Страницы истории Honda: полвека прогресса


Послевоенный период – время прорыва японской автомобильной промышленности. Многие компании из Страны Восходящего солнца начинали с производства двухколесной техники – велосипедов, мопедов и мотоциклов, — а уже затем пришли к автомобилям. Ярким примером этого является история марки Honda, которая в этом году празднует полувековой юбилей своей первой четырехколесной модели.

Фото 2Компания Honda – детище известного японского гонщика и инженера Соичиро Хонды. Он с юных лет увлекался автомобилями и с 16 лет работал механиком в автомастерской. В свободное время Хонда взялся конструировать гоночные машины, а в 1937 году организовал предприятие по выпуску поршневых колец для моделей Toyota. Однако, во время авианалета в 1944 году цеха были разрушены. Соиочиро не опустил руки и в октябре 1946 года основал новую компанию Honda Technical Research Institute. Ее специализацией стали мопеды, а штат составлял всего 12 человек. Три года спустя появился и первый мотоцикл. Вскоре фирма сменила название на Honda Motor Company.

Фото 1Соичиро Хонда

На волне японского экономического чуда предприятие Honda очень быстро стало успешным и постоянно наращивало объемы производства. Оно и неудивительно, жители разрушенной войной страны не могли позволить себе машину и обращали взоры на двухколесную технику. А поскольку продукция Honda отличалась высокими качеством и надежностью, то вскоре ее начали экспортировать. К 1959 году марка Honda стала мировым лидером по выпуску мотоциклов и добилась многих громких побед в соревнованиях.

Фото 3 Первый серийный Honda T360 1963 года

Достигнув небывалых высот, Соичиро Хонда понял, что нужно выходить на новый уровень. А потому нанял 50 инженеров и начал строительство цеха по сборке автомобилей. Первые прототипы были готовы в 1962 году – это были компактные пикап T360 и кабриолет S360. Оба были оснащены 356-кубовым 30-сильным четырехцилиндровым мотоциклетным двигателем, причем с двумя распредвалами в головке блока цилиндров.

Фото 4Honda S500 1963 года

Honda RA272 победил на Гран-при Мексики 1965 года

Сначала в производство поступил Honda Т360 – первый пикап сошел с конвейера в августе 1963 года. Простой и неприхотливый он сразу завоевал популярность. Позже появился 38-сильный 530-кубовый вариант Т500. Это же двигатель получил и кабриолет, пошедший в серию под названием S500. Для него мощность подняли до 44 л. с. при высоких 9500 об/мин. Автомобиль весом всего 680 кг развивал 130 км/ч и отличался хорошей управляемостью. За четыре года было собрано свыше 100 тыс. пикапов, а вот S500 стал более редким – 1300 единиц.

OLYMPUS DIGITAL CAMERAHonda S800 Coupe 1966 года

В 1964 году увидел мир доработанный 57-сильный Honda S600, а два года спустя появился S800 с 800-кубовой 70-сильной «четверкой». Последний мог достичь уже 160 км/ч и разогнаться до 100 км/ч за 13 с, а наряду с кабриолетом появилось и элегантное купе. Автомобили неплохо проявили себя в ралли.

Фото 7Honda N600, 1967 год

Параллельно Соичиро Хонда совершил настоящую сенсацию в автогонках: молодая компания представила болид «Формулы-1». Его особенностью стал невероятный 1,5-литровый V12, развивавший 230 л. с. при 12000 об/мин! В 1965 году Ричи Гинтер принес японской команде первую победу на Гран-при Мескики.

Honda Z 1970 года

Затем Соичиро Хонда обратил взор на более массовые автомобили. В 1965 году увидел мир универсал L800 с дефорсированным мотором от S800. Два года спустя представили 3,0-метровый городской автомобиль – переднеприводной N600. Его, кстати, начали поставлять в Европу и США. А в 1970 году появился оригинальный компактный Honda Z.

Honda Civic 1972 года

Фото 10Honda Accord 1976 года

По-настоящему успешным во всем мире стал наследник N600 – Honda Civic 1972 года. Хетчбэк был доступным – стоил 2200 долларов, то есть 13 200 долларов по нынешнему курсу. Популярности Honda способствовал топливный кризис. Его 1,2-литровый 53-сильный мотор отличался экономичностью и обеспечивал неплохую динамику машине весом 700 кг. Civic радовал неплохой управляемостью, которую обеспечивали независимая подвеска всех колес и передние дисковые тормоза. За доплату предложили и автоматическую трансмиссию.

Фото 11Honda Prelude, 1978 год

В 1976 году японская марка открыла для себя средний класс с седаном Accord. Автомобиль длиной 4,5 м также привлекал отточенной управляемостью и малым расходом топлива 1,6-литровым 72-сильным двигателем. Впервые Honda получил кожаный салон, кондиционер и электростеклоподъемники.

Фото 12Honda Legend 1985 года

Ayrton Senna

Чемпионский болид McLaren-Honda MP4-4 1988 года

С Civic и Accord компания начала завоевание мирового авторынка. Вскоре японские предприятия уже не могли обеспечить надлежащие объемы производства, поэтому в 1980 году был открыт заводской комплекс в США, а в 1985 году – в Великобритании. С 1986 года началась сборка моделей премиум-сегмента под маркой Acura. Соичиро Хонда покинул пост президента Honda, но сохранил должность советника вплоть до своей смерти в 1991 году.

Фото 14Honda Prelude, 1988 год

Фото 15

Honda Civic CRX 1988 года

Линейку спортивных моделей продолжило купе Prelude. А с 1985 года Honda пришла в бизнес-клас – появился седан Legend. Придлине в 4,8 м он стал самым большим в истории японской марки. Под капотом появились V6 объемом 2,0 и 2,7 л. В конструкции были впервые применены подушки безопасности, антиблокировочная система тормозов ABS и антипробуксовочная система, что было редкостью в то время.

Фото 16Honda NSX 1990 года

Фото 17

Honda CR-V 1995 года

Также 80-е годы – эпоха громких гоночных побед Honda. Японские турбодвигатели начали устанавливать на болиды «Формулы-1» Williams и порой их мощность достигала 1400 л. с.! Результат – чемпионский титул Нельсона Пике в 1987 году и два Кубка Конструкторов (1986-1987 годы). С 1988 года моторы Honda получили болиды McLaren, что сделало их непобедимыми. Легендарный дуэт Айртона Сенны и Алена Проста принес в 1988-1991 годах четыре чемпионства как в личном, так и в командном зачете. Кроме того, автомобили Honda успешно выступали в европейских кузовных чемпионатах.

Гибридный Honda Insight 1999 года

2000 S2000 Roadster

Honda S2000, 1999 год

Технологии «Формулы-1» воплотили в серийном Honda NSX. Среднемоторное купе позиционировали, как конкурента Ferrari Porsche. Его 3,0-литровый V6 с системой регулировки фаз газораспределения VTEC развивал 270 л. с. и позволял развить 270 км/ч и достичь 100 км/ч за 5,9 с. Монокок был изготовлен из алюминиевых сплавов, а усилитель руля сделали электрическим. В работе над NSX принимал участие Айртон Сенна.

Honda FCX ClarityHonda FCX Clarity 2008 года использует водородные топливные ячейки

Фото 21

Honda Pilot 2008 года

Впрочем, такие новшества, как VTEC, были использованы и на более доступных моделях – таких, как Civic и купе на его базе CRX. В частности, это позволило поднять мощность 1,6-литровой «четверки» до 160 л. с. Вскоре, VTEC стал визитной карточкой Honda, им стали оснащать практически все моторы.

Honda Jazz 2009 года

Фото 23Honda CR-Z 2010 года

В середине 90-х линейку японской марки расширили компактный вседорожник CR-V и первая в мире серийная модель с гибридным приводом Insight. Новое тысячелетие в Honda встретили с кабриолетом S2000, оснащенным 2,0-литровым 240-сильным двигателем. А в 2008 году был запущен в производство уникальный FCX Clarity с водородными топливными ячейками.

Honda Accord, 2012 год

Фото 25

Honda Civic 2012 года

Сейчас модельный ряд Honda широкий и разнообразный. Он включает как компактный Jazz, так семиместный вседорожник Pilot и пикап Ridgeline. Эстафету CRX приняло гибридное купе CR-Z, такого же типа силовая установка будет и в нового NSX. Остаются в строю Civic и Accord. Предприятия Honda работают в 18 странах мира. Помимо автомобилей и мотоциклов компания выпускает лодочные моторы, солнечные батареи, реактивные самолеты и даже роботов.

Фото 25Возрожденный Honda NSX 2014 года