Секстет музыкальной декомпрессии


Из компьютера — в массы

 

Аудиофилы третьего тысячелетия всерьез обсуждают проблемы высококачественного воспроизведения «сжатой» музыки, сравнивая достоинства и недостатки различных алгоритмов компрессии. И все это происходит на фоне массированного наступления новых форматов HDCD, SACD и DVD-Audio! Даже самые именитые производители стационарной аудиотехники — Onkyo, Harman/Kardon и Meridian — вынуждены конкурировать с ранее неизвестными производителями mp3-проигрывателей из юго-восточной Азии.

В мире car-audio сложилась аналогичная ситуация. Известные производители автомобильной аудиотехники уже не пренебрегают «музыкой из-под компрессора» и встраивают в свои CD-ресиверы аппаратные (т. е. не привязанные к персональному компьютеру) mp3-декодеры.

Сегодня эксперты «Тест-Драйва» предлагают вашему вниманию результаты испытаний шести моделей mp3-ресиверов по цене от 2100 до 3650 грн. Прежде чем подробно остановиться на результатах испытаний «секстета музыкальной декомпрессии», сделаем небольшое отступление.

 

Быть или не быть?

 

Итак, можно ли с mp3 получить хороший звук? Давайте разберемся.

Основными конкурентами mp3-дисков являются винил, кассета и мини-диск (МД). Виниловые диски аудиофильского качества — удел избранных: не каждый может купить пластинку за 50 у. е. и «вертушку» за «штуку зелени». К тому же, как носитель информации виниловый диск имеет существенный недостаток — качество звучания ухудшается после каждого проигрывания. Автомобильные виниловые вертушки и вовсе можно отнести к разряду малонаучной фантастики. Что ж, тогда направим взоры на кассету.

Параметры, заложенные в спецификацию mp3, гораздо выше стандартных характеристик кассетных дек. Поэтому как программные (компьютерные), так и аппаратные mp3-проигрыватели звучат лучше большинства кассетников (легендарные деки Nakamichi, Pioneer и Harman/Kardon – не в счет). При этом mp3-диски  в гораздо меньшей степени подвержены износу, чем кассеты. Кто там у нас следующий: мини-диск?

Алгоритмы удаления избыточной информации, используемые производителями МД, обеспечивают сжатие исходного сигнала более чем в 5 раз (в режиме Long Play — выше). Эта тщательно скрываемая величина рассчитывается просто: помня о том, что максимальное время звучания КД и МД одинаково — 74 мин, делим информационную емкость КД (700 Мб) на информационную емкость МД (120 Мб). Многочисленные экспертизы подтверждают, что переписанную по цифровому выходу с КД на МД копию не отличить от оригинала. Едва заметные изменения в нюансах звучания заметны лишь при прослушивании МД-копий на Hi-End аппаратуре стоимостью в десятки тысяч долларов США.  У вас такая есть?

Когда приходится слышать о том, что «компрессированная» музыка априори не может соперничать с «не сжатой», на ум приходит только одно: бурные споры в середине 70-х годов ушедшего века на тему, что лучше и музыкальнее — катушечный магнитофон или его кассетный аналог. Споры давно утихли, а катушечники остались только в студиях звукозаписи да в квартирах любителей электронного антиквариата.

Уяснив, что недостатки формата mp3 не так уж велики, поговорим о его достоинствах. Прежде всего, это огромная музыкальная емкость mp3-диска. При «кассетном» качестве звучания на такой диск без труда помещается 11 часов аудиозаписей. Если вы схотите постоянно иметь в автомобиле как можно больше музыки хорошей и разной, а места для хранения десятков традиционных КД в машине нет, и на КД-чейнджер тратиться неохота, то mp3-ресивер для вас просто незаменим. Второе преимущество «музыкальных декомпрессоров» — огромная экономия на носителях. При равной стоимости дисков на одном mp3-«стекле» вмещается десять КД. Нетрудно подсчитать экономический эффект от внедрения «музыкального декомпрессора» в ваш автомобиль — 100%. На фоне этой цифры даже тот факт, что mp3-ресиверы на треть дороже КД-ресиверов, уже не выглядит устрашающе.

Уфф! Пора отдышаться, принять ванну, выпить чашечку кофе… И перейти к следующему пункту повестки дня — кто есть кто в «секстете музыкальной декомпрессии»…