Страницы истории Citroen: столетие авангарда и инноваций


Французские автопроизводители всегда отличались креативным подходом и не боялись принимать смелые решение. Яркий пример тому – компания Citroen, празднующая в этом году свое 100-летие. Хотя она делала упор на массовые модели, это не ее инженерам мешало внедрять новейшие технологии.

Андре Ситроен

Андре Ситроен

Андре Ситроен был воистину гением автомобилестроения. Он родился в 1878 году в семье эмигрантов и был самым младшим, пятым, ребенком в семье. Его мать приехала в Париж из Польши, а дедушка по отцовской линии торговал цитрусовыми в Голландии. Изначально их фамилия звучала как Ситрон («лимон»), но школьный учитель решил вписать ее в классный журнал на французский манер – Ситроен.

Первенец Citroën Type A 1919 года

Андре считался одним из лучших в классе, он легко поступил в политехнический институт, который окончил в 1900 году. Пять лет спустя он уже имел собственную фирму по выпуску шестерен Société des Engrenages Citroën с офисом в столице Франции. В качестве эмблемы предприятия инженер использован один из видов своей продукции – деревянную шевронную шестерню. Она и поныне является логотипом Citroen.

Миниатюрный Citroen Type C 1925 года

Миниатюрный Citroen Type C 1925 года

Постепенно предприниматель расширил свое дело – начал производить карбюраторы. В 1912 году он посетил США, был впечатлен конвейерным производством Генри Форда и потихоньку начал внедрять методы массового производства. С началом Первой мировой войны полученный опыт очень пригодился. Предприятие пришлось перепрофилировать на выпуск снарядов, и Ситроен даже помог министерству обороны увеличить их объемы производства в три раза.

Грузовики Citroen пересекли Африку с севера на юг

Грузовики Citroen пересекли Африку с севера на юг

Когда наступил мир, Ситроен решил заняться автомобилями, причем массовыми. Первый Citroen Type A презентовали в марте 1919 года, а вскоре стартовало его производство. В то время машины были рассчитаны на зажиточных людей, но первенца сделали недорогим. Компактную модель оснастили 1,3-литровым четырехцилиндровым мотором мощностью 18 л. с., что позволяло ей достичь 65 км/ч. За первые полгода выпустили 2500 Type A, затем объемы производства нарастили – заводские ворота ежедневно покидало 100 автомобилей. В 1920 году их изготовили 20 000, причем значительная часть стала парижскими такси.

Эйфелева башня с рекламой Citroen

Эйфелева башня с рекламой Citroen

Затем последовал еще более доступный Туре С. Небольшой 2,25-метровый автомобиль с 856-кубовым 5-сильным моторчиком развивал 60 км/ч. А расход топлива по тем временам был невероятным – всего 5 л/100 км. В зависимости от типа кузова он мог быть двух- либо трехместным. Кстати, поначалу Туре С окрашивали только в желтый цвет и его прозвали Petit Citron (маленький лимончик). Туре С оказался очень популярным, и за четыре года выпустили 81 000 этих автомобилей. Citroen стал первым производителем массовых моделей в Европе. Хотя представили и дорогие Citroen С6 6-цилиндровыми двигателями.

Представительский Citroen C6 1929 года

Представительский Citroen C6 1929 года

Андре Ситроен также стал пионером нестандартной рекламы. В 1922 году название Citroen написали в небе самолеты, а три года спустя оно засветилось на Эйфелевой башне. Это мероприятие вошло в Книгу рекордов Гиннеса как самая большая реклама. Для нее понадобилось 20 тыс. электрических лампочек и несколько километров кабеля.

Citroen Traction Avant — первый массовый переднеприводной автомобиль

Еще одним способом привлечения внимания стали автопробеги в самых сложных уголках планеты. Зимой 1922-1923 годов экспедиция на колесно-гусеничных грузовиках Citroen пересекла пустыню Сахара, преодолев 3200 км. Два года спустя французы проехали Африку с севера на юг – от Алжира до мыса Доброй Надежды, а в 1931 году совершили новый рейд от Бейрута до Пекина. В Гималаях Citroen поднялся на рекордную высоту в 4208 м.

Девятиместный Citroen Traction Avant Commerciale

Девятиместный Citroen Traction Avant Commerciale

В 1934 году Citroen шокировал публику революционным Traction Avant. Название говорило само за себя: в переводе с французского оно значит «передний привод». Это не первая в мире переднеприводная модель, но никто из предшественников не смог достичь такого успеха – 760 тыс. выпущенных автомобилей. Двигатель расположили в базе за передней осью, а трансмиссию – перед ним. Отсутствие карданного вала заметно увеличило внутреннее пространство. Еще одним революционным новшеством Traction Avant стал несущий кузов. Отказ от рамы позволил сделать Citroen на 20 см ниже. Преимущество новой конструкции показали в оригинальном ролике. Автомобиль сбросили с 8-метровой скалы: он упал, перевернулся с крыши на колеса и смог продолжить движение. Притом кузов остался неповрежденный,  ни одну из дверей не заклинило. Передняя подвеска была независимой, а позже предложили гидропневматическую заднюю подвеску.

Кабриолет Citroen Traction Avant 1937 года

Кабриолет Citroen Traction Avant 1937 года

Первые Citroen Traction Avant получили скромный 1,3-литровый мотор на 34 л. с. С ним седан разгонялся до 100 км/ч и расходовал всего 10 л/100 км. Планировали также предложить революционную 2-ступенчатую автоматическую трансмиссию, но она оказалась ненадежной, и всего за три месяца до официальной презентации модели пришлось создавать новую «механику».

Прототип Citroen 2CV 1939 года

Прототип Citroen 2CV 1939 года

Вскоре добавили и новые двигатели – 1,9-литровый 56-сильный и 2,8-литровую «шестерку» мощностью 76 л. с., с которой Citroen достигал 130 км/ч. Появился и флагманский 3,8-литровый V8, но этот мотор оказался ненадежным, поэтому выпустили всего 20 таких машин. Но, пожалуй, самой оригинальной является модификация, способная работать на угле или дровах со специальным котлом вместо карбюратора.

Citroen Type H 1947 года

Citroen Type H 1947 года

Модельный ряд оказался весьма широким. Помимо стандартного седана выпускали купе, кабриолет и даже девятиместный универсал Commerciale. Автомобиль стал популярным среди таксистов, его использовали полицейские. Производили его не только во Франции, но и в Великобритании, Бельгии и Германии.

Citroen 2CV 1949 года

Citroen 2CV 1949 года

Traction Avant хорошо продавался, однако разработка столь передовой модели оказалась очень затратной. Citroen стал банкротом, но спасение пришло от давнего партнера – шинной компании Michelin, ставшей новым владельцем марки. Прогрессивный Андре Ситроен в этой ситуации, увы, оказался ненужным, его здоровье пошатнулось и в 1935 году промышленника не стало.

Инновационный Citroen DS 1955 года

Инновационный Citroen DS 1955 года

Под крылом Michelin в конце 30-х стартовала разработка полностью новой бюджетной модели. Конструктор Пьер Буланже получил задание создать доступный автомобиль для французских фермеров. За его рулем два крестьянина могли бы транспортировать на рынок 100 кг груза со скоростью 60 км/ч. Что немаловажно, высота кузова позволяла бы садиться в салон, не снимая шляпы. Но самое необычное требование предъявили к подвеске: машина должна была проехать по вспаханному полю с корзиной яиц в багажнике, не разбив ни одного из них.

Citroen DS спас жизнь Шарлю де Голлю

Citroen DS спас жизнь Шарлю де Голлю

В 1939 году построили несколько прототипов с кузовами из алюминиевых сплавов и независимой подвеской всех колес. Но тут началась война, которая спутала все планы. Вскоре Францию оккупировали немецкие войска. Чтобы автомобили не достались врагу, их разобрали на запчасти и спрятали. Да так надежно, что сами французы долго не смогли их найти: лишь в 2003 году машины обнаружили на заброшенном складе. А один прототип умело замаскировали под заводской грузовик.

В фильме "Фантомас разбушевался" Citroen DS превращался в самолет

В фильме «Фантомас разбушевался» Citroen DS превращался в самолет

Из-за утерянных прототипов после войны работу над компактным Citroen пришлось начинать чуть ли не заново. Тем не менее, в 1948 году на Парижском автосалоне увидел мир новый Citroen 2CV. Название его переводится, как 2 лошадиные силы, хотя на самом деле его 375-кубовый двухцилиндровый оппозитный двигатель с воздушным охлаждением развивал 9 л. с. и позволял ехать со скоростью 64 км/ч. В паре с ним работала механическая 4-ступенчатая коробка передач, а привод был передним.

Универсал Citroën ID 1960 года

Универсал Citroën ID 1960 года

Citroen 2CV – гимн простоте. Сзади в целях экономии установили лишь один фонарь. Поскольку алюминий подорожал, кузовные детали стали стальными. Тканевую крышу выполнили сдвижной. У 2CV отсутствовали стеклоподъемники, поначалу не было и электрического стартера. Стеклоочистители приводились в движение от двигателя: чем больше обороты мотора, тем быстрее они работали.

Citroen Dyane 1969 года

Citroen Dyane 1969 года

Несмотря на всю простоту конструкции, публика восприняла новинку на «ура». Автомобиль привлекал надежностью, да и в эксплуатации оказался весьма недорогим. Citroen 2CV стоил вдвое дешевле «Жука» Volkswagen. Его постоянно модернизировали. Объем двигателя постепенно довели до 602 куб. см, а мощность – до 29 л. с., скорость возросла до 115 км/ч. Кстати, такой мотор легко выдерживал 400 тыс. км без капитального ремонта.

Citroen SM 1970 года

Citroen 2CV стал основой для «семейства» моделей. Появились пикап, необычное купе Bijou и хетчбэк Dyane. Создали даже полноприводную модификацию Sahara  с двумя моторами (спереди и сзади). Полноценный вседорожник на платформе Citroen  назывался Mehari. Его полноприводный вариант с клиренсом 180 мм неплохо справлялся с бездорожьем. Mehari активно закупали во французскую армию и жандармерию.

Роторный Citroen GS, 1973 год

До 1990 года выпустили свыше 5 млн. Citroen 2CV, причем производили их не только на европейских заводах компании, но и в Чили и Аргентине. Автомобиль стал по-настоящему культовым: его ласково называли «Утенком». В 1958-1959 годах молодые французы Жан-Клод Бодо и Жак Сегвела совершили на нем кругосветное путешествие длиной в 100 тыс. км. А в 1981 году за его рулем появился Джеймс Бонд. В фильме об агенте 007 «Только для ваших глаз» 2CV творил настоящие чудеса. Управлял им всемирно известный каскадер Реми Жюльен.

Citroen CX 1974 года

Успешным оказался и коммерческий Citroën H Van. Но настоящим шедевром Citroen, своеобразным символом эпохи стала модель DS. Ее аббревиатура созвучна со словом Deesse («Богиня»), это прозвище и закрепилось за автомобилем. Изящный дизайн выполнил скульптор Фламинио Бертони. Автомобиль показали на Парижском автосалоне 1955 года. За первые 15 минут презентации на него поступило 743 заказа, а до конца дня эта цифра выросла до 12 000. DS оказался не только красивым, но и технически инновационным. На нем применили гидропневматическую подвеску с изменяемым дорожным просветом. Она позволяла заменить колесо без домкрата. Впервые на массовом автомобиле установили передние тормозные диски. Они, а также рулевое управление, были оснащены усилителем, причем система гидравлики у них и подвески была общая. На DS появилась полуавтоматическая трансмиссия без педали сцепления, а с 1968 года – еще и фары, способные поворачиваться вместе с колесами.

Фургон Citroen 2CV 1975 года

Конечно, передовое оборудование сделало DS весьма дорогим, поэтому наряду с ним предложили доступную модификацию ID. Внешне она ничем не отличалась, но в ней отсутствовали вышеперечисленные новшества. К слову, именно такой авто в 1966 году выиграл ралли Монте-Карло. Кроме того, выпускали вместительные универсалы, а мелкими сериями производили элегантные кабриолеты.

Citroen Mehari 1979 года

Citroen DS поначалу планировали оснастить оппозитным шестицилиндровым двигателем. Но во Франции ввели очень высокий налог на моторы большого объема, и поэтому пришлось выбрать скромную 1,9-литровую «четверку» мощностью 75 л. с. Позже представили более мощные варианты – 2,1-литровый 115-сильный DS21 и 2,3-литровый 140-сильный DS23.

Citroen BX 1982 года

DS выпускали на протяжении двух десятилетий, и по миру разошлись почти 1,5 миллиона этих автомобилей. Среди их владельцев – художник Марк Шагал и актриса Бриджит Бардо. Во время визита в Париж такой седан получил в подарок первый космонавт Юрий Гагарин. DS также запомнился по фильму «Фантомас разбушевался», где превратился в самолет. Очень любил свой Citroen президент Франции Шарль де Голль, ведь благодаря этому автомобилю он остался жив. В 1962 году на него совершили покушение. Автомобиль буквально изрешетили из автомата: пули пробили две шины, но гидропневматическая подвеска позволила выровнять кузов и поддерживать высокую скорость.

Citroen ZX Rally Raid четырежды побеждал в марафоне Париж-Дакар

Citroen 2CV и DS существенно улучшили финансовое положение компании. В 1965 году она поглотила марку Panhard, а три года спустя приобрела Maserati. Сотрудничество с итальянцами вылилось в создание утонченного спортивного купе SM. Модель использовала платформу DS, а с ней – и все его технологии. В Maserati специально для новинки разработали 2,7-литровый 170-сильный V6. С ним SM разгонялся до 100 км/ч за 8,5 с и достигал 230 км/ч. Можно было заказать вариант с 3-ступенчатым «автоматом». Несмотря на солидную цену, выпустили почти 13 тыс. купе. Они заняли место в гаражах императора Эфиопии, шаха Ирана и советского генсека Леонида Брежнева.

Citroen XM, 1989 год

В планах Citroen была и еще более инновационная модель GS Birotor с роторно-поршневым двигателем Ванкеля. За несколько месяцев 1973 года продали 847 таких хетчбэков. Но они оказались не надежными и прожорливыми, а тут еще и топливный кризис начался. Пришлось пойти на беспрецедентный шаг – производитель выкупил эти автомобили у их владельцев.

Себастьян Лёб стал девятикратным чемпионом мира по ралли на Citroen

В начале 1970-х годов из-за экономического спада дела Citroen ухудшились. Ради сокращения затрат пришлось отказаться от Maserati – ее продали. Спасителями Citroen стали «земляки» из Peugeot, переговоры с которыми велись еще с начала 60-х годов. До 1976 года они выкупили 90% акций фирмы, и создали новый концерн PSA Peugeot Citroen.

Citroen C3 Pluriel 2003 года

В новом альянсе появились и свежие модели. На смену DS пришел CX – пусть не настолько авангардный с виду, но и с гидропневматической подвеской, и с полуавтоматической трансмиссией. Удлиненную модификацию и специальный кабриолет по традиции предоставили президенту Франции. За СХ последовали более доступные АХ и ВХ, эстафету перехватили ХМ и Xantia. Никогда до этого модельный ряд Citroen не был столь широким.

Citroen C6 2005 года

Начало 90-х годов ознаменовалось победоносным возвращением Citroёn в автоспорт. Специально подготовленные 300-сильные автомобили ZX Rally Raid, прозванные за свой цвет «красными дьяволами», оказались непобедимыми. Спустя 70 лет они снова покорили пустыню Сахара – в 1991, 1994, 1995 и 1996 годах триумфовали в марафоне Париж-Дакар. Затем началась эпоха доминирования в чемпионате мира по ралли WRC. В Citroёn нашли настоящий самородок – Себастьяна Леба, принесшего команде 9 чемпионских титулов и 8 Кубков конструкторов.

Электромобиль Citroen C-Zero 2010 года

В третьем тысячелетии в Citroёn снова сделали ставку на авангардный дизайн. Модели вроде C3 Pluriel или C4 Picasso выделялись ярким внешним видом. В линейке появились вседорожник C-Crosser и электромобиль C-Zero. Возродили и знаменитое имя DS – сначала как линейку более дорогих моделей, а затем – и как отдельную марку. А представительским Citroen C6 пользовались президенты Франции Николя Саркози и Франсуа Олланд.

Citroen DS5 2011 года

Сейчас в модельном ряду Citroёn есть как компактный C1, так и крупный вседорожник C5 Aircross, и необычный электрический e-Mehari. Ежегодно компания выпускает свыше миллиона автомобилей и готовится к новой эре электрификации.

Citroen C5 Aircross 2019 года