Шесть, пять, четыре…


Нет, это не отсчет перед стартом. Это число побед пилотов Формулы-1, которые, за пятьдесят с небольшим лет ее существования, в сумме завоевали 15 чемпионских титулов. Их имена: Михаэль Шумахер, Хуан-Мануэль Фанхио и Алан Прост. А начнем мы свой сегодняшний рассказ с легендарного пилота, прославившегося еще на заре Формулы-1…

 

 

Аргентинский итальянец

 

Хуан-Мануэль Фанхио родился 24 июня 1911 г. в городе Балцарс, Аргентина. Семья итальянских эмигрантов откровенно бедствовала, поэтому свою трудовую деятельность Хуан начал достаточно рано. В десять лет он уже работал в маленькой частной авторемонтной фирме.

Гоночная  карьера аргентинского итальянца началась в 1936 г., на самостоятельно модернизированном серийном автомобиле. Первые победы пришли в 1940 году. Тогда же появились и первые спонсоры. Довольно быстро Хуан-Мануэль Фанхио стал одним из лучших гонщиков Нового Света. Одной из самых тяжёлых для Фанхио оказалась гонка на Гран-при Южной Америки. Трасса, проходившая между Буэнос-Айресом и Каракасом, имела общую протяжённость 10 тыс. км. «Ночью мы проезжали маленький городок. Свет фар, отразившийся от белой стены дома, ослепил меня, и я проехал мимо поворота. Машину занесло, закрутило, и мой коллега и самый близкий друг Даниэль Уррита, погиб. Потрясение было настолько глубоким, что, как мне казалось тогда, за руль я больше не смогу сесть никогда. Смог. Но с тех пор всегда оставался в машине один».

В европейских гонках Хуан-Мануэль Фанхио начал принимать участие только в1948 г. Для современной Формулы – это почти пенсионный возраст.  Но в те годы все было иначе: все свои пять чемпионских титулов Хуан-Мануэль Фанхио завоевал в возрасте от 40 до 47.

 

 

«Формульный» этап в жизни Хуан-Мануэля Фанхио начался в 1950 г. с выступления за Alfa Romeo. Из шести гонок первого чемпионата Формулы Фанхио победил в трех. Но чемпионом стал его товарищ по команде итальянец Джузеппе Фарина, выигравший то же количество гонок, но сумевший набрать  большее число очков. Реванш не заставил себя долго ждать: уже в следующем году Фанхио выиграл последнюю гонку сезона-51. Однако, после столь удачного сезона непобедимая «Альфа» вдруг неожиданно вышла из гонок…

В 1952 г.  Фанхио подписал контракт с Maserati. Чтобы не потерять форму, Фанхио решил в межсезонье выступить в гонках Формулы-2. Накануне своего первого Гран-при за Maserati из-за непогоды ему пришлось выдержать суточный марафон через всю Европу, чтобы успеть в Италию к воскресной гонке. И он успел. Уставший Фанхио сел за руль практически незнакомого болида. Во время гонки он вдруг начал понимать, что с машиной что-то не так. Но, тем не менее, как мог  старался удержаться в лидерах. Это стоило ему травмы шеи и потери надежд на чемпионство в 1952 г…

Год 1954-й начался с подписания контракта с Mercedes. Но команда не успела подготовить болиды к началу сезона, поэтому первые две гонки сезона Фанхио снова провел за Maserati, выиграв в обеих. Пересев за руль Mercedes, он еще четырежды поднимался на верхнюю ступеньку пъедестала и во второй раз завоевал титул чемпиона Формулы-1.

Свой третий чемпионский титул Хуан-Мануэль получил в 1955 г. В истории автоспорта это был особый год: в Формулу-1 пришел Стирлингом Мосс; в Ле-Мане произошла страшная трагедия, погибло много зрителей; четыре Гран-при было отменено, а Mercedes объявил о своем уходе из Формулы.

В 1956 г. Фанхио переходит в Ferrari и завоевывает  четвертый чемпионский титул. Тяжелая моральная обстановка не позволила надолго задержаться аргентинскому итальянцу в этой команде. В 1957 г. Фанхио возвращается в Maserati, проводит самый красивый сезон в Формуле-1 и завоевывает пятый чемпионский титул.

Откатав еще два сезона, Хуан-Мануэль решил уйти из гонок…

После окончания карьеры пилота Фанхио вернулся на родину в Аргентину и возглавил представительство компании Mercedes. Его часто приглашали на открытие формульных сезонов, и каждый почитал за честь пожать руку величайшему из пилотов Формулы-1. Скончался  Хуан-Мануэль Фанхио 17 июля 1995 г., в возрасте 84-х лет.

Лука да Монтеземоло назвал Фанхио «самым выдающимся пилотом Формулы-1 тех дней, когда гонщики носили кожаные шлемы под изумленные взгляды»…

 

«Профессор» за рулем

 

Эпиграфом к рассказу о следующем пилоте могут быть слова Б. Дюдо, создателя легендарного двигателя Renault: «Для того чтобы выигрывать, мой мотор не нужен. Нужен Прост. И тогда побеждать будет даже Minardi».

Ален родился 24 февраля 1955 г. в Сен-Шамоне, недалеко от Леона (Франция). Увлечение гонками пришло не сразу. Первой страстью Алена был футбол, которому пилот обязан знаменитой формой своего носа.

В 1969 г. Прост сменил футбольное поле на картодром, а в 1973 стал студентом «чемпионской» автошколы в Ле-Кастеле. К 1975 г. Прост утверждается в ранге восходящей звезды автоспорта, выиграв приз Volant Elf.

В 1979 г. он становится победителем престижной гонки Формула-3 в Монако, предваряющей этап Формулы-1, и завоевывает звание европейского чемпиона.

Уже на этом этапе своей карьеры Прост заявляет о себе как о выдающемся стратеге и тактике. К нему прочно пристает прозвище Профессор.

В 24 года француз подписывает контракт с командой McLaren. Прост стал шестым в Аргентине и пятым в Бразилии. Это  невероятный результат для гонщика, впервые в жизни увидевшего южноамериканские трассы.

В 1982 г. Ален подписывает контракт c фирмой Renault, имевшей в своем активе первый турбомотор. Сезоны, проведенные за эту команду, стали для Проста годами напряженной работы по усовершенствованию автомобиля и борьбы за титул, который постоянно ускользал…

 

 

Вскоре Прост снова возвращается в McLaren. Это была уже другая команда: новое руководство в лице Рона Дениса, новый болид MP-4, новый турбированный двигатель Tag-Porshe. Прост и его партнер по команде  Ники Лауда попеременно выигрывали разные этапы. Но чемпионский титул все же достался Лауде, опередившему француза всего на пол очка.

Первая гонка 1985 г. показала, что Прост хочет, а машина может дать ему шанс стать чемпионом. Год прошел в напряженной борьбе с Микеле Альбаретто. В Сан-Марино Алан  добрался до финиша за мгновение до того, как у него закончилось топливо. Но его дисквалифицировали – машина оказалась легче нормы…

Алан Прост выиграл Гран-при Монако и Англии. Он стал примером выверенной тактики и возглавил список претендентов на чемпионство. Гран-при Европы, проходившая на трассе Брендс Хэтч, изобиловала драматическими моментами – победа на этапе досталась Сенне. Но завоеванное четвертое место позволило Просту досрочно стать чемпионом мира.

В 1986 г. на последнюю гонку сезона Прост прибыл, имея все  шансы выиграть чемпионат. Такие же шансы были у Мэнселл и Пике. Причем, первому было достаточно прийти к финишу шестым, в то время как Просту и Пике была необходима только победа. И Прост ее не упустил…