Saab: индивидуализм по-скандинавски


Скандинавские народы выделяются среди других европейцев. Прежде всего, своим менталитетом, самобытной культурой, давними традициями демократии. И в некоторой мере эти жизненные ценности отображаются в моделях шведских автомобилей. В них легко сочетаются сдержанность и оригинальность, безопасность и хорошая управляемость. Подтверждает такую закономерность марка Saab — своеобразный разрушитель стереотипов, чьи автомобили всегда выделялись на общем фоне.

 

 

На протяжении всего своего существования в Saab наблюдалась тесная связь с авиацией. Это неудивительно, ведь фирму создали как подразделение компании Svenska Aeroplan AB. Шел 1937 год, над миром нависла угроза войны, и шведское правительство решило начать строительство собственных военных самолетов. Так появилось промышленное предприятие в городке Тролльхеттэн. Но кровавая военная беда миновала страну – она сохранила нейтралитет и не принимала участие в боевых действиях. И уже с конца 40-х годов в Saab расширили бизнес. В мирное время военная авиация менее востребована, а вот автомобили – как нельзя кстати. Поэтому часть производственных мощностей решили перепрофилировать.

Над четырехколесным первенцем начала работать молодая команда авиационных инженеров во главе с Гуннаром Лунгстремом и дизайнером Сикстеном Сасоном. Первый прототип автомобиля появился в 1947 году. Он нес индекс 92.001, так как цифрами до 91 обозначались модели самолетов. Но неофициально концепт был наречен UrSaab. При его проектировании широко использовались самолетные технологии, а кузов тщательно испытывали в аэродинамической трубе. Поэтому коэффициент лобового сопротивления составил 0,30, что вызывает уважение и сейчас. Профиль купе очень смахивал на крыло аэроплана в разрезе. К тому же автомобиль был переднеприводным – редкость по тем временам.

Полномасштабное производство Saab 92 стартовало 12 декабря 1949 года. Хотя оснастили его двухтактным 764-кубовым двухцилиндровым мотором мощностью всего 25 л. с., обтекаемость позволяла ему разогнаться до 105 км/ч. Интересно, что все ранние Saab 92 были исключительно зелеными, потому что на авиационных заводах оказалось в избытке краски цвета «хаки» для военных самолетов. Позже предложили и другие цвета, а также сдвижную тканевую крышу и 28-сильный мотор. До 1957 года произвели свыше 20 тыс. машин. Передний привод способствовал неплохой управляемости Saab. Это ценили не только простые автолюбители, но и профессиональные спортсмены. Уже в 1950 году Рольф Менге выиграл 1000-километровое ралли Швеции, а два года спустя Грета Моландер победила в женском кубке престижнейшего ралли Монте-Карло.

Команда шведских конструкторов не останавливалась на достигнутом и успешно продолжала доработку модели. В 1955 году на Нью-Йоркском автосалоне показали новый Saab 93. Его оснастили уже трехцилиндровым двигателем объемом 748 куб. см и мощностью 33 л. с. Американцы, предпочитающие огромные заднеприводные модели длиной свыше 5 м, обратили внимание на «малыша» – в США экспортировали больше Saab 93, чем в любую другую страну. Усилили популярность модели новые гоночные победы: в финском ралли 1000 озер и американском GAMR, первое место в классе в итальянской гонке Mille Miglia и второе – в соревновании 24 часа Ле-Мана. Специально для любителей активной езды подготовили 55-сильный Saab GT750 – первый в мире автомобиль, стандартно оснащенный ремнями безопасности. А вот для семейных людей создали семиместный универсал Saab 95.

Триумфальное шествие продолжила модель 1960 года – 96. Конструктивно она не слишком отличалась от предшественника и сохранила заложенные в Saab 92 принципы конструкции. Однако она обрела дизайнерскую черту, используемую и поныне – изгиб задних стоек в виде хоккейной клюшки. С минимальными изменениями автомобиль выпускали вплоть до 1980 года и произвели свыше полумиллиона купе. Поначалу использовали все тот же трехцилиндровый двигатель предшественника, развивавший 38–52 л. с., но затем его сменили на четырехцилиндровый V4, выпускаемый по лицензии Ford. Его 65 л. с. позволили разогнаться до 100 км/ч за 16 с. Но для раллистов подготовили 95-сильную модификацию, которая принесла заводской команде долгожданный триумф в ралли Монте-Карло. Причем Эрик Карлссон побеждал в нем дважды – в 1962 и 1963 годах. Также специально для 96-го подготовили дом на колесах SAABO с двумя спальными местами.

Гоночные успехи подтолкнули руководство Saab к созданию полноценной спортивной модели. Еще в середине 50-х годов инженеры спроектировали небольшой двухместный кабриолет с кузовом из стекловолокна. Назвали его Sonett, но это имя не имело ничего общего с поэзией: оно произошло от фразы Sa nett den ar («он такой чистый»). Действительно, Sonett отличался чистотой линий. Весил он всего 600 кг, поэтому 58 л. с. хватало, чтобы развить 190 км/ч. Ежегодно планировали производить по 2000 автомобилей преимущественно для гонок, но из-за изменения регламента соревнований пришлось отказаться от этой идеи, и мир увидели всего 6 кабриолетов. Тем не менее имя Sonett не исчезло: в 1966 году так назвали стильное 3,8-метровое двухместное купе. Сначала его оснащали 60-сильным трехцилиндровым двигателем, а затем появился вариант с 1,5-литровым V4 в 65 л. с. Малая масса (770 кг) способствовала хорошей динамике и управляемости. Разгон до 100 км/ч занимал 12 с, а максимальная скорость достигала 160 км/ч. Позаботились и о безопасности: установили сиденья с подголовниками, трехточечные ремни безопасности и трубчатый защитный каркас. В 1970 году представили обновленный Sonett III с модными тогда выдвижными фарами и 75-сильной «четверкой».

В 1969 году автомобильное подразделение Saab отделилось от авиационного, чтобы создать концерн вместе с производителем грузовиков Scania. Новый этап в истории марки обозначился и свежим семейством автомобилей – Saab 99, поступившим в продажу с конца 1968 года. Новинка отличалась более современным граненым дизайном, который обозначил стиль шведской марки на последующие 20 лет. Первоначально появилось купе, а вскоре к нему присоединились седан, универсал и трехдверный хетчбэк. Кроме того, она привнесла еще одну фирменную черту Saab – замок зажигания на центральном тоннеле возле рычага трансмиссии. Такое решение позволяло легче дотянуться к нему и улучшало безопасность, ведь традиционная схема с замком на рулевой колонке приводила к травмам коленей во время аварии. Три года спустя автомобиль впервые в мире получил омыватели фар и подогрев сидений.

Для Saab 99 предлагали две «четверки» производства Triumph – 1,7-литровую 86-сильную и 2,0-литровую 110-сильную. Для флагманской версии подготовили 3,5-литровый V8, но им оснастили всего 45 машин. На смену ему в Saab подготовили экзотику – турбонаддув, который в то время можно было увидеть только на дорогом Porsche 911 Turbo. Saab 99 же был весьма доступным и со 145 л. с. под капотом мог спокойно достигать 200 км/ч. Это был настоящий волк в овечьей шкуре – мало что выдавало его отличные характеристики. С Saab 99 связаны громкие победы шведской марки на раллийных трассах в 1976–1979 годах. Конкуренты начали создавать специальные «боевые» модели для чемпионата мира. У Saab просто не нашлось средств, чтобы достойно им ответить, и было принято решение уйти из гонок.

С 1978 года модельный ряд расширила модель 900. Ее необычность состояла в сочетании переднего привода и расположенного продольно четырехцилиндрового двигателя. Для этого мотор пришлось разместить маховиком вперед. Силуэт Saab 900 с изогнутым лобовым стеклом делал его похожим на истребителя. Усиливала впечатление приборная панель с переключателями в авиационном стиле. Под капотом самого мощного 900 Aero «трудился» 2,0-литровый 175-сильный турбомотор. В 1986 году модельный ряд пополнил первый кабриолет шведской марки…