Столетие легенды


Ровно 100 лет назад, 4 мая 1904 г., состоялась встреча двух совершенно не похожих людей, которые, несмотря на разное происхождение и темпераменты, объединили свои таланты, чтобы создать автомобиль… и легенду.

 

 

Основатели

 

Чарльз Стюарт Роллс (1877–1910)

Чарльз Стюарт Роллс родился в семье богатых аристократов. Его отец — Джон Аллан Роллс был судьей и главным шерифом графства Монмутшир в Уэльсе, а в 1892 г. удостоился титула барона Ллангаттока. Чарльз получил прекрасное образование: он закончил Итон и Тринити-колледж в Кембридже, где специализировался в технике. Надо сказать, что техника интересовала маленького лорда с самого детства, – еще учась в школе Чарльз сам установил в семейном поместье динамо-машину и провел в дом электричество. В 1896 г. отец купил ему во Франции Peugeot Phaeton с мотором мощностью 3,75 л. с., который стал первым автомобилем в Кембридже. Из-за того что Чарльз постоянно копался в моторе своего ненадежного экипажа, друзья прозвали юного энтузиаста «грязным Роллсом». В то время многие полагали, что всеобщее увлечение моторами – не более чем модная причуда, которая быстро пройдет…

Окончив в 1898 г. университет, Роллс продолжает активно заниматься гонками на велосипедах, мотоциклах, автомобилях и в 1903 г. даже устанавливает мировой рекорд скорости на французском автомобиле Mors. Правда, официально признать рекорд тогда отказались из-за использования Чарльзом Роллсом неутвержденного хронометра.

Чтобы и дальше иметь возможность финансировать свою спортивную деятельность, в 1902 г. Чарльз Роллс открыл в Лондоне салон по продаже и ремонту автомобилей. Он даже убедил своего друга Клода Джонсона уйти с поста секретаря Автомобильного клуба и присоединиться к бизнесу. Все автомобили, которые они продавали, были импортного производства, и Роллс часто сетовал на отсутствие в этой отрасли британских марок.

Но интересы Чарльза Роллса не ограничивались только автомобилями: он также был одним из пионеров авиации – сначала он летал на воздушных шарах, затем на смену им пришли самолеты. Он первым дважды подряд перелетел Ла-Манш – из Англии во Францию и обратно. К несчастью, Роллс стал и одной из первых жертв неба – 12 июля 1910 г. его самолет разбился, и Чарльз Стюарт Роллс трагически погиб.

 

Фредерик Генри Ройс (1863—1933)

Фредерик Генри Ройс был пятым, самым младшим ребенком мельника, жившего в окрестностях Питерборо. Чтобы помочь отцу прокормить семью, Генри еще подростком отправился в Лондон, где работал газетчиком и разносил телеграммы. (Не исключено, что именно он приносил леди Роллс поздравительные телеграммы по случаю рожденья сына Чарльза!). Судьба Фредерика Генри Ройса круто переменилась в тот день, когда его тетка согласилась заплатить за обучение в мастерских Большой северной железной дороги в Питерборо, откуда вышло множество талантливых британских инженеров. В 14 лет он начал учиться у выдающегося инженера того времени Патрика Стирлинга. Но и во время учебы Ройс «не терял времени даром» – по вечерам он увлеченно читал учебники по алгебре, геометрии, французскому и изучал еще «молодое» электричество. Врожденный талант Генри к технике тоже проявился достаточно рано. По окончании обучения он сразу же получил работу в Лондонской электрической компании, а по вечерам продолжал учиться в Лондонском политехническом институте.

Когда Ройсу исполнился 21 год, он вместе со своим другом Эрнестом Клермонтом основал собственное дело – «Ф. Г. Ройс и компания». Компания, стартовый капитал которой составлял всего 70 фунтов, размещалась в арендованной мастерской в Манчестере и работала 24 ч в сутки, выпуская всякую электрическую мелочь – дверные звонки, настольные лампы, переключатели и т. п. Позднее фирма «Ф. Г. Ройс и компания» перешла на производство динамо-машин, измерительных приборов и другой более сложной техники.

Шло время, производство росло, а с ним росли и доходы. Теперь Ройс уже вполне мог позволить себе купить автомобиль. Десятисильный французский Decauville не произвел на Генри сильного впечатления – как и полагалось автомобилям того времени, он непрерывно ломался, а мотор жутко вибрировал. Поэтому, взяв за основу дизайн Decauville, Ройс решил спроектировать и собрать собственный автомобиль. В итоге, на свою машину изобретатель установил 2-цилиндровый двигатель, впускные клапаны которого были вверху, а выпускные – по бокам. (Это техническое решение потом долгие годы успешно применялось в двигателях Rolls-Royce).

При создании автомобиля конструктор использовал только лучшие материалы, так как всю жизнь считал, что «качество останется и тогда, когда о цене давно забудут». И наконец, 1 апреля 1904 г. под аплодисменты рабочих он выехал на своем авто из ворот фабрики. Весь 15-мильный путь машина проехала без единой поломки!

После Генри Ройс собрал еще два автомобиля, практически ничем не отличавшихся от первого. Один достался Эрнесту Клермонту, а второй – Генри Эдмундсу, еще одному компаньону Ройса. Эдмундс, которого впоследствии называли «крестным отцом Rolls-Royce», как-то похвастался своей замечательной машиной перед знакомым Клодом Джонсоном, а тот немедленно рассказал своему партнеру Чарльзу Роллсу о манчестерской компании, делающей лучшие в Англии автомобили.

 

Первая встреча

 

Итак, Чарльз Роллс, прихватив с собой Генри Эдмундса, немедленно отправился в Манчестер. По дороге он признался своему компаньону, что хотел бы выпускать автомобиль, которому готов дать собственное имя, чтобы оно стало таким же символом, как Steinway для роялей. Впервые увидев автомобиль Ройса, Чарльз Роллс сразу понял, что наткнулся на золотую жилу. Судьбоносная для обоих встреча состоялась в номере отеля «Мидленд». Будущие партнеры быстро нашли общий язык. А поездка в автомобиле настолько впечатлила Роллса, что он тут же согласился продавать все машины, которые соберет Ройс. На прощанье Чарльз Роллс сказал: «Я нашел величайшего инженера в мире!» А Генри Ройс понял, что встретил не только человека, отлично разбирающегося в автомобилях, но и талантливого бизнесмена. Совместную компанию решено было назвать Rolls-Royce Motor Cars.

Вскоре был разработан знаменитый дизайн решетки радиатора и логотип компании «двойное R» – инициалы основателей. А тот разговор в поезде, по дороге в Манчестер, оказался пророческим – сейчас, через 100 лет, название Rolls-Royce является синонимом всего самого лучшего в мире автомобилей.

 

Лучший автомобиль в мире!

 

Чарльз Роллс быстро убедил своего компаньона в том, что цилиндров в двигателях должно быть много. Первые модели Rolls-Royce было намечено выпускать с 2-, 3-, 4- и 6-цилиндровыми моторами, используя при этом как можно больше общих запасных частей. Однако от 2- и 3-цилиндровых моделей 10hp и 15hp компания быстро отказалась, и базовой моделью стала 4-цилиндровая 20hp мощностью 20 л. с. Международный дебют Rolls-Royce состоялся в декабре 1904 г. на Парижском автосалоне. Успех был грандиозным: качество дизайна и сборки далеко превосходило все, существующие в то время модели!

А вскоре пришло время 6-цилиндровой модели с увеличенной колесной базой. Ее называли 40/50, по мощности двигателя. Автомобиль, впервые показанный на лондонском «Олимпия Мотор Шоу» в 1906 г., мгновенно завоевал популярность своей плавной и тихой ездой, гибкостью, а главное – надежностью. Клод Джонсон, к тому моменту исполнительный директор Rolls-Royce, начал рекламную кампанию новой модели под лозунгом «6-цилиндровый Rolls-Royce, не один из лучших, а лучший автомобиль в мире».

Двенадцатый по счету автомобиль 40/50 был выкрашен серебристой краской и стал известен как Silver Ghost или «Серебряный Призрак». Позднее это имя закрепилось за всей серией 40/50. Название «Призрак», скорее всего, возникло из-за тишины, царившей в салоне машины во время движения…