Nissan Xterra: самурай с Дикого Запада. Премьера 2005


Вседорожники Nissan Xterra дебютировали в 1999 г. К тому времени на рынке уже предлагалось 50 моделей класса SUV, и многие скептики сомневались в том, что «Секретная земля» (так можно перевести название этой модели) займет достойное место под солнцем. Xterra третьего поколения стала убедительным ответом для скептиков…

 

 

Общее

 

«Тест-Драйв» стал первым автомобильным изданием Украины, которому доверили испытания абсолютно нового для Украины вседорожника Nissan Xterra модельного ряда 2005-2006 гг. В том, что нам предстоит иметь дело с неординарным автомобилем, мы убедились едва увидев первый (и пока единственный) в Украине Xterra — 2006, подъезжавший к памятнику Коротченко. Тут же, на лестнице за памятником, мы убедились и в том, что Nissan Xterra заслужено претендует на звание полноценного вседорожника. И это несмотря на то, что полноценные вседорожные испытания были запланированы на полигоне (топтать парковую зелень ради эффектного снимка мы считаем кощунством). Но обо всем по порядку…

 

Дизайн и конструкция

 

Протестированный вседорожник имеет своеобразную внешность, обусловленную стремлением дизайнеров неотступно следовать слогану Everything you need, nothing you don’t. Линии кузова рубленые, но острые углы сглажены: так и аэродинамика получше, и металл в углах меньше устает со временем. Оба бампера изготовлены из прочного высококачественного пластика. В передний бампер интегрированы «противотуманки».

Размеры подножек и установленных на крыше дуг наводят на мысль о том, что трубы, из которых они изготовлены, призваны защитить «жилое пространство» при боковом ударе или перевороте на крышу. Кстати, на крэш-тестах Nissan Xterra получил 4 звезды по результатам лобового столкновения и 5 звезд за боковой удар.

В передней части крыши расположен обтекаемый закрывающийся грузовой пенал. В нем, во избежание риска «ароматизировать» салон, можно разместить рыболовные снасти, улов, охотничьи трофеи и т. п.

Конструкция Xterra причудливым образом сочетает в себе хай-тек и проверенные временем решения. Кузов установлен на лестничной раме (классика), задняя подвеска усилена рессорами, в задних фонарях никаких светодиодов, головная оптика галогеновая (американцы вообще не жалуют ксеноновые фары и предлагают их в качестве очень дорогой опции в тюнинговых магазинах). А рядом – ультрасовременный двигатель, полуспортивная АКПП и бортовой компьютер, управляющий современными контраварийными системами и электронной блокировкой межосевого дифференциала.

 

 

Салон

 

Если бы «Тест-Драйв» раздавал призы каждому из протестированных авто, Nissan Xterra стал бы обладателем гран-при в категории «Самая рациональная организация салона». Жилое пространство этого транспортного средства продумано так же безупречно, как хранилище Британской библиотеки: все на своих местах, все под рукой, все, что необходимо, и ничего лишнего. Начнем, как водится, с водительского места.

Сиденье «рулевого» настраивается по восьми направлениям. Все регулировки выполняются вручную – никаких кнопочек, сервоприводов и датчиков. Недостаток? Скорее доведенный до абсолюта рационализм, корни которого питаются самурайским кодексом чести. Специалисты по эргономике (почему бы не назвать их эргонавтами?!) понимают, что водительское сиденье перенастраивается не так уж часто. И что эту процедуру можно запросто выполнить очумело-умелыми ручками без ущерба для здоровья и психики. А высвободившиеся доллары, датчики, моторчики и процессоры можно использовать более разумно!

Посадка водителя высокая и удобная. Обзорность очень хорошая, а утомляемость спины минимальна даже во время езды по бездорожью. Передние сиденья можно назвать ортопедическими – немного жестковаты, зато уберегают от профзаболеваний и служат отличной профилактикой от болей в спине. В то же время передние сиденья цепко удерживают водителя и переднего пассажира во время прохождения «змейки» или качания руля на трассе. Околопедальное пространство организовано так, что длительное сидение не нарушает кровообращения. Ноги комфортно лежат на педалях, которые являются как бы продолжением водительской обуви. По крайней мере, они не воспринимаются как инородное тело, с которым приходится бороться во время езды. Руль спортивный, с оптимальным хватом. Тактильное, визуальное и эргономическое сходство рулевых колес Nissan Xterra и, например, QX 56 чрезвычайно велико. Расположенная на трансмиссионном тоннеле рукоятка селектора АКПП имеет свои особенности. Во-первых, L-образный ход рычага; во-вторых, наличие блокирующей клавиши, предотвращающей случайное переключение; в-третьих, незаметная на первый взгляд клавиша OD – Overdrive, на лету отключающая высшую передачу, например при движении в городских пробках. Отличительной чертой АКПП являются также расположенные на подиуме светодиоды, указывающие номер включенной передачи.

Передняя панель рациональна, как приборный блок лунного модуля «Аполлона» или спасательного батискафа ВМС Великобритании. На ней нет ничего лишнего, а форма регуляторов и контрольных кнопок выполнена в лабораторном стиле. Красиво это или нет – решать не нам. Но то, что расположение и геометрия органов управления отлично продуманы, можем утверждать…

 

 

Дорога

 

В том, что с таким двигателем автомобиль имеет хорошую разгонную динамику, мы даже не сомневались. Но то, что его подвеска окажется едва ли не спортивной, стало для нас сюрпризом. Несмотря на то что подвеска очень энергоемка и «не пробивается» даже на самых волнообразных участках, водитель и передний пассажир хорошо ощущают рельеф дороги. В поведении автомобиля – как на виражах, так и на «стиральной доске» – нет даже намека на американскую вальяжность!

Прохождение поворотов не сопровождается кренами, газонаполненные амортизаторы быстро возвращают кузов в горизонтальное положение. Удивительно другое: «подрессоренность» задних колес на автостраде практически не ощущается.

Для своих габаритов автомобиль разгоняется достаточно быстро. При выполнении экстренного обгона или перестроения можно использовать кикдаун. Но злоупотреблять таким насилием над двигателем и коробкой не стоит: при кикдауне стрелка тахометра вплотную приближается к красной зоне.

Особо отметим регулировку рулевого колеса и педалей. Руль имеет прогрессивную характеристику (тяжелеет с набором скорости) и обеспечивает хорошую обратную связь: колеса и поверхность ощущаешь почти физически. Не в том смысле, что переезд бугров сопровождается ударом по рукам, – по реактивности руля можно контролировать поверхность, по которой движется каждое из передних колес. Поведение педалей можно назвать джиперским. Ход педали чуть больше легкового, сопротивление возрастает по мере нажима и позволяет точно дозировать тормозное усилие или степень ускорения…

 

 

Бездорожье

 

Всякий раз, когда доводится загонять в грязь новенький автомобиль, испытываешь противоречивые чувства: профессиональное любопытство и жалость к «подопечному». В нас возобладало любопытство: «Тест-Драйву» доверили первый из ввезенных в Украину вседорожников Xterra – 2006.

Для тестов был выбран полигон, на котором есть песок, мокрая трава (очень коварное покрытие) и гордость украинской земли – чернозем. Тестовая программа включала в себя старт на всех типах покрытия по очереди, маневрирование с различной скоростью и «змейку» (в том числе по «стиральной доске»), интенсивный набор скорости и экстренное торможение. На втором этапе те же дисциплины усложнялись «полосатым тестом»: левые колеса пускались на песок, правые – в чернозем и наоборот. «Полосатый тест» проводился для всех сочетаний грунта.

 

 

На третьем этапе проверялась работа контраварийной автоматики в экстремальных условиях. Венцом этого пункта программы тестов было ралли по бездорожью с отключенной VDC.

Штатные разделы тестов оказались скучными. Автомобиль спокойно, без напряжения и хулиганства стартовал с любого покрытия, маневрировал на любой поверхности и замечательно «ABS-ил» при экстренном торможении на скользком покрытии. «Полосатый тест» тоже не вызвал затруднений у Nissan Xterra. Разве что на сочетании «песок – чернозем» мы на всякий случай включили полный привод.

Проверка контраварийных систем вызвала у нас удовлетворение и разочарование одновременно. Удовлетворение надежной работой VDC, которая предотвращала фигурное катание по испытательному полигону. Разочарование – тем, что, даже задавшись целью спровоцировать машину на потерю управляемости, при включенной системе динамической стабилизации сделать это ой как не просто. Несмотря на высокий дорожный просвет и большую высоту кузова. Только в одном случае – активный драйв с отключенной VDC на заднем приводе – нам удалось нащупать опасные режимы эксплуатации Nissan Xterra. Чтобы не переливать из пустого в порожнее, повторим сказанное о поведении Xterra на автостраде с отключенной системой динамической стабилизации: машина становится немного резвее и много резче. Только на бездорожье эта особенность усиливается многократно. Если на автостраде подход к срыву в занос все-таки ощущается (нужна только быстрая реакция водителя), то на бездорожье, особенно на полосатой поверхности, когда левые колеса идут по чернозему, а правые – по траве, даже опытный водитель не всегда сможет угадать этот момент. А вывести из глубокого заноса заднеприводный автомобиль с такими габаритами ой как не просто!..

 

 

Резюме

 

С точки зрения «Тест-Драйва», Nissan Xterra 2006 г. – очень перспективный для Украины «американец». Машина комфортабельна, невероятно универсальна, непритязательна к дорожному полотну и квалификации водителя. За пределами автострад и городских улиц Nissan Xterra подойдет и начинающим джиперам, и фанатам бездорожья (во всяком случае, в протестированной комплектации). Автомобиль одинаково хорош и на дороге, и на бездорожье…