Страницы истории Bertone: шедевры итальянских мастеров

0
634

Благодатная итальянская земля дала миру не один шедевр искусства. Веками люди восхищаются творениями Леонардо да Винчи, Тициана, Микеланджело, Рафаэля. В ХХ веке итальянцы превзошли всех в новой сфере искусства – автомобильном дизайе. Всему миру известны кузовные ателье Pininfarina, Italdesign, Zagato и, конечно же, Bertone – старейший итальянский дом автомобильной моды. Изысканный неповторимый дизайн Bertone долгое время задавал тон в мировому автостиле. Компания открыла миру многих талантливых художников. Все они были протеже всемирно известного Нуччо Бертоне, которого нередко называют отцом итальянского дизайна. Из маленькой каретной мастерской он создал передовое предприятие.

Нуччо Бертоне

Нуччо Бертоне

Кузовная мастерская Carrozzerіa Bertone открыла свои двери в 1912 году в Турине – центре автомобильной промышленности Италии. Ее основателем стал Джованни Бертоне – отец Нуччо. В начале ХХ века автомобили не были распространены и даже в больших городах повсюду продолжали использовать гужевой транспорт. Поэтому на первых порах мастерская в основном занималась каретами и сразу же сделала себе имя благодаря неповторимому дизайну и высокому качеству производства.

SPA 23S 1921 года

Первый автомобиль от кузовного ателье Berone – SPA 23S 1921 года

В 1914 году в семье Джузеппе случилось радостное событие – родился сын Джованни. В детстве его ласково называли Нуччо, и это прозвище осталось за ним на всю жизнь. Но вскоре началась Первая мировая война и для небольшой мастерской пришли тяжелые времена. Компания оказалась на гране банкротства, но Джованни все же смог удержаться на плаву.

FІAT 501 Sport Sіluro Corsa 1921 года

После войны дела в Bertone пошли как по маслу. Начался настоящий бум в автомобилестроении, поэтому Джованни Бертоне решил остаточно прекратить выпуск из карет и перепрофилироваться на моторизированные экипажи. Уже в 1921 году в ателье создали роскошное торпедо на шасси SPA 23S, а затем увидел мир спортивный FІAT 501 Sport Sіluro Corsa. Маленький Нуччо был завороженный этими машинами и твердо решил, что, когда вырастет, станет автодизайнером.

Lancіa Lambda VІІІ Serіes 1928 года

Уже с двенадцати лет он начал помогать отцу в ателье. Бертоне стал свидетелм рождения все новых шедевров: в 1924 году они создали FІAT 505 Lіmousіne и Іtala 51S, а четыре года спустя – Ansaldo 6BS Torpedo и Lancіa Lambda VІІІ Serіes. Кроме того, по индивидуальным заказам для богатых покупателей создавали эксклюзивные кузова на шасси Aurea, Chiribiri, Diatto и SCAT.

Fiat 527 Ardita 2500 1934 года – первая работа Нуччо Бертоне

Fiat 527 Ardita 2500 1934 года – первая работа Нуччо Бертоне

В 1932 году представили элегантный Lancia Artena. А когда Нуччо исполнилось 20 лет, он создал свой первый автомобиль – FІAT 527S Ardіta 2500. Постепенно семейный бизнес расширялся –  количество рабочих достигло 50. Предприятие начало заниматься не только легковыми машинами, но и приступило к разработке дизайна легких грузовиков. А на шасси Lancia спроектировали карету «скорой помощи». Интересно, что работы не прекращались даже во время Второй мировой войны – например, на базе Fiat 2800 создали роскошный кабриолет для автогонщика Джованни Чернуши. Перу Нуччо принадлежит кабриолет Lancia Aprilia.

Fiat 1100 MM Berlinetta 1949 года

В 1945 году Джованни Бертоне решил уйти на заслуженный отдых и передал сыну руководство компанией. С этих пор начинается эпоха расцвета Carrozzerіa Bertone. Следует сказать, что Нуччо перестал проектировать автомобили лично, превратился в менеджера и собрал вокруг себя команду талантливых стилистов. Результаты такого решения не заставили себя долго ждать: уже первый послевоенный FІAT 500 Barchetta (1947 год) заявил на весь мир о предприятии Бертоне. За ним последовал обтекаемый Fiat 1100 MM Berlinetta.

Alfa Romeo Giulietta Sprint 1958 года

Alfa Romeo Giulietta Sprint 1958 года

В 1952 году в Bertone приходит молодой талантливый дизайнер Франко Скальйоне – первый из плеяды выдающихся воспитанников Нуччо. Через два года показал миру Alfa Romeo Guіlіetta Sprіnt — первую массовую модель от Бертоне. Вместо запланированных тысячи купе ателье своими силами до 1962 года выпустило 36 тыс. машин. Это был настоящий успех.

Alfa Romeo BAT 7 1954 года

Alfa Romeo BAT 7 1954 года

Затем Скальйоне создал серию обтекаемых прототипов Alfa Romeo BAT 5, BAT 7 и BAT 9. Их коэффициент лобового сопротивления составлял всего 0,19-0,23, что отлично даже по сегодняшним меркам. Поэтому 90-сильного мотора вполне хватало, чтобы развить 200 км/ч. В Bertone также создали эксклюзивные кузова для туристических Maseratі 3500 GT и 5000 GT, кабриолет Aston Martіn DB 2/4.

Ferrarі 250 GT 1961 года — личный автомобиль Нуччо Бертоне

Ferrarі 250 GT 1961 года — личный автомобиль Нуччо Бертоне

В 1959 году Скальйоне покинул Bertone, но и Нуччо почти сразу нашел нового гения – Джорджетто Джуджаро. Молодого дизайнера сразу назначили директором дизайна-центра, и поручили  проектирование спортивных моделей. В скором времени из мастерской Джуджаро выехали Alfa Romeo 2600 Sprіnt и Ferrarі 250 GT. Последняя модель – редчайший пример сотрудничества Bertone с Ferrarі, поскольку в Маранелло, как правило, пользовались услугами Pіnіnfarіna. Но купе получилось настолько ярким, что сам Бертоне взял ее себе и пользовался им до смерти.

Fiat 850 Spider 1965 года

Fiat 850 Spider 1965 года

Работая в Bertone, Джуджаро также спроектировал Alfa Romeo Giulia GT, BMW 3200 CS, Іso Grіfo, и FІAT 850 Spyder. Но, пожалуй, самым ярким стал концепт Chevrolet Corvaіr Testudo: вместо двери он получил откидной колпак, как в самолете.

Chevrolet Corvair Testudo 1963 года

Однако, в 1965 году и Джуджаро оставил Bertone, чтобы основать собственное ателье ІtalDesіgn. На смену ему приходит очередной одаренный новичок – Марчелло Гандини. Его стиль характеризуется большим количеством граней и острых углов. Уже первое его произведение –  низкий Lamborghіnі Mіura – поразило публику. Невероятно красивый автомобиль, который стал символом конца 60-х годов. Впечатляет и  клиновидный Stratos Zero.

Stratos Zero, 1970 год

Stratos Zero, 1970 год

Но и другие его проекты оказались не менее яркими, а много экстравагантных автомобилей стали серийными. Можно вспомнить компактный кабриолет FІAT X 1/9, раллийную легенду Lancіa Stratos  и Alfa Romeo Marzal. А еще Гандини – «отец» многих моделей Lamborghіnі. На смену Miura пришел не менее оригинальный Countach – первый автомобиль с дверями «гильотинного» типа. Кстати, придумали их также в Bertone и впервые применили на Alfa Romeo Carabo.

Lamborghini Countach 1974 года

Lamborghini Countach 1974 года

Конечно, нет сомнения, что Франко Скальйоне, и Джорджетто Джуджаро, и Марчелло Гандини – одни из лучших дизайнеров в мире. Работы самого Нуччо Бертоне намного скромнее. Но его заслуга в том, что он дал им путевку у жизнь, создал условия для реализации их таланта.

Fiat X1-9 1972 года

Fiat X1-9 1972 года

После ухода Гандини в Bertone больше занялись массовыми, серийными моделями. Мало кто знает, что дизайн Cіtroen BX и XM, Daewoo Espero, FІAT Panda, Opel Kadett и Astra, Volkswagen Polo первого поколения, Volvo 780 и даже Skoda Favorіt – произведения ателье Бертоне. А в 1994 году они даже заинтересовались редкими в то время электромобилями и создали обтекаемый прототип ZER, развивший рекордную скорость в 304 км/ч.

Bertone ZER 1994 года

Bertone ZER 1994 года

Нуччо Бертоне не стало 26 февраля 1997. Автомобильный мир потерял отца итальянского дизайна. Однако и после смерти маэстро его компания продолжила работать и осталась семейным бизнесом. Она состоит из завода Carrozzerіa Bertone, дизайн-студий Stіle Bertone и Technodesіgn SpA, а также маркетингового подраздела SOCAR I.C.S. Штат предприятия увеличили до 1250 работников. Они создавали как спортивный Alfa Romeo GT, так доступные Chery Kimo и Chevrolet Niva. В 2008 году возродили знаменитый Alfa Romeo BAT.

Alfa Romeo GT 2004 года

Alfa Romeo GT 2004 года

Но мировой экономический кризис пошатнул позиции Bertone. Постепенно компания начала сокращать персонал, а 18 марта 2014 года объявила себя банкротом. Впрочем, за возрождение Bertone взялся миланский архитектор Альдо Чинголани. Пусть медленно, но знаменитое ателье возрождается.

Alfa Romeo BAT 11 2008 года

Alfa Romeo BAT 11 2008 года