Однажды на острове Джерси…


Несколько лет назад мне посчастливилось познакомиться с Джоном Диком – удивительным человеком, коллекционером, меценатом и крупным промышленником. В 2006 году, когда я получил приглашение посетить имение Джона Дика на острове Джерси, то и не подозревал, в каком чудном месте окажусь и какие чудеса откроются моему взору.

Остров Джерси находится в проливе Ла-Манш, в 11 км от Франции и 120 км от Англии, и является одним из Нормандских островов под Британской короной. Остров интересный как в климатическом, так и в историческом плане. Самый солнечный во всем Объединенном королевстве. Минимум 250 солнечных дней в году. На острове растут шикарные виноградники и королевские пальмы. В целом очень богатая растительность. Зимы практически не бывает. Характерной особенностью острова являются сильные отливы и приливы до 11 м. Его протяженность – 7 км в длину и 14 км в ширину. Нет никакой тяжелой промышленности. Знаменит он своими коровами, дающими до 40 л молока в сутки, а также джерсийской картошкой, которую местные крестьяне собирают три раза в год. Ежегодно на острове проходят знаменитые бриллиантовые аукционы, куда съезжаются тысячи туристов.

У острова глубокие традиции, которые свято соблюдаются по сей день. Например, законы, подписанные тысячу лет назад, действуют и поныне. Есть на Джерси и свой язык, который знают наиболее рьяные хранители традиций острова, а также люди почтенного возраста. Сам остров тысячу лет назад получил протекцию английской короны. А Британия в свою очередь в виде острова получила ближайший к территории Франции морской порт. На острове своя валюта, которая ходит наравне с британскими фунтами, свои марки, свое правительство, состоящее из 11 сеньоров. Сеньор управляет своим приходом. Каждый приход имеет свое название, например, святой Джон, святая Елизавета и т. д. По старому закону сеньору принадлежат все земли и люди, которые на него работают. Чтобы стать новым жителем острова, надо купить собственность или открыть счет на сумму 15 000 000 фунтов.

История острова очень богата и порой драматична. Учитывая его географическое положение, им пытались овладеть римляне, кельты, викинги. Тысячу лет назад остров становится частью Франции, под властью Уильяма Герцога Нормандского, который в 1066 году одержал сокрушительную победу над английским королем Геральдом в битве при Хастингсе и захватил Англию. С этого и началась современная эпоха британской истории. Король Уильям правил Англией, Францией и Нормандскими островами. Через 150 лет его наследники потеряли власть над Францией, провозгласившей тогда независимость. У острова Джерси был выбор: либо уходить вместе с Францией, либо оставаться вместе с Англией. В этом случае власти острова предположили, что Великобритании будет выгодно иметь морской порт всего в 11 км от берегов Франции и решили остаться с Англией. В свою очередь они заключили договор с английским королем, согласно которому Джерси никогда не заплатит ни единого налога Англии, у них будет свой парламент и свои исполнительные органы власти. Англия взамен на право свободного использования морского порта обязалась оборонять остров и вести его иностранные дела. По этому договору Англия и Джерси живут уже почти тысячу лет! Нам трудно поверить, но это факт. Административное устройство острова сформировалось во времена Уильяма-завоевателя, поделившего остров на 11 приходов (графств). Во главе прихода стоял Лорд, именуемый французским словом «сеньор», который имел абсолютную власть над своим приходом. Сеньор решал, кого казнить, а кого миловать. Он собирал дань с крестьян, живущих и работающих на его территории.

Остров интересен своими старинными замками. Их здесь три. Для многих людей в мире название острова Джерси ассоциируется со знаменитым Зоопарком Джералда Даррела (который провел на этом острове большую часть жизни), где мы имели возможность познакомиться с гигантскими гориллами, но об этом разговор отдельный. Кстати, Джон Дик является одним из членов попечительского совета этого зоопарка.

Наш гостеприимный хозяин Джон Дик сейчас владеет приходом в 100 га, который называется Saint John. С покупкой имения он получил герб, звание сеньора, все атрибуты и крестьян в придачу, не говоря уже об огромной усадьбе с дворцом. Джон Дик – необычайно интересный человек. Замок Джона впечатляет своими потрясающими парками. Сравнить это имение можно разве что с нашими парком «Софиевка», а также с Воронцовским или Ливадийским дворцами. Стены и фундамент замка имеют тысячелетнюю историю. Естественно, дворец неоднократно перестраивался.

 

 

Первым владельцем имения Saint John’s Manor был человек по фамилии Декарторет, француз. С тех пор дворец и имение сменили множество владельцев, и только в 70-х годах XX века Джон приобрел все эти земли у джентльмена, который владел крупной страховой компанией. Сегодня Джон Дик является владельцем прихода Saint John. Он же — один из 11 сеньоров, которым крестьяне платят налоги.

Каждый год во время открытия сессии Британского парламента все 11 сеньоров обязаны присутствовать при этом. В это же время проходит церемония присяги на верность королеве Англии. Церемония проводится 11-ю сеньорами полностью на французском языке. Народ острова Джерси очень гордится своей историей и своей независимостью. И если кто-то скажет жителям Джерси, что они часть Великобритании, то в ответ услышит: «Великобритания никогда нами не владела».

В имении Джона – великолепные парки (японские и европейские), несколько прудов с белыми и черными лебедями и фонтанами.

 

 

Когда въезжаешь в главные ворота, которые напоминают въездные ворота в Букингемский дворец в Лондоне (кстати, выпускала их та же мастерская), при входе стоят две пушки XVII века, а далее тянется живописная аллея 300-летних дубов. В честь прибытия нашей украинской группы каждый вечер в замке устраивался ужин с обязательным соблюдением дресс-кода, с французским шампанским и черной икрой, которая традиционно подавалась на маленькой джерсийской картошке.

В коллекциях Джона Дика собраны уникальные экземпляры оружия, антиквариата, живописные полотна, в том числе работы Рембрандта, но настоящей «жемчужиной» является его коллекция автомобилей. Он является владельцем компании HOOPER, которая с 1909 года выпускает кузова и делает начинку для автомобилей Rolls-Royce. За свою историю клиентами HOOPER-Rolls-Royce были царь Николай II и Владимир Ульянов-Ленин (заказавший у них для себя два Rolls-Royce, один из которых сейчас находится в музее в Москве, а второй – в запасниках Кремля). История самой компании HOOPER насчитывает 200 лет. Начиная с 1806 года она выпускала повозки, кареты, коляски, движимые лошадьми. Эта продукция продавалась по всему миру. Британская королевская семья в разное время заказала около пятидесяти различных экипажей у компании HOOPER. Королева Виктория приобрела много колясок у этого же завода. В общей сложности завод выпускал продукцию для девяти поколений английской королевской семьи. Когда производство автомобилей набрало серьезные обороты, HOOPER начали работать для Rolls-Royce, и именно на этом поприще прославились. Среди 15 производителей кузовов HOOPER была самой крупной и самой известной компанией, выпустившей автомобили практически для каждого монарха по всему миру.

Знакомство с автомобильной коллекцией мы начали уже в аэропорту, где нас встречали два Rolls-Royce из коллекции Джона, один из которых принадлежал в свое время президенту Нигерии, а другой – королю Саудовской Аравии. Оказавшись в главном гараже имения господина Дика, было очень тяжело сдержать восторг. Перед нами стоял первый серийный автомобиль в мире, построенный Карлом Бенцом (1883 г.). Это, безусловно, «жемчужина» коллекции. Интереснее всего в этой машине выглядит рулевое управление: вместо рулевого колеса здесь находится рычаг. Несмотря на почтенный возраст и всего один цилиндр, автомобиль в прекрасном состоянии и на ходу.

 

 

Дальше мы расскажем о Rolls-Royce модели Silver Ghost (англ. «серебряный призрак»), выпущенном в 1907 году. Одной из характерных особенностей автомобиля является отсутствие стандартной эмблемы на крышке радиатора в виде летящей леди. Дело в том, что до 1911 года у автомобилей Rolls-Royce отсутствовала фигурная эмблема, и на вершине радиатора была только небольшая крышка. На эту крышку члены королевского автомобильного клуба устанавливали эмблему-жетон принадлежности к этому клубу. Каждый такой жетон имел персональный номер и выдавался только особым людям. Поэтому машина с жетоном является особо ценной. Только за одну такую фигурку сейчас можно купить современный автомобиль. Британцы оставались британцами во всем. Члены автомобильного клуба ездили по стране с фигурками на радиаторе, на которых изображен король, но когда они выезжали за пределы Великобритании на континент, то разворачивали жетон обратной стороной, где изображен британский флаг. Но это не основная особенность машины – главное то, что все «хромированные» детали автомобиля вовсе не хромированные, а выполнены из чистого серебра! Таких автомобилей в мире всего два, другой находится в коллекции самой компании Rolls-Royce…

 

Модель Rolls-Royce Silver Ghost выполнена из чистого серебра…