Столетие легенды (Окончание, начало в №5 2004)


Между двумя войнами

 

После Первой мировой войны фирма возобновила выпуск Silver Chost («Серебряного Призрака»). К тому моменту стало ясно, что компании нужен автомобиль меньшего размера. Так в 1922 г. появилась модель 20hp. К 1925 г. было выпущено 6173 экземпляра «Серебряных Призраков» (плюс еще 1703 «Спрингфилдских Призрака» на американской фабрике). К этому времени шасси автомобиля почти исчерпало все возможности модернизации, но новое пока готово не было. Поэтому на старое шасси просто установили новый двигатель. Машина получила имя Phantom. Шестицилиндровый двигатель по конструкции напоминал мотор маленького 20hp, но по объему превосходил его более чем вдвое – 7668 см3 против 3127 см3. Работа над Phantom II шла в строжайшем секрете. Новое шасси было готово лишь к 1929 г. Устаревшие задние кантилеверные рессоры были заменены полуэллиптическими, такие же стояли и спереди. Новый двигатель, на 20 % мощнее, чем его предшественник, был объединен с 4-ступенчатой коробкой передач. Для модели выбрали облегченный спортивный корпус, произведенный фирмой Barkers. 20hp получила новый двигатель – его объем увеличился до 3,7 л. Теперь она называлась 20/25hp.

Но руководители компании уже задумывались о новой рыночной нише – скоростных спортивных автомобилях.

Великая Депрессия конца 20-х начала 30-х гг., безусловно, сказалась и на Rolls-Royce, но запас прочности у компании был достаточным. А вот у главного конкурента – Bentley – дела шли гораздо хуже. В 1931 г. фирма обанкротилась и была выставлена на продажу. Наибольшую цену предложила никому неизвестная компания British Equitable Trust, которой в итоге и достались активы Bentley. Каково же было потрясение основателя и владельца фирмы У. О. Бентли, когда он узнал, что за этим названием скрывался злейший враг – Rolls-Royce!..

 

Вторая мировая и послевоенные годы

 

Во время Второй мировой войны производство гражданских автомобилей остановилось, поэтому моторы Rolls-Royce теперь устанавливались на английских истребителях «Спитфайр», «Харрикейн» и «Мустанг». Но мощности старой фабрики Rolls-Royce в Дерби (графство Дербишир) для производства необходимого количества авиамоторов было недостаточно, поэтому Министерство обороны Великобритании выделило компании несколько «теневых» фабрик. Всего за время войны Rolls-Royce выпустил 166 тыс. самолетных двигателей Merlin.

Новый директор компании Эрнест Хайвз, внимательно изучив опыт американских автопроизводителей, решил начать самостоятельно выпускать кузова для своих машин. Только первая послевоенная модель, Silver Wraith 1946 г., вышла в виде шасси, а все последующие уже получали стальные кузова прямо на фабрике Rolls-Royce. Шасси Silver Wraith выпускались вплоть до 1959 г. Вначале на них устанавливался двигатель объемом 4,2 л, затем его объем увеличился до 4,5 л, а потом и до 4,9 л.

Модель, появившаяся в 1949 г., получила название Silver Dawn («Серебряный Рассвет») и изначально поставлялась только в США. Поставки на внутренний рынок начались в 1953 г. и до 1955 г., когда ее производство было окончательно прекращено, был выпущен 781 автомобиль.

В 1950 г. появилась самая эксклюзивная модель Rolls-Royce – Phantom IV. Компания Rolls-Royce изготовила всего 18 экземпляров этой модели (считая и первый прототип, который так и не был продан). Восьмицилиндровый мотор объемом 5,7 л был сопряжен с ручной коробкой передач. Один из этих автомобилей был приобретен и для королевского Букингемского дворца.

Phantom V выпускался с 1959 по 1968 гг., всего было продано 516 машин…

 

 

Новейшая история

 

В 1980 г. компания Rolls-Royce Motor Holding была приобретена военно-промышленным концерном Vickers за 38 млн. фунтов. В том же году вышли две новые модели – Silver Spirit («Серебряный Дух») и Silver Spur («Серебряная Шпора»). Внешне они выглядели по-новому, но технически не слишком отличались от предыдущих. Изменилась лишь конструкция задней подвески. Silver Spur отличался от Silver Spirit более длинной колесной базой. На основе обеих моделей изготавливались стретч-лимузины с колесной базой, увеличенной на 50 и 100 см.

В 1985 г. Великобритания отмечала 100-летие первого автомобиля, а компания Rolls-Royce – выпуск 100-тысячной машины. В ознаменование двух этих дат была выпущена юбилейная модель Silver Spur Centenary – 25 автомобилей, оснащенных по высшему классу, вплоть до серебряных бокалов в салоне.

На Франкфуртском автосалоне 1989 г. Rolls-Royce представил второе поколение Silver Spirit и Silver Spur. В них была установлена система автоматического контроля движения. Теперь не нужны были компромиссы между мягкостью амортизаторов, необходимой для комфортной езды, и их жесткостью, требуемой для уверенного прохождения поворотов – новая система изменяла их настройки на лету!..