Пинин Фарина — революционер стиля


Итальянская компания Pininfarina входит в число крупнейших дизайн-центров мира. В числе ее клиентов большинство крупных автопроизводителей. Идеи дизайнеров Pininfarina прямо или косвенно используются в трети всех выпускаемых в мире автомобилей. Предлагаем вашему вниманию краткий очерк о дизайн-ателье и его основателе.

 

 

Джованни Баттиста Фарина родился в ноябре 1893 г. Он был младшим из одиннадцати детей в семье, и с детства к нему приклеилось прозвище «Пинин» («малыш» на пьемонтском диалекте). Один из его старших братьев, Джованни, работал подмастерьем у кузовного мастера, а позже открыл собственную кузовную мастерскую Stabilimenti Farina. Несмотря на юный возраст, уже в 11 лет Пинин вместе с двумя другими братьями трудился в мастерской Джованни — он отвечал за дизайн и рекламу. А в 17 лет молодого талантливого парня взяли на работу в конструкторское бюро Fiat. Тогда же он впервые самостоятельно создал кузов для Fiat Zero. Кроме автомобилей, Пинин интересовался авиацией — во время Первой мировой руководил конструкцией тренировочного планера Aviatic, за что получил награду от командования итальянских ВВС.

Однако его главной страстью оставались автомобили. Он продолжал работу в мастерской своего брата, а также участвовал в автогонках и небезуспешно. Поставленный им по приезде из Америки (о чем речь пойдет дальше) рекорд скорости в гонке «Aosta-Gran San Bernardo» продержался 11 лет.

 

 

В 1920 г. двадцатисемилетний Фарина отправился в Детройт, чтобы лично познакомиться с бурно развивающейся американской автомобильной промышленностью. Сам Генри Форд предложил талантливому итальянцу работу, однако, Фарина предпочел вернуться в Турин — он уже был помолвлен со своей будущей женой Розой Корассо, на которой и женился в этом же году. Но то, что ему довелось увидеть в Америке, изменило его навсегда.

В 1930 г. Пинин основал собственную компанию — Carrozzeria Pinin Farina (название было изменено на Pininfarina в 1961 г., после того, как итальянский парламент специальным указом позволил Фарине изменить фамилию на Пининфарина в ознаменование его достижений в автомобильном дизайне). Его партнером был человек с не менее известной в автомире фамилией — Винченцо Лянча (Lancia). Он планировал начать мелкосерийное производство специальных автомобильных кузовов с использованием новейших (на тот момент) технологий. В то время, когда несерийные машины собирались исключительно вручную, это было настоящей революцией.

Естественно, вначале Фарина работал в основном с итальянскими автопроизводителями — Lancia, Fiat, Alfa Romeo. Однако уже в 1931 г. он разработал дизайн для родстера Cadillac 452 V16 — эту уникальную машину заказал магараджа Бхопала для охоты на тигров — а в 1932-м к его услугам обратилась фирма Daimler Benz. До войны сотрудничать с ним хотели также General Motors и Renault.

 

 

Именно Пинин первым сформулировал основной закон автомобильного дизайна: «Корпус автомобиля должен быть: 1) элегантным, 2) удобным и 3) иметь хорошую аэродинамическую форму». Его первым экспериментом в области аэродинамики была переделка купе Lancia Astura. В 1934 и 1935 гг. Фарина сделал две версии — обе двухдверные и четырехместные. В следующем году появилась Berlinetta Aerodinamica, основанная на Lancia Aprilia, — уже двухместная. Благодаря аэродинамической форме максимальная скорость машины выросла до 160 км/ч.

 

 

Среди других наиболее известных моделей Pininfarina 30-х годов — Lancia Astura Cabriolet (1937–1939). Было выпущено 6 экземпляров, один из которых предназначался для самого Папы Римского, остальные — для высокопоставленных приближенных дуче Муссолини. Для главного фашиста изготовили уникальную машину Lancia Astura Ministeriale.

Компания продолжала расширяться и завоевывать популярность в Италии и за ее пределами. К началу Второй мировой в Carrozzeria Pinin Farina работало около 500 человек, в 1939 г. было выпущено более 800 машин. С началом войны фирма, как и прочие итальянские компании, переключилась на военные заказы — грузовики, детали самолетов, катера и даже полевые кухни, но в 1945-м Фарина немедленно вернулся к делу своей жизни — автомобилям. Несмотря на пожар 1946 г., почти полностью уничтоживший фабрику Фарины, работа не прекращалась.

В 1946 г. бывший футболист, а затем автогонщик-любитель и богатый промышленник Пьеро Дузио основал концерн Consorzio Industriale Sportive Italia и заказал Фарине разработку кузова для новой спортивной машины. Результат работы — купе 202 Cisitalia — был впервые представлен на Гран-при Италии 1947 г. и возвестил о начале новой эры в автодизайне. В «двести второй» наиболее полно воплотились дизайнерские идеи Фарины — простота, элегантность и аэродинамика. Всего через четыре года эта модель впервые в истории была выставлена в постоянной экспозиции нью-йоркского Музея современного искусства. Машина изготавливалась практически полностью вручную, в дизайне корпуса не было ни одной прямой линии — алюминиевые панели приходилось выгибать на деревянных формах, поэтому за пять лет было выпущено всего около 170 экземпляров.

 

 

В 1949 г. представители американской компании Nash предложили Пинину разработать для них несколько прототипов. Одним из результатов сотрудничества Фарины и Nash стала модель Nash Healey 1953 г. — первый спортивный автомобиль, созданный в Америке за 20 лет.

Пятидесятые годы принесли компании Carrozzeria Pinin Farina множество изменений…