Самолетом, автомобилем, кораблем!


Дорогие наши читатели, сегодня вашему вниманию предлагаем удивительное путешествие по Испании, Франции и Италии. Однако перемещаться будем не только на автомобиле, но и огромном плавучем городе – белоснежном лайнере Voyager of the Seas. Побываем в Испании, посетим столицу Каталонии – Барселону, третий по величине город Испании – Валенсию, Аранхуэс, где находится потрясающий королевский дворец с прекрасным парком и, конечно же, шумный, бурный Мадрид. В Барселоне сядем на борт 17-палубного судна, принадлежащего американской компании Royal Caribbean International. Во время средиземного круиза совершим экскурсии по жемчужинам французской Ривьеры – Ницце и Каннам, прогуляемся по Пизе и Флоренции, увидим вечный город Рим, родину пиццы – Неаполь, древний город Помпеи, известный своими вкуснейшими апельсинами остров Сицилия.

Из Киева до Барселоны лучше добираться на самолете. Утренний рейс очень удобен: через 3,5 часа комфортного полета вы уже в аэропорту Барселоны. Заблаговременно забронируйте автомобиль. В аэропорту имеют свои представительства такие европейские компании аренды автомобилей, как National Rent A Car, Hertz, Alamo, Avis и другие. Цены на аренду приблизительно одинаковые, а выбор достаточно широк: от экономичных Citroёn C1, Peugeot 107, SEAT Ibiza до семейных Citroёn C5, SEAT Toledo, Skoda Superb. При оформлении потребуется помимо прав и паспорта кредитная карта, чтобы зарезервировать страховую сумму на случай повреждения автомобиля. Эта сумма возвращается после того, как вы сдадите машину. На стойке обязательно получите карты дорог Испании и основных городов. Но проще всего пользоваться GPS – так нигде не потеряетесь. Отелей в Барселоне много: от маленьких  уютных до больших и очень роскошных – выбирайте любой, но заранее. Этот город является популярным местом проведения международных выставок, поэтому все гостиницы заполнены на 80%.

Итак, оставив свои вещи в номере, отправляемся на экскурсию… Барселона, окруженная невысокими холмами Кольсерола, занимает выгодное положение на берегу Средиземного моря. А самые красивые виды открываются с холма Монжуик и горы Тибидадо. Это важный портовый город, который разделен на несколько районов: Готический квартал (Barri Gotic), в котором находятся многие архитектурные и исторические памятники, построенный в эпоху модерна район Эшампле (L’Eixample), где расположен храм Саграда Фамилия (Templo de la Sagrada Familia). Восточнее Барри-Готик раскинулся парк Сьютаделья (Parc da la Ciutadella), устроенный на месте старинной крепости, а южнее – Барселонетта (La Barcelonetta), старинный прибрежный рыбацкий район и Олимпийская деревня. Вдоль Готического квартала тянется известнейшая улица города – Рамблас, центральный пешеходный бульвар. В Барселоне нет проблем с парковкой, есть большие подземные стоянки, где можно оставить автомобиль на любое время.

Осмотр Старого города (Ciutat Vella) начнем с площади Сан-Джауме (Placa de Sant Jaume), расположенной в центре Готического квартала. Квартал возник на месте римского поселения Барсино, от которого сохранилось всего несколько построек. Сама площадь Сан-Джауме появилась в Средние века на месте древнеримского форума, позже здесь был возведен храм Сан-Джауме, а в XV веке были построены здания для мэрии и правительства Каталонии. У входа в мэрию установлены два памятника – Джауме I, в XIII веке учредившему в Барселоне городской совет (Совет сотни – Cjnsell de Cent – прообраз современной мэрии, откуда правили сто горожан разных сословий с 1372 по 1714 год), и Ж. Фивельеру, заставившему в 1500-х годах придворную знать платить налоги.

Напротив мэрии расположен Дворец правительства Каталонии (Palau de la Generalitat). Он был построен в XV веке, но до наших дней первоначальный готический облик сохранили лишь лестница, ведущая во внутренний дворик, часовня и галерея. Фасад здания перестроили в стиле ренессанс. Над главным входом балкон, украшенный скульптурным изображением св. Георгия (Жорди), покровителя Каталонии. Дворец правительства соединен галереей в псевдоготическом стиле (ее часто называют «мостом вздохов») с домом каноника (Casa de la Canonya) – единственным готическим зданием XI века на римском фундаменте, уцелевшем после многочисленных перестроек. Здание построили для богадельни, где устраивали обеды городским нищим. В 1450 году строение передали канонику, одному из священнослужителей городского собора. Ныне здесь располагается резиденция президента Каталонии, закрытая для посещения.

Главный памятник Готического квартала – Кафедральный собор (Сеу, La Seu) – стоит на месте римской базилики VI века. В 877 году в нее были перенесены мощи св. Эулалии, христианской мученицы и покровительницы Барселоны. В 985 году базилику разрушили мавры, и на ее месте появился Романский кафедральный собор. В 1298-м началось строительство готического здания, которое заканчивали уже по средневековым чертежам Руанского собора, поэтому Кафедральный собор Барселоны совмещает в себе черты испанской и французской готики. Через южные ворота Санта-Эулалия можно войти во внутренний дворик собора и осмотреть крытую галерею, садик с магнолиями, мушмулой и пальмовыми деревьями, фонтан, украшенный статуей св. Жорди, а также небольшой соборный музей, где хранятся купель XI века, гобелены и церковная утварь. Испокон веков во дворике живут белые гуси – считается, что они охраняют покой состоятельных горожан, похороненных рядом с собором.

Двигаясь далее по улице Комтес-дес-Барселона (Carrer dels Comtes de Barcelona), вы пройдете мимо музея Фредерика Мареса. В 1948 году скульптор, путешественник и коллекционер Ф. Марес-и-Деулуволь создал музей, в котором выставил свои коллекции средневекового искусства, а на верхних этажах дома открыл «сентиментальный музей» – собрание всевозможных мелочей – гадальных карт, тростей, эротических открыток, детских игрушек. Следующее здание – дворец наместника (Palau del Lloctiment), назначаемого из Кастилии вице-короля. За дворцом сворачиваем налево и оказываемся на небольшой прямоугольной Королевской площади (Placa del Rei). Она представляет собой парадный двор большого Королевского дворца (Palau Reial Maior), построенного в XIII веке как резиденция графов Барселоны. В Тронном зале, который называется Тинель (Salo del Tinell) и считается образцом каталонской готики, проходили заседания святейшего трибунала инквизиции. По легенде, одно слово лжи, произнесенное в этом зале, должно обрушить его стены. Считается, что именно тут в 1439 году Христофор Колумб торжественно возвестил об открытии новых земель королю Фердинанду и королеве Изабелле. После прогулки по Старому городу вновь вернитесь на площадь Сан-Джауме и направьтесь к Лас-Рамблас (Las Ramblas) – бульвару, без которого Барселону просто невозможно представить. Лас-Рамблас возник на месте старого русла реки Кагалель, которая в Средние века пересохла и была засыпана. Каталонское слово «рамбла» происходит от арабского «рамла», что означает «высохшая земля»; в городах Каталонии такие «рамблы» можно часто встретить. Сейчас на Рамблас много зелени, кафе и сувенирных лавок. Здесь постоянно играют музыканты, а безработные актеры дают бесплатные представления и изображают «живые памятники». Лас-Рамблас на своем протяжении сменяет пять названий. Нижняя его часть называется Рамбла-де-Санта-Моника (Rambla de Santa Monica) и начинается от 50-метрового памятника Христофору Колумбу (Monument de Colon), установленного к открытию Всемирной выставки в 1888 году на берегу Средиземного моря. Рядом с памятником расположена самая большая в мире сохранившаяся средневековая верфь, ныне здание отдано под Морской музей (Museu Maritim).

Рамбла-де-Санта-Моника заканчивается на Театральной площади (Placa del Teatre), откуда начинается Рамбла-дельс-Капучинс (La Rambla dels Caputxins), название которого связано со старым зданием братства монахов-капуцинов. Центральная часть бульвара –  любимое место прогулок горожан и туристов, поэтому ее часто называют Рамбла-дель-Сентрое (Rambla del Centre). Она первой была превращена в бульвар. Особенно многолюдно здесь бывает после представлений в опере. Далее заверните на Рейаль (Placa Reial) – Королевскую площадь, которая окружена одинаковыми зданиями с аркадами на первом этаже. В конце XIX века тут появился фонтан «Три грации». Фонари, выполненные А. Гауди, украшают ограду фонтана. Центральная часть Лас-Рамблас заканчивается на площади Бокерия (Placa Boqueria). С нечетной стороны бульвара находится один из лучших в Европе оперных театров – театр Лисеу (Liceu), который дважды восстанавливали после пожаров в 1861 и 1994 годах, и рынок Бокерия (Boqueria).

Следующая часть бульвара называется Рамбла-де-Сан-Джозеп (Rambla de Sant Josep). Но чаще эту Рамблу именуют «цветочной», так как в XIX веке это было единственное место, где продавали цветы. Теперь на Рамбла-де-Сан-Джозеп много как цветочных, так и книжных киосков. А туристов привлекают многочисленные артисты, клоуны, циркачи, дающие представление прямо на улице. Четвертая часть бульвара – Рамбла-дельс-Эстудис (Rambla dels Estudis) – получила свое название от первого университета Барселоны – Эстудис-Женераль, который был построен в середине XV века. Но при Филиппе V его закрыли, а в 1843 году разобрали. Прогуливаясь дальше по Лас-Рамблас, попадаем на Рамбла-де-Каналетес (Rambla de Canaletes), получивший свое название благодаря небольшому питьевому фонтану Каналетес (El font de les Canaletes). Фонтан является одним из символов Барселоны, а жителей города нарекают «те, кто пьют из Каналетес». По легенде, тот, кто попробует из него воды, обязательно вернется в Барселону. Так что если захотите вернуться в этот город, последуйте старинной традиции, ведь фонтан питается водой подземного источника.

Рамбла-де-Каналетес приведет вас на огромную площадь Каталонии (Placa de Catalunya) – крупнейший транспортный узел Барселоны и любимое место сбора туристов. В центре установлены фонтаны, возле которых всегда много голубей. Площадь окружают многочисленные здания офисов, банков и магазинов, а также крупные супермаркеты Ель Корте Инглес (El Corte Ingles), где можно купить все: от продуктов питания и одежды до мебели, и ФНАК (FNAC). За площадью Каталонии начинается район Эшампле (l’Eixample), построенный в конце XIX – начале XX веков. Когда мэрии Барселоны стало очевидно, что в Старом городе, не хватает места для всех желающих жить и работать там, началось строительство новых жилых кварталов на месте окружавших Барселону деревень. Их имена до сих пор сохранились в названиях улиц, например, Пассеч-де-Грасия (Passeig de Gracia) проложена на месте села Грасия (Gracia). План расширения города был разработан архитектором И. Серд-и-Суньера, а само каталонское слово l’Eixample и обозначает «расширение».

Пассеч-де-Грасия и прилегающие к ней улицы застроены жилыми домами эпохи модерна, но самым знаменитым сооружением того времени является храм Саграда Фамилия (Templo de la Sagrada Familia). К нему можно доехать по Авингуда Диагональ (Avinguda Diagonal), которая пересекает Пассеч-де-Грасия, и затем по Каррер-де-Провенса (Carrer de Provenca). Это крупнейшее религиозное сооружение – главный символ Барселоны. Строительство здания в 1882 году начал архитектор Ф. де Вильяр, но уже через год его сменил А. Гауди. Храм возводился исключительно на частные пожертвования, но их постоянно не хватало, поэтому строительство затянулось на много лет и не закончено до нашего времени. Он был задуман как символ искупления грехов всей Барселоны и поэтому стоял в центре одного из бедных кварталов. Осуществлению грандиозного проекта архитектор посвятил всю свою жизнь, но, к сожалению, не завершил его. В крипте собора хранится его прах.

Гауди мечтал создать «собор XX века», соединив все архитектурные знания с символами христианства. Кроме того, Саграда Фамилия должен был стать воплощением католичества. При создании скульптурных изображений Гауди пытался предельно точно передать духовную и физическую реальность. Он фотографировал скелеты, снимал гипсовые маски со спящих кур и осла. Собор он спроектировал как грандиозный орган: внутри слышен ветер, проходящий сквозь отверстия в башнях. Архитектор планировал создать фасады, символизирующие рождение, смерть и воскресение Христа, с 18 башнями – каждая олицетворяла одного из апостолов, евангелистов, Деву Марию и Христа. Но Гауди успел построить только крипту, часть апсиды и восточный фасад. Восточный фасад называют «трактатом о чистом стремлении». Он посвящен теме Рождества Иисуса Христа и разделен на три части-портала, воплощающие Веру, Надежду и Милосердие. Центральную часть венчает гигантское рождественское дерево, под сенью которого расположена сцена прославления Богоматери. После смерти Гауди в 1926 году работа по строительству собора продолжалась десять лет, до начала Гражданской войны в Испании. Во время войны сгорела мастерская Гауди с его записями и чертежами. В 1952-м строительство возобновилось, что вызвало множество споров… Обязательно посетите собор и небольшой музей, в котором представлены макеты и рисунки Гауди.

После Саграда Фамилия проедете к парку Гуэль (Parc Guell) – еще одному творению Гауди. Оставив автомобиль на платной стоянке, можно совершить приятную прогулку. Летом 1899 года Эусебио Гуэль приобрел ферму на ападной окраине Барселоны, на склоне горы Пилада, которую называют еще Лысой горой. Купив и соседние участки земли, он придумал необычный проект. Его задумкой было создать частный парк площадью около 15 гектаров, разбить его на несколько десятков участков, построить на них дома и сдавать их в аренду богатым людям, желавшим комфортной, красивой и спокойной жизни. Но эта затея Гуэля не удалась: нашлось всего два арендатора. Скорее всего, людей не устраивали многочисленные ограничения проекта: категорически запрещалось использовать постройки в парке под магазины, кафе, санатории, нельзя было заниматься любым производством, торговлей или ремеслом. И только после смерти Гуэля парк решили открыть для публики.

Гуляя по парку, вы обязательно отметите, что все дорожки в нем извилисты, ведь Гауди ненавидел прямые линии. Внешние стены парка украшены керамическими табличками с его названиями и предупреждениями об обособленности парка от внешнего мира. Павильоны у ворот словно переносят в сказочную страну – их крыши напоминают грибы. У главного входа начинается лестница, которую украшают фонтан и керамическое изображение дракона. Далее лестница приведет в зал ста колонн, где, по замыслу Гауди, должен был быть небольшой рынок. Этот зал – вариации на тему античности, своды его поддерживают 84 колонны дорического ордера. Над ним, на его крыше, располагается площадь Гран-пласа-серкулар (Gran Placa Circular), откуда открывается потрясающая панорама всего парка и близлежащих районов города. По периметру крыши рынка тянется необычайная изогнутая скамья – одно из самых радостных произведений Гауди и его помощника Жужоля. Яркий узор скамьи вовсе не случаен – это своеобразная гигантская головоломка, состоящая из магических формул, чисел, букв, рисунков. Почти все сооружения в парке Гауди украсил яркой мозаикой из мелких керамических осколков. Этот метод Гауди изобрел сам и назвал его «тренкардис». По одной легенде, архитектор собирал осколки на барселонских улицах, по другой – разбивал драгоценные сервизы. Поднявшись от скамьи направо, можно пройти к дому-музею Гауди (Casa-Museu de Gaudi), где архитектор жил с 1906 по 1926 год со своей племянницей. При постройке парка Гауди максимально старался сохранить все созданное природой. Поэтому здесь можно найти настоящие пещеры, необычайно изящные колонны, напоминающие деревья, и фантастические цветы…