Полноприводный хронограф и турбина


Поначалу, увидев хмурое октябрьское небо и собственное отражение в лужах на асфальте, мы расстроились. И было от чего! Тестировать и, тем более, фотографировать спортивный седан в такую погоду…

Но постепенно удрученность сменилась спортивной злостью! В конце концов, Audi A4 Quattro — это машина, преимущества которой должны проявиться именно в сложных погодных условиях. А коли так, то грех роптать на плачущие небеса, подарившие нам возможность проверить: так ли хорош полный привод, как его малюют? С такой вот злобной мыслью мы и уселись за руль мирно дремавшего на площадке новенького Audi A4 Quattro (фирменное обозначение полноприводных версий Audi).

 

 

Чужая роль

 

Модель А4 позиционируется на европейском рынке как семейный автомобиль (у нас «окольцованные» машины автоматически попадают в разряд престижных). На первый взгляд так оно и есть: уютный салон, приемлемые габариты, покладистый характер, надежность и выносливость сделали «четверку» фавориткой юристов, бюргеров и прочих степенных отцов семейства. Но, на самом деле, судьба этой машина подобна судьбе артиста, играющего чужие роли.

Audi A4 1.8 T Quattro удивительным образом сочетает в себе свойства семейного седана и спортивного автомобиля! «Искушенные гонщики» при упоминании о двигателе с рабочим объемом 1,8 л саркастически улыбаются. И даже не обращают внимания на индекс Т (турбинированный двигатель), а также спидометр, умеющий измерять скорости до 260 км/ч! Тем лучше — будет возможность потягаться на трассе с многолитровыми монстрами, владельцы которых считают себя учениками Аэртона Сенны. Хотя для того, чтобы «уделать» транспортный поток на машине, экипированной «надцатицилиндровым» многолитровым двигателем, потребляющим десятки литров топлива на сто км, много ума не надо. Ни водителю, ни производителю. Но это наше личное мнение. Продолжая тему чужих ролей, обратим ваше внимание на очень важный момент. Готовясь к проведению тест-драйва, мы столкнулись с удивительным фактом: одно из главных достоинств Audi семейства Quattro — полный привод — порой становится причиной их преждевременной клинической смерти! Как показывает опыт, некоторые владельцы отождествляют полноприводный дорожный седан с полноприводным же внедорожником и используют Quattro-мобили для гонок по бездорожью. Отдуваться за удивительную безграмотность хозяина приходится ни в чем не повинной машине, которой джиперство противопоказано по определению! Достаточно посмотреть на дорожный просвет «четверки», чтобы понять — амплуа этой модели не предусматривает преодоление вспаханного поля. Тогда зачем дорожному седану полный привод?

 

 

Полный привод и Torsen

 

Компания Audi, чьим «коньком» всегда были спортивные машины, в 1981 г. удивила мир тем, что поставила на конвейер полноприводные легковые автомобили с дифференциалом типа Torsen. Этот агрегат был придуман Верном Глисманом без малого полвека назад. Изобретение бельгийского инженера позволяло точно, без рывков и дорогостоящих электронных контроллеров передавать крутящий момент от двигателя на ту ось, которая имеет наилучшие условия по сцеплению колес с дорогой. Разгоняешься — и до 75% тяги приходится на «корму». Тормозишь — и нагруженный «передок» получает «отрицательный» крутящий момент, помогая тормозам остановить машину быстрее и без заносов. При этом значительно снижается вероятность буксования и улучшается управляемость автомобиля. Особенно хорошо это заметно при движении на больших скоростях в сложных погодных условиях.

Тем не менее, 25 лет Torsen провел в запасниках патентных бюро. До тех пор, пока этим дифференциалом не заинтересовалась американская военная корпорация AM General, применившая его вначале на транспортном средстве HMMWV, а позже установившая дифференциал Глисмана на легендарный HUMMER. Далее изобретение бельгийского инженера стали использовать и «гражданские» автомобилестроительные гиганты: BMW, Ford, General Motors, Honda, Lexus, Mazda, Rover, Toyota, Volkswagen и пр.

Чем же так хорош полный привод с дифференциалом типа Torsen для легкового автомобиля, которому роль внедорожника противопоказана?..

 

 

Интерьер и экстерьер

 

С первого же взгляда автомобиль притягивает к себе внимание обтекаемой, и в то же время слегка угловатой формой кузова. В эпоху доминирования на автострадах сверхобтекаемых обмылков уже одно это выделяет Audi A4 из общего потока. Подопытный автомобиль испытывали тест-пилоты разных возрастов и мировоззрений, но в том, что форма кузова «четверки» является классической, все были единогласны.

Салон также выполнен в классических традициях. Его отличают удивительное сочетание вкуса и отсутствие лишних деталей интерьера. Ничто во внутреннем пространстве автомобиля не отвлекает вашего внимания (для пассажира это мелочь, а для водителя достоинство, могущее предотвратить ДТП).

Автор всегда считал, что автомобили, «заточенные» под водителя, создаются исключительно в Баварии. Каюсь — ошибался. Рабочая зона водителя в Audi A4 1.8T Quattro продумана до мелочей и является для драйвера идеальным «рабочим местом»…

 

 

Поехали!

 

Первые пару километров притираемся друг к другу — мы к машине, машина к нам. Сознательно не заглядывая в фирменную инструкцию, отметили «длинную» вторую передачу. На ней автомобиль быстро разгоняется до 60 км/ч, при этом показания тахометра не вызывают истерику у бортмеханика трейдера (менее 4000 об/мин). Интенсивные упражнения с педалью акселератора пробуждают под капотом не только «табун лошадей», но и невиданного в отечественном автомобилестроении зверя по имени «турбина» (помните о букве Т в полном названии?). Ее ненавязчивое «пение» напоминает о том, что вы управляете спортивным седаном, способным на равных тягаться с упомянутыми выше «надцатилитровыми» конкурентами.

Уже при движении по городским улицам отмечаем, что машина на удивление маневренна и чутко реагирует на действия водителя. «Выстреливать» со светофора на необкатанном двигателе мы не решились, но динамика, запас хода педали акселератора и поющая под капотом турбина прозрачно намекали — на трассе что-то будет.

А случилось вот что. После первых же резких маневров — воображаемого обгона и реального перестроения — автору очень захотелось выйти из машины и поискать джина, переставляющего могучей рукой машину на соседнюю полосу движения! Честное слово, при перестроении складывается впечатление, что машина плавно выскальзывает в нужную полосу практически перпендикулярно направлению движения! Ладно бы задние колеса «подруливали», но у этой модели таковых нет! Еще раз напомню, что наши «заезды» происходили в дождливый и ветреный день, когда движение с большой скоростью и неосторожное маневрирование на скользкой дороге чревато «аквапланированием».

Но машина прочно держалась за дорогу четырьмя ведущими колесами (и рукой джина?), несмотря на усилия тест-драйверов спровоцировать маленький, но управляемый «заносик». Славяне народ упрямый и, в отличие от немцев, считают для себя делом чести проверить в экстремальных условиях любое изделие, будь то женское белье (как вам приводной ремень генератора из женских колгот?!) или сверхзвуковой штурмовик. А мы что, лыком шиты?

Перекрестившись, «наступили на газ» (под проливным дождем!) и разогнались до 150 км/ч — полет нормальный! Перестроились на соседнюю полосу и…

 

 

Убедившись в действительно уникальных ходовых характеристиках тестируемого автомобиля мы, озорства ради, решили проверить его на максимальную скорость. Уж сильно не давала покоя цифра «260» на спидометре. Максимум, на что мы решились на мокром асфальте, при шквальном ветре и на необкатанном двигателе — 180 км/ч. Машина уверенно держалась за мокрый асфальт и не пыталась подложить свинью своим истязателям. И, судя по всему, эта скорость для нашего автомобиля далеко не предел!..