Страницы истории Cadillac V16: непревзойденный уникум


В наши дни многоцилиндровые двигатели постепенно теряют в популярности. V12, например, можно встретить разве что на дорогих спортивных автомобилях или роскошных представительских моделях. Все чаще автопроизводители обращаются к турбомоторам малого объема. Совсем по-иному обстояла ситуация в 20-30 годах прошлого века. Технический прогресс не стоял на месте,  инженеры не боялись принимать смелые решения, а дизайнеры предлагали самые необычные проекты кузовов. Да и покупателей стало больше: количество зажиточных граждан в меж военные годы существенно увеличилось и новая элита хотела выделиться с помощью эксклюзивного автомобиля. Многоцилиндровые двигатели переживали свой расцвет, но всех превзошел Cadillac. Его V16 – настоящий шедевр, уникальное творение. В 2015 году этот непревзойденный уникум празднует свое 85-летие.

LogoV16Громадный 7,4-литровый V16 весил 400 кг

В конце 20-х годов марка Cadillac переживала расцвет. Объемы производства совсем недешевых автомобилей достигли 20 000 единиц в год. Они отличались надежностью, а штатный стилист Харли Эрл проектировал для них невероятно красивые кузова. Но в линейке не хватало флагманского автомобиля тем более, что конкуренты Lincoln и Packard уже подготовили дорогие модели с современными двигателями V12. В 1926 году руководство концерна General Motors решило создать конкурента им. Разработку нового Cadillac поручили талантливым конструкторам  Оуэну Некеру и создателю автомобильного стартера Чарльзу Кеттерингу. Они решили оснастить новинку невиданным ранее 16-цилиндровым мотором.

Cadillac Series 452A V16 Madame XПервый Cadillac Series 452A V16 Madame X 1930 года

Cadillac V16, салонСалон декорирован кожей, полированным металлом и дорогими породами дерева

В то время аналогичные двигатели разрабатывали и другие марки – Bugatti, Marmon и Peerless. Но их конструкции оказались не слишком жизнеспособными, а вот инженерам Cadillac удалось довести свое детище до ума. Оуэн Некер решил объединить две рядные «восьмерки» Buick, оснастил их общими коленчатым и распределительным валами, дополнил двумя карбюраторами. В результате получился огромный V16 объемом 7,4 л и весом целых 400 кг. Он развивал 165 л. с. при 3200 об/мин, а огромный крутящий момент в 431 Н·м был доступен всего с 1400 об/мин. Но главное, мотор работал очень плавно и почти неслышно.

CadillacВ основе Cadillac лежит мощная стальная рама

Cadillac V16Dual Cowl Sport Phaeton Cadillac V16 Series 452A Dual Cowl Sport Phaeton 1930 года

В тандеме с V16 работала полностью синхронизированная 3-ступенчатая механическая трансмиссия, причем тяги хватало, чтобы стартовать даже со второй передачи. Исполинский двигатель установили на мощную стальную раму. В итоге получился автомобиль длиной 5,6 м и колесной базой в 3,7 м. На выбор предложили 10 различных кузовов, созданных известным стилистом Харли Эрлом и изготовленных в штатном ателье Fleetwood – от седана от двухместного кабриолета. Хотя новый Cadillac V16 весил 2,8 тонны, он мог развивать 145 км/ч. Однако, динамика оказалась не самой лучшей (24 с до 100 км/ч), да и расход топлива порой достигал 40 л/100 км. Впрочем, бензин тогда стоил копейки и богатых клиентов «аппетит» Cadillac особо не интересовал. Останавливать тяжелый автомобиль были призваны прогрессивные, на время, тормоза с гидроусилителем. Салон, естественно, декорировали кожей, полированным металлом и дорогими породами дерева.

Cadillac V16 Series 452A Roadster Cadillac V16 Series 452A Roadster 1930 года

Бронированный Cadillac V16Первый в мире бронированный лимузин на базе Cadillac V16, 1930 год

Премьеру новинки, которую назвали Cadillac Series 452A V16 (452 – объем двигателя в кубических дюймах) запланировали на Нью-Йоркский автосалон, который открывался 4 января 1930 года. Но 29 октября 1929 года случилось событие, существенно повлиявшее на судьбу не только новой модели, но и всего мира. «Черный вторник» на Нью-Йоркской бирже ознаменовал начало Великой депрессии. Это заставило пересмотреть первоначальные планы собирать по 3000 машин в год.

Cadillac V16 Pininfarina Roadster Cadillac Series 452A V16 Pininfarina Roadster 1931 года создали по заказу индийского махараджи

Cadillac V16 Fleetwood

Семиместный Cadillac V16 452C Fleetwood, 1933 год

Тем не менее, премьера состоялась в назначенный день. На стенде выставили не только стандартный седан Cadillac Series 452A V16 Madame X, но и голое шасси с установленным на нем двигателем, что вызвало огромнейший интерес в публике. На волне фурора за полгода удалось продать 2000 машин по цене 5500-7500 долларов (за эти деньги можно было приобрести 10-15 бюджетных Ford или Chevrolet). Американская тогда еще не осознала всей глубины кризиса и наслаждалась богатой жизнью. А после презентации автомобиля в Бельгии, Голландии, Германии, Испании и Франции им заинтересовались и европейские толстосумы.

Cadillac V16 Fleetwood Convertible SedanCadillac V16 452D Fleetwood Convertible Sedan 1934 года

Cadillac V16 Fleetwood Roadster 1934

Cadillac V16 452D Fleetwood Roadster 1934 года

Для особо прихотливых клиентов, которым, не нравились стандартные модели, предложили на выбор 30 кузовов работы ведущих стилистов Старого и Нового света. Например, кабриолет для индийского махараджи изготовили в кузовном ателье Pininfarina (о нем можно прочитать в публикации журнала «Тест-Драйв»). Еще один фаэтон создал известный французский дизайнер украинского происхождения Яков Савчик (подробнее о нем — в «Тест-Драйв» за октябрь 2014). Кроме того, в Cadillac создали на базе Series 452A V16 первый в мире бронированный лимузин. Хотя такая модель предназначалась для политиков, популярной она стала среди американских мафиози, которые в те времена не ощущали недостатка денег. Cadillac V16 пользовался популярностью и у звезд Голливуда.

Cadillac V16 Town SedanCadillac V16 Series 90 Town Sedan, 1936 год

Cadillac V16 Series 90 Fleetwood Convertible CoupeCadillac V16 Series 90 Fleetwood Convertible Coupe 1936 года

Однако, уже с лета 1930 года спрос на баснословно дорогой автомобиль начал существенно снижаться до 50-60 машин в месяц. Далее дела пошли совсем плохо: в августе 1931 года продали только 7 автомобилей с V16, а в ноябре – 6. В тяжелые времена роскошная модель стала по карману узкому кругу избранных, ведь многие потенциальные ее покупатели попросту разорились. Ситуация не слишком изменилась и в 1932 году, когда показали усовершенствованный Series 452В с более мощным 175-сильным мотором. Не выросли продажи и с появлением обновленного Series 90 1936 года.

Cadillac V16 Fleetwood Aerodynamic CoupeCadillac V16 Series 90 Fleetwood Aerodynamic Coupe 1936 года

Cadillac V16 Hartmann Convertible Cadillac V16 Series 90 Hartmann Convertible 1937 года продали на аукционе за 1,4 млн. долларов

Впрочем, из горстки выпущенных Cadillac V16 чуть ли не каждый стал настоящим шедевром дизайна. Например, в ателье Fleetwood создали элегантный двухместный кабриолет и обтекаемое купе, способное развивать 170 км/ч. Очень необычно выглядел огромный 6,7-метровый Cadillac V16 Series 90 Hartmann Cabriolet 1937 года, приобретенный одним зажиточным швейцарцем. Своими скругленными формами он напоминал громадный сухопутный дирижабль. Впрочем, пользовались популярностью и более сдержанные семиместные лимузины. Одним из таких пользовался известный генерал Дуглас МакАртур, подписавший капитуляцию Японии во Второй мировой войне.

Cadillac V16 Дугласа МакАртураCadillac V16 генерала Дугласа МакАртура

Cadillac V16 Dual Cowl Custom Sport Phaeton Cadillac V16 Series 90 Dual Cowl Custom Sport Phaeton 1937 года

В Cadillac продолжали работать над своим флагманом, даже несмотря на то, что ежегодно удавалось собирать не более сотни машин. Каждый год в дизайн всех стандартных версий вносились изменения. А в 1938 году модель получила полностью новый V16. Его рабочий объем уменьшили до 7,1 л, но мощность выросла до 185 л. с. за счет установки двух дополнительных карбюраторов. Преобразился и внешний вид автомобилей: они стали более обтекаемыми, с раздутыми крыльями и без подножек. За первый год удалось продать 315 Cadillac V16, а в 1939-м – 138. Большинство из них были стандартными версиями с заводскими кузовами. Один четырехместный кабриолет изготовили специально для президента США Франклина Делано Рузвельта.

Cadillac V16 Франклина РузвельтаПарадный кабриолет президента США Франклина Рузвельта

Cadillac V16 1938 годаМодель 1938 года получила новый 185-сильный двигатель

В конце 1939 года в General Motors приняли решение прекратить выпуск Cadillac V16 и сконцентрироваться на выпуске более популярных моделей с V8 под капотом. Всего за девять лет собрали 4406 этих уникальных машин, то есть почти половина из них была выпущена за шесть месяцев 1930 года. Интересно, что в Cadillac теряли деньги на каждом собранном V16, то есть он был, скорее, имиджевой моделью, чем коммерчески успешной.

Cadillac V16 Fleetwood Convertible CoupeCadillac V16 Fleetwood Convertible Coupe 1938 года

Cadillac V16 1939 годаПоследний Cadillac V16 собрали в 1939 году

В наши дни больше всего коллекционерами ценятся ранние варианты Cadillac V16: их цена начинается от полумиллиона долларов тогда как позднюю модель 1938 года можно приобрести и за 80 тыс. Самым же дорогим оказался кабриолет от Hartmann: его продали с аукциона за 1,4 миллиона долларов. Cadillac V16 – это не только символ расточительности в эпоху Великой депрессии, но и выдающееся техническое достижение. До появления Bugatti Veyron он был, по сути, единственной жизнеспособной моделью с 16-цилиндровым двигателем. Для Cadillac он стал отождествлением прогресса, поэтому неудивительно, что в 2003 году создали концепт Sixteen с 1000-сильным V16. Он был полностью готов к серийному производству, но современные миллионеры оказались более экономными и потому от этой идеи отказались.

Cadillac SixteenКонцептуальный Cadillac Sixteen с 1000-сильным V16 так и не стал серийным