Подольское кольцо


Что такое осень? Это пора, когда так и тянет разорвать цепи обыденности и двинуться навстречу новым приключениям.

Схематически наше новое путешествие можно изобразить так: устье р. Смотрич — с. Княгинин. – с.Рыхта — с. Чернокозинцы — с. Жванец — Шишковые горбы. Замкнуть круг планировалось в том же устье Смотрича. На все про все было отведено 4 дня. Невозможно, говорите? Не успеем? Ну, если на своих двух — точно никак. А ежели на автомобилях, да еще повышенной проходимости — тогда без проблем. Осталось последнее: свистать всех наверх!

На свист отозвались: Сергей, а вместе с ним и его полноприводной друг Nissan Patrol; геологи Вячеслав и Галя, которых мы в этот самый Patrol и определили. К ним вскоре присоединились Сергей и Людмила на Daihatsu Rocky. Виктор, фотограф и водитель Isuzu Trooper и снова Виктор — инженер и доктор в одном лице. Ну и ваш покорный слуга, автор этих строк.

 

 

Стартовали из г. Фурсы от корпуса Правобережной геологической экспедиции «Північгеологія». Проехав 368 км, мы «бросили якорь» в Хмельницкой области возле устья р. Смотрич. Берега реки крутые, и русло имеет каньоноподобную форму, что делает Смотрич одним из самых красивых притоков Днестра. Дав нам вдоволь полюбоваться пейзажем, природа начала сгущать краски. Небо вспыхнуло алым светом и стало темнеть.

Дорога к Княгинину, асфальтированная и безлюдная, вернее «безавтомобильная», не вызвала эмоций. Как, впрочем, и само село. А вот его околицы, прямо скажем, поразили наше воображение. На естественной возвышенности, которую река Жванчик огибала изящным полукругом, стояло когда-то городище. Там, где над рекой нависали каменные карнизы, обнаружили несколько пещер, служивших, возможно, убежищем от врагов. Княгининская земля приготовила немало сюрпризов для археологов. Только им поторопиться следует. Здесь уже проехал грейдер, уничтожив тем самым уникальный исторический пласт. Так что нам пришлось довольствоваться лишь черепками. А их еще попробуй, найди! Выберешь себе бугорок «помясистей», повыдергиваешь из него траву и начинаешь разрыхлять землю. Рыхлишь ее, рыхлишь и вдруг раз! В ладони оказывается чуть изогнутый глиняный фрагмент чего-то. Внешняя сторона расписана замысловатым черным узором. Так вот ты какая — культура Черняховская. Не чета нынешней. Для сравнения, давайте-ка, заглянем в с. Рыхту.

Добраться туда можно было как по асфальтированной дороге, так и по лесной тропе. Предпочтение, конечно же, было отдано последней. Два так называемых брода Nissan, Daihatsu и Isuzu преодолели шутя. Даже включать передний мост не понадобилось. Когда мы въехали в Рыхту, время перевалило за полдень. Не пришлось бы нам тут лагерь разбивать. Однако миссия по исследованию памятника архитектуры XVI в. провалилась. О том, что самой крепости давно уж и в помине нет — мы знали. Но путеводители обещали встречу с башнями. А какая может быть встреча через колючую проволоку и горы мусора. Местные жители оказались людьми на редкость предприимчивыми и, не моргнув глазом, превратили башни в хозяйственные зоны. Своеобразным стилистическим дополнением XXI века к архитектуре века XVI стал наспех сколоченный туалет, выкрашенный неизвестным художником в ядовито-зеленый цвет.

Что ни говорите, а внедорожник — средство достижения если не высшей, то, как минимум, очень высокой степени свободы. Свободы передвижения. Когда, не задумываясь, сворачиваешь в лес или выбираешь полевое безбрежье. До с. Чернокозинцы решено было добираться, как говорят в Украине, «навпрошки». Вот где пригодился полный привод. Дорога ловко скрывалась под слоем мокрой листвы. Попадая на такое «покрытие», автомобили начинали скользить, как по льду. Что характерно, сносить их начинало либо в сторону обрыва, либо поваленного дерева. Там, наверное, хорошо, вот только нам туда не надо. Легким движение руки подключаем передний мост, медленно нажимаем на педаль газа и начинаем сопротивляться. Около трех часов дня автомобили были припаркованы возле развалин крепости с. Чернокозинцы. Когда-то она охраняла Подольские земли от набегов крымских татар и турков. Но в 1674 г. врагу удалось все же преступить неприступные границы форпоста. После этого оборонной карьере Чернокозинской крепости пришел конец и, всеми позабытая и позаброшенная, она в XIX веке завалилась. Частично сохранились крепостные стены, фрагменты башен, несколько арок. Мне посчастливилось найти фрагменты облицовочной плитки.

Эх, знала бы я, что ожидает меня в Жванце, сама бы туда не поехала и народ бы отговорила. Село стоит на переправе через Днестр на границе Хмельницкой и Черновицкой областей. В прошлом Жванец, входящий, кстати, в список 100 древнейших поселений Подолья, считался одним из крупнейших торговых и ремесленных центров. В XVI веке здесь была построена крепость. Ее северная башня плюс фундаменты еще двух являются памятником архитектуры и, якобы, должны охраняться законом. Однако табличка, о том свидетельствующая, вырвана «с мясом». Дальнейшую судьбу отныне «бесхозных» архитектурных остатков представить не сложно: большая часть будет разобрана на стройматериалы, остальное исчезнет под грудой мусора. А буквально в 10 км от Жванца на берегу Днестра стоит Хотинская крепость.

 

 

Далее мы передвигались по территории черновицкой области, а именно по Кельменецкому району. Здесь, возле села Нагоряны, нас ожидала встреча с геологическим памятником природы Шишковые горбы. Горбы — остатки берегового рифа сарматского моря, 15 млн. лет тому назад покрывавшее территорию современного Подолья. На протяжении сотен тысяч лет в теплом мелководье остатки гигантских кораллов, водорослей, моллюсков, смешиваясь с мелкими частичками горных пород, наслаивались друг на друга. Постепенно вдоль побережья древнего моря сформировался кораллово-рифовый барьер, который ученые называют Подольскими толтрами. Но это еще не все!..