лет с обилием хрома и огромными «килями» на задних крыльях.

Peugeot 404 1960 годаPeugeot 404 1960 года

Pininfarina X 1960 годаФутуристический Pininfarina X 1960 года

Хотя Ferrari и стали основными партнерами Pininfarina, о других марках также не забывали. В частности, команда Батисты Фарины разработала дизайн знаменитых Maserati A6G CS и Lancia Aurelia B24. Стилисты создавали не только спортивные и роскошные модели, но и более доступные автомобили – такие, как Peugeot 403, выпущенный миллионным тиражом.  А Alfa Romeo Giulietta Spider не только разработали, но и выпускали своими силами – всего изготовили 1025 кабриолетов. Для себя же Батиста Фарина спроектировал респектабельное черное купе Lancia Florida.

Lancia Flavia Coupe 1962 годаLancia Flavia Coupe, 1962 год

Chevrolet Corvette Rondine 1963 годаChevrolet Corvette Rondine 1963 года

Со временем Pininfarina и Stabilimenti Farina слились в одну компанию, ставшую, таким образом, семейным бизнесом. В 1956 году предприятие переехало в новые большие цеха на окраине Турина. Теперь оно было готово к масштабному производству и заказы не заставили себя ждать. Затем, именно здесь собирали самый самого технологичный автомобиль 50-х – Cadillac Eldorado Brougham. Этот седан получил центральный замок, электропривод передних сидений с памятью на настройки, кондиционер, круиз-контроль, самозатемняющееся зеркало заднего вида и даже пневмоподвеску. Впрочем, и дизайн получился запоминающимся – с распашными дверьми и фирменными «плавниками». Всего в Pininfarina собрали более чем 200 Eldorado Brougham.

Nissan Bluebird 1963 годаNissan Bluebird 1963 года

Ferrari 275 GTB 1964 годаFerrari 275 GTB 1964 года

На волне успеха отец и сын Фарина решились на оригинальный шаг – сменили фамилию на Пининфарина, причем разрешение выписал сам президент Италии. С начала 60-х годов Батиста постепенно начал передавать бразды правления компанией Серджио. Под руководством младшего Пининфарины были созданы такие шедевры, как Ferrari 250 GT Berlinetta Lusso и 275 GTB, считающиеся одними из самых красивых машин своего времени. Особенно поражал Ferrari 275 GTB, чей 300-сильный V12 помогал развить 265 км/ч.

Alfa Romeo Spider Duetto 1966 года — последнее творение Батисты Пинифарины

Ferrari 365 P Berlinetta Speciale 1966 годаFerrari 365 P Berlinetta Speciale 1966 года

На фоне серийных жеребцов из Маранелло выделялся Ferrari 365 P Berlinetta Speciale. Это среднемоторное купе построили на шасси гоночного спортпрототипа и оснастили 4,4-литровым V12 мощностью 380 л. с. В Pininfarina же создали сверхобтекаемый кузов с панорамной прозрачной крышей. Интересно, что автомобиль был трехместным: водитель сидел по центру, а пассажиры – по бокам. Всего выпущено только два Ferrari 365 P Berlinetta Speciale и оба стали подарками. Одно купе преподнесли главе правления Fiat Джанни Аньели в честь вхождения Ferrari в этот концерн, второе презентовали другу Энцо Феррари и представителю марки в США Луиджи Чинетти.

Fiat 124 Sport SpiderFiat 124 Sport Spider 1966 года — близкий родственник ВАЗ-2101

Ferrari 365 GTB4 Daytona 1968 годаFerrari 365 GTB4 Daytona, 1968 год

Среди других творений Pininfarina этого периода следует отметить изящные купе Lancia Flavia и Flaminia, а также очень успешный седан Peugeot 404, выпущенный в количестве 1,8 миллиона единиц. Впервые компания получила заказ от японского производителя – разработала Nissan Bluebird. Кроме того, 60-е годы – эпоха футуристических концепт-каров. Особенно выделяется Pininfarina X, чьи колеса были расположены в виде ромба: одно на первой оси, два – на второй и еще одно – на третьей. Это, а также кузов в форме пули, позволили добиться очень низкого коэффициента лобового сопротивления – 0,23. А вот Chevrolet Corvette Rondine выглядел более традиционно, но зато поражал своей элегантностью.

Peugeot 504 Coupe 1969 года

Ferrari 365 Berlinetta Boxer 1973 года

Последним творением Батисты Пининфарины стал знаменитый Alfa Romeo Spider Duetto, находившийся на конвейере почти 30 лет. В 1966 году великого дизайнера не стало, но Серджио Пинифарина успешно продолжил дело отца. В конце 60-х ему удалось создать сразу два легендарных Ferrari. Среднемоторный Dino стал данью памяти умершему сыну Энцо Феррари. Утонченные купе и кабриолет пользовались немалой популярностью, ведь были самыми доступными в линейке марки. А вот Ferrari 365 GTB/4 прославился, как самый быстрый автомобиль своего времени – он достигал 280 км/ч благодаря 352-сильному V12. Дизайнеры также постарались на славу: наделили автомобиль клиновидным силуэтом, выдвижными фарами и кнопками вместо дверных ручек. Кроме того, увидел мир стреловидный Ferrari 512 S Speciale с откидным стеклянным колпаком вместо лобового стекла.

Rolls-Royce Camargue 1975 годаRolls-Royce Camargue 1975 года

Ferrari Pinin 1980 годаУникальный седан Ferrari Pinin, 1980 год

В Pininfarina также показали, что спортивную модель можно сделать и из  массового автомобиля. Так, на основе Fiat 124 (донора «Жигулей» ВАЗ-2101) создали яркий кабриолет. Мощность двигателя подняли до 90-120 л. с., что подняло максимальную скорость до 180 км/ч. За два десятилетия выпущено свыше 200 тыс. Fiat 124 Sport Spider, причем часть из них полностью изготовили в цехах кузовного ателье. Точно так же на базе Peugeot 504 разработали купе и кабриолет.

Lancia 037 1981 года

Lancia 037 1981 года — победитель чемпионата мира по ралли

Cadillac Allante 1984 годаCadillac Allante 1984 года собирали по обе стороны Атлантики

Серджио Пинифарина взялся расширять компанию и внедрять новые технологии – создал новый исследовательский центр и открыл полноразмерную аэродинамическую трубу, где можно было продувать полноразмерные автомобили, а не макеты. Именно это помогло сделать Ferrari 308 и Berlinetta Boxer более обтекаемыми. В Pininfarina также предложили партнерам проект представительского седана Ferrari Pinin, но он так и не стал серийным. Зато довольно успешным стал роскошный Rolls-Royce Camargue с нетипичным для британской марки стилем.

Ferrari Testarossa 1984 годаFerrari Testarossa 1984 года

Ferrari Mythos 1989 годаFerrari Mythos 1989 года

Технологические нововведения дали свои плоды при разработке раллийного Lancia 037. Это 325-сильное купе в 1983 году выиграло чемпионат мира, оставив позади даже полноприводной Audi Quattro. Кроме того, кузовное ателье помогло создать один из самых известных автомобилей 80-х – легендарный Ferrari F40. Наряду с ним спроектировали внешний вид знаменитого Ferrari Testarossa и обтекаемый концепт-кар Mythos.

Ferrari F50 1995 годаFerrari F50, 1995 год

Peugeot 406 Coupe 1997 годаPeugeot 406 Coupe 1997 года

Pininfarina также прославились благодаря самому длинному в мире конвейеру. По договору с General Motors кузова для Cadillac Allante изготовляли в Италии, а затем отправляли их в США для окончательной сборки. Таким образом произвели более 21 тыс. кабриолетов.

Hyundai Matrix 2001 годаHyundai Matrix 2001 года

В 90-х годах сфера деятельности кузовного ателье расширилась: оно начало разрабатывать дизайн автобусов, трамваев и даже поездов. Хотя, конечно, и основную сферу деятельности развивали. Дизайнеры работали как над эксклюзивным 520-сильным Ferrari F50, так и над более доступными Peugeot 306 и 406 Coupe. Параллельно появлялись и оригинальные концепт-кары вроде кабриолета Ethos. Постепенно перечень партнеров Pininfarina расширился: среди продукции компании – Hyundai Matrix и даже китайский Chery M11.

Трамвай Cobra также спроектировали в PininfarinaТрамвай Cobra также спроектировали в Pininfarina

Chery M11 2007 годаChery M11 2007 года

Экономический кризис заставил отказаться от собственного массового производства. А в 2012 году компания понесла утрату – ушел из жизни Серджио Пининфарина. Это подкосило позиции кузовного ателье, а политика нового руководства привела к финансовой нестабильности. Тем не менее, Pininfarina продолжает создавать все новые шедевры. Помимо серийных Ferrari вроде 458 Italia или FF создаются эксклюзивные модели – такие, как Sergio (см. «Тест-Драйв» №11’2014).  После долгого перерыва возобновлено сотрудничество с Maserati —  спроектировано купе Gran Turismo. Улучшить финансовое положение должно слияние с индийским концерном Mahindra. Так что сейчас ателье на пороге нового этапа в своей истории.

Maserati Gran Turismo 2007 годаMaserati Gran Turismo, 2007 год

Ferrari Sergio 2014 годаЭксклюзивный Ferrari Sergio 2014 года