События — Истанбул-Парк. Автодром Берни.

0
724

Есть даже пример начала этого века – пока землемеры ходили по Нагатино, а московская мэрия выясняла финансовые перспективы, турецкие организаторы разработали и сделали реальностью проект, ставший примером для всех претендентов на проведение Гран При не только по качеству, но и по срокам превращения сказки в быль.

В местечке Куркой – район Тузла в 40 километрах от центра Стамбула, в его азиатской части, строители трассы для проведения Королевских Гонок появились в декабре 2004 года. А 21 августа 2005 года уже состоялся первый в истории Гран При Турции. Чуть больше, чем полгода на строительство качественного, современного, высокотехнологичного автодрома, отвечающего самым высоким требованиям FIA! При том, что общая площадь объекта составляла 221,5 га (площадь самого комплекса – 173 га). На строительстве было задействовано 27 инженеров, 1450 рабочих, 60 единиц специальной техники и 80 грузовиков, а работа на площадке кипела 21 час в сутки. За время возведения комплекса было извлечено 2 млн. 600 тыс. кубометров грунта, насыпные работы проведены в объеме 2 млн. 900 тыс. кубометров грунта.

Стамбул-парк – официальное название трассы – четвертое самостоятельное творение Германа Тильке. Можно сказать, это уже автодром серийного производства. Естественный рисунок местности оказался настолько интересным, что архитектору оставалось лишь вписать в него конфигурацию трассы, практически избегнув шикан, искусственно ограничивающих скорость на прямых. Автодром полностью укомплектован самым современным оборудованием. Здесь имеется 3 пешеходных и 4 подземных перехода. Площадь основной трибуны, вмещающей 26250 зрителей – 12700 кв.м. Имеется две семиэтажных VIP-башни высотой по 37 м каждая. Командам работать на Гран При Турции – одно удовольствие. Полезная площадь паддоков – 47400 кв.м.

Здесь «все учтено», хотя в Стамбуле «придворный архитектор» Королевских Гонок впервые столкнулся со сложным рельефом ландшафта (перепад высот составляет 81 м), так что трасса имеет спуски и подъемы, самый крутой из которых – 8,145%. Стамбул-парк – один из немногих автодромов, где пелетон движется против часовой стрелки. Трасса получилась скоростной (теоретически максимальная скорость здесь может достигать 320,58 км/ч), кое-какие участки напоминают знаменитый бельгийский О-Руж, где траектория на выходе зависит от точности входа. Ширина скользкого, а вне траектории даже грязного полотна – от 14 до 21,5 м, так что обгоны вполне реальны, хотя и сложны. Серьезно разбить машину практически невозможно – широченные зоны безопасности с гравийными ловушками и барьеры из 124 000 автомобильных шин сводят вероятность такого исхода дел к нулю (правда, если после вылета с трассы гонщику удастся вернуться, он наверняка потеряет не одну позицию). Особенно важно точно пройти восьмой поворот, который практически состоит из четырех небольших левых поворотов – пилотам требуется с ювелирной точностью пройти все четыре апекса. Самый длинный прямой отрезок трассы равен 720 м (прямая старт-финиш – «всего» 655,5 м). Радиус самого крутого поворота – 15 м. В Турции весной и летом достаточно жарко, так что многое зависит от физической формы гонщиков и эффективности систем охлаждения.

Для пилота Формулы 1 трасса выглядит примерно так. В конце стартовой прямой следует серьезное торможение перед первым левым поворотом под прямым углом (турки не стали давать поворотам названия, просто пронумеровав их). Далее трасса спускается с холма, и болид успевает разогнаться до 310 км/ч в связке быстрых второго и третьего поворотов. Следующие два поворота достаточно напряженные, там приходится снижать скорость до 100 км/ч и второй передачи. Далее на короткой прямой пилот разгоняется до 250 км/ч и пятой передачи, входит в широкую шпильку седьмого, правого поворота. Еще одна короткая прямая и восьмой поворот – тот самый, сложный, состоящий из четырех быстрых левых поворотов – несмотря на это (а, может, именно благодаря этому), он нравится большинству гонщиков. На выходе пилот разгоняется до 300 км/ч и удерживает педаль газа до торможения перед медленной связкой левого девятого и правого десятого поворотов, где приходится замедляться до 95 км/ч (вторая передача), выходит на заднюю часть трассы. Далее – две длинные прямые, связанные широким правым поворотом, который проходится на скорости 314 км/ч. Это самая скоростная часть трассы и на торможении перед двенадцатым поворотом можно обгонять. При торможении скорость снижается до 93 км/ч и второй передачи, пилот проезжает плотную связку из трех медленных поворотов (после тринадцатого поворота, перед последним, четырнадцатым, при необходимости можно уйти на пит-лейн), и возвращается на стартовую прямую.


Для болельщиков европейской части Российской Федерации Гран При Турции – самый дешевый и удобный тур. Даже официальный сайт Стамбул-парка имеет русскоязычную версию. Перед гонкой оформление визы в стамбульском аэропорту при предъявлении билета на Гран При бесплатное. К трассе из центра города ходят специальные автобусы (для владельцев билетов на Гран При опять-таки бесплатные) по выделенной только для них полосе – соответственно, без пробок, в отличие от такси и арендованных машин. Цены «на траву» – стоячие места – конечно, ниже, чем на трибуны, но информационных телеэкранов с них практически не видно, да и навесов нет, так что укрыться от жары (а в случае непогоды – от дождя) негде. По отзывам болельщиков, продажа формульной атрибутики могла бы быть организована и получше. При поездке в Турцию надо помнить, что, хотя эта страна и является европейской (пусть и частично), и даже входит в НАТО, до европейского уровня обслуживания и преступности она пока еще не дотягивает. Полиция не всегда успевает следить за всем – бывает, что воруют, поэтому надо проявлять осторожность. Кроме того, наших соотечественников могут даже остановить с не совсем законными целями достаточно хорошо говорящие по-русски выходцы из мусульманских регионов Кавказа бывшего СССР. Хотя в общем и целом турки стараются обслужить туристов наилучшим образом.

Хотя в двух из трех сезонов, когда Гран При Турции был включен в календарь Большого Королевских Гонок, в пелетоне присутствовал Красный Барон, лишь один раз семикратный чемпион смог подняться здесь на подиум, и то на нижнюю его ступеньку. Можно сказать, Стамбул-Парк – это трасса постшумахеровской эпохи, знаменующая приход нового времени, нового поколения гонщиков. Несмотря на то, что Гран При Турции – молодая гонка, у которой почти нет истории, вокруг нее уже успел разгореться скандал – в 2006 году на церемонии награждения присутствовал президент непризнанной Северной Турецкой Республики, и над автодромом нависла угроза исключения из календаря. Но в конце концов ограничились тем, что организаторы Гран При были оштрафованы на пять миллионов долларов.

А в апреле 2007 года Стамбул-Парк был передан Берни Экклстоуну в аренду до 2021 года за 3 млн. долларов в год. Причина – убытки, составившие более 10 млн. долларов за полтора года эксплуатации трассы (а если бы не пятимиллионный штраф?). Учитывая, что на строительство автодрома было потрачено 230 млн. долларов, нетрудно понять владельцев объекта. Любого, кто заключил бы подобную сделку, сочли бы безумным, не будь это Берни Экклстоун, который никогда не был плохим бизнесменом. И уж если сам распорядитель финансов Большого Цирка пошел на такой шаг, в светлом будущем Гран При Турции можно не сомневаться.