Страницы истории Mini: юбилей массового британца


Концепция массового «народного» автомобиля родилась у Генри Форда: его легендарный Ford T посадил Америку на колеса. Со временем идеи Форда прижились во многих странах. В частности, в Германии создали Volkswagen Beetle, в Италии – Fiat 500 и 600, а во Франции – Citroen 2CV. А британским народным автомобилем несомненно стал Mini, празднующий в нынешнем году свое 60-летие.

Отец Mini сэр Алек Иссигонис

История Mini начинается в 1956 году. Великобритания уже давно оправилась после Второй мировой, а спортивные модели вроде Jaguar XK140 и Aston Martin DB2 были хорошо известны за пределами Туманного Альбиона. Однако серьезным ударом по автомобильной промышленности страны стал Суэцкий кризис.

Прототип Mini 1958 года

Прототип Mini 1958 года

Конфликт с Египтом вокруг Суэцкого канала привел к сбою поставок нефти с Ближнего Востока. В стране образовался дефицит бензина, топливо на заправках начали продавать в ограниченном количестве. А дороги заполонили экономные немецкие трехколесные модели с мотоциклетными моторами вроде BMW Isetta или Messershmidt Kabienroller. Они выглядели забавно, за что их прозвали автомобилями-пузырьками, но зато были очень дешевыми и экономичными. К тому же, власти Лондона жестко урезали места для бесплатной парковки, поэтому страна нуждалась в компактной машине.

Austin Mini 1959 года

Austin Mini 1959 года

Такая ситуация была не по душе главе концерна British Motors Corporation (BMC) Леонарду Лорду. Однажды он в сердцах заявил: «Пусть будут прокляты эти автомобили-пузырьки! Мы должны их согнать с дороги с помощью настоящей компактной модели!» И поручил талантливому конструктору Алеку Иссигонису создать такую машину. Требования оказались весьма суровыми: при длине 3 м, ширине и высоте в 1,2 м она должна была иметь 1,8-метровый салон и помещать четверых. При этом под капотом необходимо еще поместить 1,0-литровый двигатель. Это был самый маленький мотор от BMC, а на разработку нового денег не было.

Morris Mini Minor 1959 года

Morris Mini Minor 1959 года

К разработке модели приступила небольшая команда из пяти с профессионалов. В октябре 1957 года был готов первый прототип новой модели. Ради безопасной управляемости Алек Иссигонис выбрал передний привод. Однако в то время большинство подобных моделей (французские Citroen Traction Avant и 2CV, американского Cord 810) использовали такую схему исключительно с продольным расположением двигателя. А в прототипе Иссигониса мотор попросту не помещался под капот. Тогда разработчики решили развернуть его и установить поперечно. По сути, они впервые применили компоновку, которая стала традиционной в нынешних переднеприводных моделях.

Автомобиль сделали переднеприводным, а двигатель разместили поперечно

Автомобиль сделали переднеприводным, а двигатель разместили поперечно

Механическую 4-ступенчатую коробку передач расположили прямо внутри поддона картера, а система смазки была общей с двигателем. Еще одно интересное решение использовали в подвеске автомобиля: вместо традиционных пружин установили компактные резиновые конические блоки. Прототип оснастили очень маленькими 10-дюймовыми колесами, поэтому компании Dunlop пришлось разрабатывать для них специальные шины.

Салон первого Mini весьма спартанский

Салон первого Mini весьма спартанский

В июне 1958 года новинку показали Леонарду Лорду. Тот проехался на ней всего 5 минут и был так доволен, что тут же принял решение: побыстрее начать серийное производство. Чтобы выполнить поручение, пришлось немного упростить конструкцию. Объем мотора уменьшили с 948 до 848 куб. см. Мощность составила 34 л. с., а максимальная скорость упала до 116 км/ч, но зато расход топлива стал меньше – 6,5 л/100 км. Ради снижения стоимости на кузове применили внешние дверные петли дверей, были заметны и широкие сварочные швы. Вес составил всего 600 кг. Боковые стекла не опускались, а сдвигались в сторону. Крышка багажника была закреплена снизу и открывалась, как перчаточный ящик.

Универсал Austin Mini Countryman 1960 года

Универсал Austin Mini Countryman 1960 года

Презентация модели состоялась в апреле 1959 года, а продажи стартовали в августе. Интересно, что изначально марки Mini не было: новинка предстала в двух версиях – Austin Mini и Morris Mini-Minor. Они были фактически близнецами и различались разве что формой радиаторной решетки. Однако уже с 1961 года Austin также назвали Mini, а с 1969-го это имя закрепилось за маркой.

Riley Elf 1961 года

Riley Elf 1961 года

Поначалу покупатели с недоверием отнеслись к маленькой машинке, однако впоследствии хорошая реклама сделала свое дело. Впервые в истории журналистам предложили автомобили на длительный тест. Не последнюю роль сыграла и низкая цена в 496 фунтов стерлингов (около 6000 долларов по современному курсу). Премьера модели пришлась на период экономического роста и увеличения благосостояния граждан. За первый год производства продали 20 тыс. автомобилей, за второй – уже 100 тыс., а в 1962 году выпустили уже 200 тыс. До 1965 года по миру разбежались свыше миллиона Mini. Британия, а за ней и вся Европа, влюбилась в маленький автомобильчик. Mini стал не просто средством передвижения, а модным аксессуаром.

Mini Moke поначалу создавали для армии

Mini Moke поначалу создавали для армии

В ВМС не почивали на лаврах и взялись расширить модельный ряд Mini. Сначала в 1960 году представили небольшой коммерческий фургон с удлиненной на 100 мм колесной базой и распашными задними дверьми. Он послужил основой для дебютировавшего через год универсала, который известен как Morris Mini Traveller и Austin Mini Countryman. Автомобиль привлекал внимание оригинальными деревянными молдингами. Затем спроектировали и небольшой пикап грузоподъемностью 250 кг. Эти коммерческие модели выпускались на протяжении двух десятков лет и за это время произвели полмиллиона фургонов, более 200 тыс. универсалов и 58 тыс. пикапов. Они пользовались популярностью у полиции, пожарной охраны и почтовой службы. Показали и более дорогие модификации Mini – Wolseley Hornet и Riley Elf, которые отличались кузовом regt и иной передней частью.

Mini Cooper S 1964 года

Mini Cooper S 1964 года

В 1964 году увидел мир вседорожный Mini Moke, созданный специально для британской армии. Он был настолько легок, что его легко могли десантировать с парашютом. При этом модель оснастили сразу двумя двигателями: один приводил в движение передние колеса, а второй – задние. Однако военные отказались от Moke из-за малого дорожного просвета, хотя на то время уже выпустили 600 этих вседорожников. Пришлось переделывать их в гражданские автомобили. И Алеку Иссигонису это удалось – Moke превратили в пляжные багги. Их производство наладили не только в Великобритании, но и в Австралии и Португалии. Особенно популярными эти автомобили были Калифорнии и Флориде, а также на островах Карибского бассейна. А когда Moke приобрела актриса Бриджит Бардо, количество его поклонников стало еще больше.

Mini Cooper трижды выигрывал Ралли Монте-Карло

Mini Cooper трижды выигрывал Ралли Монте-Карло

Самой интересной модификацией можно назвать Mini Cooper. Друг Алека Иссигониса Джон Купер прославился своими болидами Формулы-1 и спортпрототипами, на его счету – не один чемпионский титул. Именно он увидел потенциал маленькой машинки и взялся за ее доработку. Установили 1,0-литровый двигатель с двумя карбюраторами мощностью 55 л. с. и трансмиссию со «сближенными» передаточными числами. Несколько расширили колею, а на передних колесах появились дисковые тормоза.

Mini 1275GT 1969 года

Mini 1275GT 1969 года

В 1962 году сестра британского гоночного асса Стирлинга Мосса, Пэт, принесла Mini первую победу в ралли Тюльпанов. Затем подготовили более мощный, 1,1-литровый 70-сильный Cooper S, который в 1964 году сотворил настоящую сенсацию: Пэдди Хопкирк триумфовал в ралли Монте-Карло, обогнав мощный 270-сильный Ford Falcon. Через год его успех повторил финн Тимо Мякинен. В 1966 году Mini снова не было равных, но его неожиданно дисквалифицировали из-за использования запрещенной оптики. Победу отдали французскому экипажу, у которого, кстати, были такие же фары, что  спровоцировало настоящий скандал.

Innocenti Mini 1977 года

Innocenti Mini 1977 года

На следующий год британцы решили отомстить и Джон Купер просто подготовил новую модификацию с 1,3-литровым двигателем мощностью 76 л. с. Эта маленькая ракета разгонялась до 100 км/ч за 11,2 с и достигала 160 км/ч, а путем простых доработок можно было поднять мощность до 100-120 л. с. Через год Mini Cooper реабилитировался, а Рауно Алтонен одержал третью победу в Монте-Карло.

Кабриолет Mini 1993 года

Кабриолет Mini 1993 года

Поначалу планировали изготовить всего 1000 Mini Cooper, но до 1971 года выпустили 100 тыс. штук. Эти автомобили подходили не только для гонок, но и для повседневной езды. На них начинали гоночную карьеру будущие чемпионы Формулы-1 Джекки Стюарт, Джеймс Хант и Ники Лауда.

Финальный Mini Cooper 2000 года

Финальный Mini Cooper 2000 года

Конструкцию Mini постоянно модернизировали. Так, в 1963 году предложили мягкую сдвижную крышу, а через год – гидропневматическую подвеску, которая, правда, не прижилась. С 1965 года стала доступна автоматическая трансмиссия, а через два года путем небольших доработок в рулевом управлении диаметр разворота уменьшили с 9,7 до 8,5 м. В 1969 году появился Mini Clubman, удлиненный на 120 мм. Узнать его можно по иной передней части, которая соответствовала современным стандартам безопасности. Представили и универсал, и заряженную версию 1275GT (вместо Mini Cooper).

Mini второго поколения, 2000 год

Однако новый внешний вид отпугнул многих покупателей – большинство хотело приобрести оригинальный Mini. Его продажи все время росли, а рекордным стал 1971 год, когда с конвейера сошло 318 475 автомобилей. Ни одна британская модель тогда не была столь же массовой. Год спустя уже праздновали выпуск трехмиллионного Mini. Власть оценила заслуги Алека Иссигониса, и королева Елизавета II наградила его рыцарским титулом. Сэр Иссигонис в ответ подарил монаршей особе свое творение и лично прокатил ее.

Универсал Mini Cooper S Clubman 2008 года

Но не только Елизавета II оценила преимущества этого автомобиля, среди его владельцев – много знаменитостей. Так, каждый из членов «ливерпульской четверки» The Beatles приобрел себе по Mini, несмотря на то, что в их гаражах стояли и Rolls-Royce Phantom V, и Porsche 911. Их примеру последовали французский певец Шарль Азнавур и вокалист группы Oasis Ноэль Галлахер. Голливудский актер и профессиональный гонщик Стив МакКуин наряду с Ferrari 250GT Lusso и Shelby Cobra купил себе Mini Cooper S. Своеобразной рекламой автомобиля стал кинофильм «Ограбление по-итальянски», где каскадеры творили настоящие чудеса. Но больше всего он известен, как транспортное средство Мистера Бина.

Mini прославился как авто Мистера Бина

В Италии на платформе автомобиля создали небольшой хетчбэк Innocenti Mini с моторами мощностью 50 и 65 л. с., а в Великобритании спроектировали более современный Austin Mini Metro. Настоящий Mini пережил их всех и на протяжении десятилетий не терял популярности. С 1992 года он выпускался исключительно с 1,3-литровым 63-сильным двигателем, причем с впрыском топлива и катализатором. Возродили знаменитый Mini Cooper и наконец-то представили полноценный кабриолет, правда, на заводе Karmann выпустили всего 414 авто. В списке стандартного оборудования появились магнитола и даже водительская подушка безопасности, а среди опций – кожаный салон. В таком виде автомобиль и встретил XXI век и на заре нового тысячелетия ушел на заслуженный отдых. Последний экземпляр сошел с конвейера 4 октября 2000 года. Всего выпустили 5 387 862 Mini всех модификаций.

Mini Countryman 2011 года

На смену классической модели пришел абсолютно другой Mini, созданный под руководством новых владельцев из BMW. Он сохранил стиль знаменитого предшественника, но с технической точки зрения не имел с ним ничего общего. Модель стала современнее и в версии Cooper S получила 175-сильный компрессорный двигатель. В следующем поколении 2006 года возродили универсал Clubman, добавили вседорожник Countryman, купе и даже электромобиль Mini Е.

Купе Mini, 2011 год

Сейчас в производстве уже четвертое поколение Mini, а в линейке даже пятидверная версия появилась. У современного Mini есть свои поклонники, но и об оригинальной модели не забывают. Ее ценят, а наиболее редкие версии уже давно стали коллекционными.

Пятидверный Mini четвертого поколения, 2014 год