Страницы истории Lotus Esprit: нетипичное британское спорткупе


У небольшой марки Lotus не было массовых моделей, да и финансовые проблемы возникали регулярно. Впрочем, это не помешало британцам создать не один яркий спортивный автомобиль. Компания обрела известность благодаря спартанскому Lotus 7, который можно было собрать самому. А на мировой уровень ее вывело купе Lotus Esprit. Оно стало одним из символов 70-80-х годов, ведь сочетало футуристический дизайн, хорошие характеристики и невысокую цену. В этом году Lotus Esprit празднует свое 40-летие.

Lotus

История Lotus Esprit началась в 1969 году, когда основатель и многолетний руководитель Lotus, Колин Чепмэн решил начать разработку наследника купе Europa. Эта модель считалась очень передовой для своего времени, ведь тогда выпускали очень мало серийных среднемоторных автомобилей. Даже Ferrari и Lamborghini делали первые шаги в освоении этой компоновки.

Lotus Kiwi 1972 года

Концептуальный Lotus Kiwi работы Джорджетто Джуджаро

Colin Chapman

Колин Чэпмэн — отец Lotus Esprit

Однако, Колин Чепмэн не боялся экспериментировать. И настоял именно на этой компоновке, которая на тот момент уже принесла Lotus три чемпионских  титула в Формуле-1. Он решил, что новое купе станет мощнее и быстрее, чем Europa, но останется весьма доступным. И, конечно, автомобиль должен был соответствовать девизу Чепмэна: «Динамика благодаря малому весу!»

Lotus Esprit 1976 года

Первый серийный Lotus Esprit 1976 года

Lotus Esprit

Высота автомобиля – всего 1117 мм

Работы над моделью поручили команде конструкторов во главе Тони Раддом, а вот за дизайном кузова обратились к уже знаменитому тогда Джорджетто Джуджаро. Молодой итальянский стилист уже заработал себе доброе имя смелыми решениями и в случае с Lotus также не побоялся экспериментировать. Результат его работы публика увидела на Туринском автосалоне 1972 года: концепт Kiwi поразил публику клиновидным профилем, выдвижными фарами и небольшой высотой – всего 1117 мм.

Lotus Esprit в разрезе

Среднемоторная компоновка была редкостью для 70-х

Правда, под футуристическим кузовом из стеклопластика спрятали шасси от Lotus Europa, ведь новое пока не было готово. Чтобы окончательно доработать его, понадобилось еще три года, поэтому серийная модель поступила в производство только в 1976 году. Впрочем, за это время яркий дизайн не успел устареть. Новинку назвали Esprit.

Lotus Esprit, салон

Салон купе декорирован кожей

На купе установили новый двигатель – первую собственную разработку Lotus. До этого модели марки использовали моторы других производителей. «Четверка» объемом 2,0 л оказалась не менее передовой. Это первый в мире серийный двигатель с четырьмя клапанами на цилиндр. Мощность была не такой уж и большой – 160 л. с. Но поскольку купе весило всего 900 кг, то характеристики оказались очень приличными. Разгон до 100 км/ч занимал 7 с, а максимальная скорость составила 220 км/ч – очень хорошие показатели для середины 70-х годов.

Lotus Esprit,  двигатель

Esprit — первый Lotus с двигателем собственной разработки

Lotus Esprit 007

Lotus Esprit Джеймса Бонда превращался в подводную лодку

Уже первые тест-драйвы показали, что Esprit чувствует себя отлично не только на прямых дорогах. Прекрасно настроенное шасси обеспечивало хорошую управляемость. Кроме того, отмечали богатое оснащение автомобиля: центральный замок, магнитола, кондиционер, кожанный салон, электростеклоподъемники. При этом он был заметно дешевле Ferrari, Lamborghini или Porsche – стоил 7883 фунта стерлингов (16 тыс. деолларов). К слову, собирали купе полностью вручную. Чтобы удешевить автомобиль, механическую 5-ступенчатую коробку переключения передач позаимствовали у Citroen SM. А фонарями поделился кабриолет Fiat X1/9.

Lotus Esprit S2 1978 года

Lotus Esprit JPS

Lotus Esprit JPS посвящен чемпионству Марио Андретти в Формуле-1, 1978 год

Еще больше интерес публики к Esprit подогрел новый фильм о Джеймсе Бонде «Шпион, который меня любил». В нем исполнитель роли агента 007 Роджер Мур ездил как раз на Lotus, да еще и не простом. Нажатием кнопки автомобиль превращался в подводную лодку, а от преследователей отстреливался торпедами. Кстати, в наши дни чудо-автомобиль приобрел за 650 тыс. фунтов (850 тыс. долларов) руководитель Tesla Элон Маск.

Lotus Esprit Turbo

Lotus Esprit Turbo 1981 года

Lotus Esprit S3

Lotus Esprit S3, 1982 год

Выпустив чуть более 700 автомобилей первой серии, в 1978 году показали Esprit S2. Главным его достоинством стал новый 2,2-литровый двигатель. Мощность осталась прежней, но увеличенный со 180 до 217 Н∙м крутящий момент сделал автомобиль более приспособленным для повседневной езды. Год спустя создали серию автомобилей в цветах команды Формулы-1 Lotus, чтобы отметить чемпионство Марио Андретти.

Lotus Esprit Turbo 007

Lotus Esprit Turbo агента 007 из фильма «Только для ваших глаз»

Lotus Esprit , 1987 годLotus Esprit второго поколения, 1987 год

А в 1980 году появилась новая модификация Esprit Turbo. Благодаря турбонаддуву, двигатель выдавал 210 л. с. и 270 Н∙м. Это позволяло разгоняться до 100 км/ч за 6 с и развивать 240 км/ч. Аэродинамический обвес и задний спойлер улучшили управляемость. Esprit Turbo также стал шпионским автомобилем: его Джеймс Бонд использовал в киноленте «Только для ваших глаз». К слову, параллельно с турбированной версией продолжили выпускать и атмосферный Lostus Esprit S3 с увеличенной до 172 л. с. мощностью.

Lotus Esprit 1993 года

Lotus Esprit третьей генерации, 1993 год

Однако, после скоропостижной смерти Колина Чепмэна в 1982 году для Lotus настали тяжкие времена. Без талантливого конструктора и менеджера компания начала терпеть убытки. Спас ее от закрытия концерн General Motors – приобрел в 1986 году контрольный пакет акций.

Lotus Esprit третьего поколения, салон

Lotus Esprit третьего поколения отличался более качественной внутренней отделкой

Новые владельцы сразу же взялись за создание второго поколения Esprit. На сей раз дизайн разрабатывал британец Питер Стивенс. Автомобиль сохранил фамильные черты, но стал выглядеть современнее. Жесткость кузова увеличили благодаря использованию кевлара, а прижимную силу увеличило антикрыло. В салоне появились новые приборы и рулевое колесо (его позаимствовали у Pontiac Firebird). С этого времени для Esprit предлагали только турбомотор, дополненные впрыском топлива. Базовый вариант развивал 215 л. с., но можно было выбрать и 264-сильный Turbo SE. Он достигал 100 км/ч за 5 с и мог разогнаться до 265 км/ч. Оснащение пополнила антиблокировочная система тормозов ABS. Второй Esprit также стал кинозвездой – его сняли в известном триллере «Основной инстинкт».

Lotus Esprit S4 1995 года

Lotus Esprit S4 1995 года

В таком виде купе выпускали до 1993 года, когда увидело мир третье поколение Esprit. Его стиль стал изящнее, появилось больше плавных линий, изменили и отделку салона. Появились и подушки безопасности. Турбодвигатель мощностью 264 л. с. стал базовым, подготовили и 300-сильный вариант S4.

Lotus Esprit V8 1996 года

Lotus Esprit V8 1996 года

Три года спустя у Lotus снова сменился владелец – им стала малазийская фирма Proton. Благодаря финансовым вливаниям, для Esprit разработали полностью новый 3,5-литровый V8 с двойным турбонаддувом, развивавший 350 л. с. Результат – 4,4 с до 100 км/ч и максимальные 285 км/ч. Третья генерация модели стала самой успешной в автогонках: в 1993-1994 годах купе победило в британском чемпионате GT, а также занимало первые места в классе в легендарной гонке «24 часа Ле-Мана».

Lotus Esprit GT1

Lotus Esprit GT1 выигрывал британский чемпионат GT 1993-1994 в годах

Финальный Lotus Esprit V8, 2004 год

Финальный Lotus Esprit V8, 2004 год

Последний Lotus Esprit покинул заводские цеха в феврале 2004 года. Всего за 28 лет собрали 10 675 этих автомобилей. Это неплохой показатель для экзотического спорткупе. Для Lotus это до сих пор очень знаковая модель, поэтому неудивительно, что ее хотят возродить. В 2011 году даже представили концепт-кар Lotus Esprit. Его оснастили гибридной силовой установкой мощностью около 500 л. с. Но из-за новых финансовых проблем его запуск в производство отложен на неопределенное время.

Концепт-кар Lotus Esprit  2011 года

 Тем временем подержанные Esprit остаются весьма заманчивым предложением для коллекционеров. Ведь в Европе модели первого поколения можно приобрести всего за 15-20 тыс. евро, а поздние версии с V8 – за 30-40 тыс.