События — Деймон Хилл

0
952

Белая полоса – черная, и снова белая – черная. Вверх-вниз, вверх-вниз. Это не аттракцион в «Луна-парке», а течение жизни одного из лучших гонщиков «Формулы 1».

17 сентября 1960 года в Лондоне в семье будущего двукратного чемпиона мира «Формулы-1» Грэхема Хилла и его жены Бетти родился сын Деймон. Семья путешествовала по гоночным трассам, на которых отец проводил большую часть времени, так что Деймон и две его сестры – Саманта и Бриджит выросли под рев моторов, и, хотя мальчик был абсолютно равнодушен к гонкам, в пять лет уже сидел за рулем. Все изменилось, когда в паддоках трассы в Сильверстоуне Деймон увидел небольшой мотоцикл. Он настолько понравился одиннадцатилетнему мальчику, что он ни о чем другом тот уже не мечтал, и когда отец, за хорошую учебу подарил сыну «Хонду» с двигателем в 50 куб.см., это предопределило судьбу Деймона – он решил стать мотогонщиком.
29 ноября 1975 года разбился шестиместный самолет, которым управлял Грэхем Хилл. Погибли все, кто был на борту. Пилотская лицензия Хилла-старшего была просрочена, и родственники погибших предъявили огромный счет его семье. Вдове пришлось продать дом, и семья оказалась практически в нищете.


Отец будущего чемпиона Грэхем Хилл, трагически погибший в 1975 году

С 18 лет Деймон развозил на мотоцикле посылки по Лондону. Такой заработок позволял иногда участвовать в мотогонках, проводившихся в рамках рекламной кампании “Кавасаки”, в которых он дебютировал в 1979 году. Не сразу все наладилось, однако со временем Хилл получил некоторую известность, победив на чемпионате брендов. Мать, тем не менее, считала, что сын будет меньше рисковать, гоняясь на четырех колесах, и в 1984 году она лично оплатила сыну курс в известной французской гоночной школе “Уинфилд” на “Поль Рикаре”. Успехи пришли быстро — в августе того же года Деймон одержал свою первую победу за рулем «Формулы-Форд-1600». В 1985 году у него уже шесть побед, пятое место в серии «Таунсенд Торенсен», третье в британской «Формуле Форд-1600», ЭССО, и третье в фестивале «Формулы Форд». И все это без всякой любви к гоночным автомобилям, без каких-либо мечтаний «Формуле-1»! Соперники бредили большими призами, поклонялись новому кумиру – Сенне, который исповедовал жесткий, агрессивный стиль, постоянное психологическое и даже физическое давление на соперника, тактику настоящего террора, как про себя называл такую манеру Хилл. Деймон же помнил, что и отец, и его друзья были, прежде всего, джентльменами, а уже потом пилотами, и их жизненная позиция была ему гораздо ближе.
Громкое имя отца помогло начинающему пилоту, а друзья семьи оказали финансовую поддержку (для участия в гонках нужны были деньги). Джордж Харрисон, один из знаменитой «ливерпульской четверки», в свободные дни приезжал на старты «Формулы-3», как потом и на Гран-при, чтобы болеть за младшего Хилла. Звезд с неба Деймон не хватал, но с каждым годом постепенно поднимался все выше — девятое, пятое, третье место в британской «Формуле-«3. В конце 1988 года Деймон проехал две гонки «Формулы-3000». А потом кончились деньги.
Следующий год оказался, наверное, самым трудным. У Хилла нет надежной работы, нет средств начать какое-нибудь дело, нет результатов, но есть семья, и ее надо обеспечивать — в июле жена Джорджия родила первенца, который, как оказалось, страдал болезнью Дауна…».
И тут ему улыбнулась удача. Выступавшей в «Формуле-3000» японской команде «Футворк» понадобился пилот. Машина была никуда не годной, сесть в нее никто не рвался из опасения испортить репутацию. Хилл рискнул — и не прогадал. На Гран-при Бельгии, управляя этой конструкцией, он смог квалифицироваться, чего до него на этой машине мало кому удавалось. Его заметили специалисты, задавшие себе вопрос, а как же будет гоняться этот парень, если его пересадить на нормальный болид?
Хиллу впервые предложили контракт в нормальном понимании этого слова. В 1990 году он пришел в команду «Мидлбридж». Машина была весьма ненадежна — в квалификации Хилл показывал очень неплохие результаты, и, как правило, в гонке стартовал с первой линии, но слишком часто до финиша болид не доходил. В результате — тринадцатое место в чемпионате. В середине 1991 года, на первый взгляд неожиданно, ему предложили место тест-пилота в «Вильямсе» — одной из лучших команд «Формулы-1». Жизнь вошла в спокойную, размеренную колею. Он получал теперь хорошую, стабильную зарплату.


 Хилл на Гран-при Канады в 1995 году

Тон в команде задавал Найджел Мэнселл, и о месте в основном составе можно было не мечтать, но когда на тестах Хилл стал выдавать результаты лучше, чем основные пилоты в гонках, о нем всерьез заговорили как о будущем лидере. Оставаясь тест-пилотом «Вильямса», с весны 1992 года Деймон стал участвовать в гонках за «Брэбхэм», которая, имея далеко не самый лучший болид, едва сводила концы с концами в «Формуле-1». Пять гонок подряд он не мог пройти квалификацию. Зато когда это наконец случилось, в родном Сильверстоуне, пусть и отстав от лидеров на четыре круга, Деймон смог даже финишировать! К тому же Джорджия родила второго сына, который был абсолютно здоров. Так началась белая полоса.
В сентябре 1992 года Фрэнк Вильямс объявил, что пилотами команды в следующем сезоне будут Алан Прост и Деймон Хилл. Трехкратному чемпиону мира после бурных сезонов с Сенной, Мэнселлом, Алези не могло не импонировать сотрудничество с, хотя и не молодым, но неопытным, а потому на многое не претендовавшим новичком. Хилл же, ничего не говоря, составил план действий, которому следовал неукоснительно. Понимая, что тягаться с Простом будет тяжело, англичанин хотел выиграть хотя бы родной Гран При. И он действительно лидировал в Сильверстоуне, выигрывая у шедшего вторым француза 10 секунд. Почти до конца гонки. Но за полтора круга до финиша досадный прокол шины разбил его мечту. И все-таки он выиграл Гран При! Даже целых три подряд!!! И занял третье место в чемпионате – после Проста и Сенны. Успех? Как бы не так! Окружающие считали, что это только потому, что «Вильямс» – лучший болид пелетона…
В следующем сезоне Прост уходит из «Формулы-1», однако Хилл – опять второй пилот. Первый – Сенна. Но после трагической гибели Сенны, Хилл, неожиданно оказался в роли лидера знаменитой команды, находившейся в состоянии полупрострации. Для него это был один из самых сложных сезонов. Тем не менее, несмотря на тяжелое чувство после невосполнимой потери, англичанин смог, одержав шесть побед, подойти к последнему старту сезона, имея всего на одно очко меньше, чем Михаэль Шумахер. В Аделаиде Хилл был явно сильнее, и, слегка отстав после пит-стопа, стремительно настигал немца. Тот на тридцать шестом круге совершил ошибку и вылетел на обочину, но когда из-за поворота показался Хилл, немец выехал на трассу и перекрыл Деймону траекторию движения. Англичанин сошел, а Михаэль таким способом стал чемпионом. Для Деймона главным делом жизни стало не просто выиграть первенство мира, но доказать всем, что он этого достоин.
Зимой 1995 года вице-чемпион до умопомрачения накручивал сотни и тысячи километров на испытаниях нового автомобиля, и к началу сезона был уверен, что «Вильямс-FW17» — лучшая в мире машина. И доказал это, выиграв два этапа из трех. Потом вдруг началось непонятное. В Испании Шумахер был быстрее. В Монако «Вильямc» проиграл тактически. В Канаде подвела гидравлика. В Германии Хилл не удержал машину на трассе в первом повороте второго круга. В Сильверстоуне и Монце он врезался в Шумахера. Невероятный, адски трудный сезон закончился бесславными поражениями в Нюрбурге и Сузуке. Он опять занял второе место в итоговой таблице, да еще с большим отрывом от Шумахера…


А в 1996 году главным соперником Хилла стал… его напарник по команде, новичок «Формулы-1» Жак Вильнев! Талантливому канадцу оказался на руку командный принцип равного подхода к пилотам. Тем не менее, одержав восемь побед, да к тому же взяв два хет-трика, Деймон Хилл наконец стал чемпионом мира…
И тут белая полоса, как это уже не раз бывало, сменилась черной. Фрэнк Вильямс отказался подписывать контракт с Хиллом на 1997 год. Англичанину пришлось уйти в «Эрроуз». Но… Машина команды была откровенна слаба. Перед первой гонкой, Гран-при Австралии, Деймон не смог даже пройти квалификацию. А всего за сезон он набрал всего 7 очков, и не вошел даже в десятку лучших. Такое положение не устраивало англичанина, и он подписывает двухлетний контракт с командой «Джордан».
Новый сезон начался неудачно. Очевидное преимущество «МакЛарена», технические проблемы, дисквалификация на «Гран-при Бразилии» из-за недостаточного веса болида… Психологический климат в команде был не лучшим. Тем не менее, набрав 20 очков за сезон, одержав победу в Бельгии, Хилл занял шестое место в итоговой таблице чемпионата. А в 1999 году Деймон объявил, что со следующего сезона он больше выступать в гонках не будет…
«Он опоздал родиться… Ему бы жить во времена его отца, а не сейчас!». Так отзывались о Деймоне Хилле и друзья, и соперники. Но о нем же говорили: «Быстр, как Сенна. Расчетлив, как Прост». Да, в скорости он не уступал «бразильскому волшебнику», а манерой вождения действительно напоминал великого француза – та же мягкость, то же бережное отношение к болиду. Но не только за это его уважали и любили болельщики. Корректное, даже щепетильное отношение к соперникам снискали ему славу «истинного джентльмена». Он считал (и считает) «Формулу-1» спортом, а не войной. Такое рыцарство порой мешало одерживать нужные, казалось, победы, набирать очки. Но именно Деймон Хилл был, быть может, последним чемпионом «Формулы-1», которого никто не может упрекнуть, что он хоть когда-то использовал методы неспортивной борьбы. Все его победы абсолютно чистые.