Наши сани едут сами!


Исторический экскурс

 

Снегоходы – машины для передвижения по снежным просторам – были изобретены в середине ХХ столетия канадцем Жозефом-Арманом Бомбардье.

Идея создания машины для движения по снегу посетила Армана еще в 15-летнем возрасте, когда отец подарил ему потрепанную «жестянку Лиззи». Меньше недели понадобилось Арману, чтобы, разобрав Ford на запчасти, соорудить из него задуманный агрегат.

В 1937 г. мсье Бомбардье вспомнил о давнишнем детском увлечении и решил реализовать свою мечту об индивидуальном снегоходе – небольшом, удобном и недорогом. Именно в таком транспортном средстве нуждалась тогда Канада – страна бескрайних снегов и горных вершин…

 

Классификация снегоходов

 

По своим техническим характеристикам и назначению снегоходы подразделяются на следующие классы.

Утилитарные – многоцелевые машины с повышенной проходимостью и грузоподъемностью, идеально подходящие для работы. Снегоходы утилитарного (рабочего) типа имеют расширенную базу и широкую гусеницу, благодаря которой не проваливаются в глубокий снег. «Утилитарники» оснащаются тяговитым двигателем и трансмиссией, в которой можно включить понижающую передачу для буксировки тяжелого груза или подъема на крутые горные склоны. Корпус и подвеска таких вездеходов изготавливаются из прочных морозоустойчивых материалов.

Конструкция задней подвески этих машин рассчитывается таким образом, чтобы при большой загрузке сохранялись все динамические характеристики, а лыжи крепко удерживались на поверхности снега.

Туристические – роскошный класс снегоходных средств для отдыха и путешествий, в котором максимальная комфортабельность, удобное и чувствительное рулевое управление сочетаются с универсальностью и проходимостью утилитарных машин. Отличительная особенность данного класса – мощные, до 170 л. с., двигатели. Туристические снегоходы идеально подходят для дальних поездок и семейного отдыха, но они самые дорогие в сегменте рынка снегоходов.

 

 

Спортивные кроссовые – машины с облегченной конструкцией, форсированными двигателями, специальными гусеницами и подвесками, созданные исключительно для гонок. Максимальная скорость, которую может развить опытный гонщик на хорошо подготовленной трассе, составляет более 200 км/час!

Спортивные снегоходы обычно не имеют таких привычных для рабочих и туристических снегоходов атрибутов, как привод заднего хода, электростартер и т. д. Здесь идет борьба за каждый килограмм веса, поскольку основной задачей таких машин является скоростная езда по специально подготовленным трекам на соревнованиях.

Мощности двигателей здесь очень высокие. Максимально облегченная конструкция подвески обычно включает спортивные пневмоамортизаторы высокого давления. Проходимость у спортивных снегоходов ощутимо хуже, чем у рабочих и туристических, поэтому для езды по глубокому снегу в лесу или на пересеченной местности они не подходят.

 

 

Спортивные горные – модели со спортивными динамическими характеристиками и усиленной длинноходной подвеской. Обладают характерными высотой гусеницы и профилем трака. Внешне эти машины можно отличить по удлиненному силуэту в паре с удлиненной гусеницей – это сделано для устойчивости при движении круто вверх, в гору.

 

 

Детские – уменьшенные, не слишком мощные и не слишком быстрые снегоходные машины с повышенной безопасностью и легкостью управления…

 

За рулем снегохода

 

Несмотря на то что большинство современной снегоходной техники снабжено электростартером, для начала стоит научиться пользоваться старым добрым ручным стартером. Поверьте, не помешает!

Итак, вы завелись. Перед тем как тронуться с места, слегка раскачайте снегоход вперед-назад, чтобы освободить гусеницу от налипшего снега и льда.

Усевшись на сиденье, вы чувствуете себя, как в седле мотоцикла. Руль у снегохода такой же, как у мотоцикла или мотороллера. Однако у снегохода есть свои приятные «рулевые« фишки. Например, система подогрева, позволяющая согреть руки или подсушить намокшие от снега перчатки.

Рычаг тормоза на руле расположен с левой стороны (ведь правая рука всегда на газе!). Тормоз на снегоходе гидравлический – достаточно простая и надежная в использовании конструкция. При нажатии на рычаг тормозное усилие передается на суппорт, он останавливает вал привода, который крутит гусеницу. Следовательно, нажимаем на тормоз – вал блокируется, снегоход останавливается. Специфика в том, что торможение означает замедление или прекращение движения гусеницы, а не самого аппарата. Поэтому не переборщите: если на скорости гусеница будет заблокирована, ее трак немедленно забьет снегом и снегоход превратится в… санки с широкой центральной лыжей. Еще рычаг тормозов можно заблокировать, как стояночный тормоз на автомобиле, – теперь ваш снегоход с горки не покатится.

Следующая важная деталь – рычажок дроссельной заслонки или газа с правой стороны руля. Этим узлом управления снегоход напоминает гидроцикл. Такое техническое решение вполне обоснованно: оно проще, надежнее и безопаснее. Ведь держаться за неподвижную ручку руля гораздо удобнее.

Теперь самое время обучится использовать заднюю передачу, конечно, если на вашем снегоходе таковая предусмотрена. Ее следует включать только на холостых оборотах, а потом плавно увеличивать подачу газа. Скачкообразная акселерация здесь неприменима: передние лыжи немедленно зароются в снег.

Теперь перейдем непосредственно к крейсерскому движению на снегоходе. На скорости до 40 км/ч для смены курса вполне достаточно традиционного движения рулем влево-вправо. Но при езде на высоких скоростях заставить гусеничного друга резко поменять траекторию движения труднее, поэтому при прохождении крутых поворотов на снегоходе нужно для баланса «вывешиваться« в сторону, противоположную наклону снегохода, – как на спортивном мотоцикле. И не забывайте сбрасывать газ перед началом маневра: изменение развесовки дополнительно загрузит лыжи и поможет красиво пройти самый крутой вираж. Чтобы понять физику движения снегохода, стоит принять во внимание, что это скорее заднеприводная техника, со всеми вытекающими отсюда особенностями управления.

Высший класс пилотирования снегохода – прыжки. Совершенству нет предела, но начинать надо с малого. Здесь все просто: находим небольшой пригорок, разгоняемся и полетели!..