На джипах по Карпатам


Много ли нужно человеку для счастья? Да, в общем-то, нет. Если человек точно знает, в чем оно для него заключается. Скажем, для меня счастье — возможность путешествовать.

Я люблю пешие походы, мне нравится передвигаться поездом, да и к авиаперелетам отношусь с удовольствием. Однако предпочтение отдаю путешествиям автомобильным. И не простым, а целевым, когда выезжаешь на маршрут, расписанный по дням и прорисованный пунктиром на топографической карте масштабом 1 : 200 000. Там же обозначены основные контрольные точки, подразумевающие объекты, посетить которые следует непременно.

Но это все теория моего счастья. Практическое его воплощение состояло в том, чтобы за 5 дней «навестить» 5 памятников природы. Располагались достопримечательности во Львовской и Ивано-Франковской областях. Ну что: счастливого пути и в дорогу дальнюю? А где же, собственно, автомобили, спросите вы. Да вот они, прошу любить и жаловать. Isuzu Trooper, 1988 г. в. ТД 2,3, Nissan Patrol, того же года, тоже ТД, но с объемом 3,3 л, и, наконец, самый младшенький — Daihatsu Rocky, 1990 г. в., ТД, 2,7 л. Благодаря проходимцам, три наших экипажа общим числом 6 человек, застревали там, куда легковое авто и не сунется. Добавил грязи и дождь. Из-за его проделок первую ночь мы вынуждены были провести в автомобилях. Обрушившийся ливень просто не дал возможности разбить палатки. Ну и ладно, в салонах внедорожников просторно, так что выспались все очень даже неплохо.

 

Завтрак в крепости Тустань

 

От с. Схидница, места нашей ночевки, до Тустани было 3–4 км. Неплохая, хотя и порядком «облысевшая» дорога привела в с. Урыч Львовской области. Дождь не утихал. Дворники старательно отмахивались. По лобовому стеклу хлестали ветки. А дальше, как в сказке: деревья расступились, горы чуть раздвинулись, занавес дождя приподнялся, и перед нами предстала крепость.

Позабыв о завтраке, мы рванули к скалам. Собственно, крепостью, а с 1994 г. Государственным историко-культурным заповедником «Тустань», сейчас называют скалы. Они стоят настолько близко друг к другу, что представляют отличный каркас. Этим не преминул воспользоваться человек, заполнив пространство между скалами деревянными и каменными стенами. Случилось это не вчера, и не год назад, а в IX–XIII веках. Результаты археологических исследований указывают на то, что древнее строение насчитывало пять этажей. Еще бы, ведь высота центральной скалы достигает 51 м. Деревянные сооружения не сохранились до наших дней. О них напоминают лишь остатки крепостной стены, пещера и колодец — все старательно «размалеванное» краской и захламленное всевозможным мусором, оставленным горе-туристами.

 

 

Подъем по скользким камням на смотровую площадку доставил немало приятных минут. Но они стоили открывшейся перед нами панорамы. Горы уже не казались такими высокими, а долина лежала как на ладони. Да, с такой высоты заметить приближение врага было несложно. Наше появление потревожило нынешних обитателей Тустани. Два огромных ворона соскользнули с уступа и, сделав над нами несколько кругов, растворились в хмуром небе.

И тут, словно по команде, заурчало: наши желудки отчаянно сигнализировали, — есть хотим! Задумай мы разводить костер, завтрак был бы готов лишь к следующему утру, настолько «промокла» окружающая среда. Но ведь с нами газовый баллон! Помимо него нашу автономность обеспечивал значительный запас съестного, а также то, чем, из чего и на чем едят, а еще палатки, спальники и пара пухлых вещмешков. Умножьте все это на шесть человек плюс пять дней странствий, получите весьма объемную кучу всякой всячины, которая без труда уместилась в багажных просторах «бобиков».

Утолив голод, мы призадумались о ночлеге. Перспектива провести еще три ночи в автомобилях не вдохновляла. А время уж перевалило за полдень. Поколдовав над картой, решили испытать судьбу в Сколе. В окрестностях городка насчитывалось немало турбаз. Одна из них — «Старт» — была знакома по прошлому году. Тогда, принимая участие в «Карпатах-трофи», мы три дня прожили в небольшом, но очень уютном домике. На сей раз нам достались поистине царские хоромы: чудесный двухкомнатный «особнячок» с верандой.

 

Берег левый, берег правый, между ними речка Стрый

 

Утро выдалось хлопотным. Еще бы, ведь не каждый день приходится форсировать реки. А Стрый — река серьезная. Ширина ее достигает 30 м, а глубина колеблется от 0,5 до 1 метра. Прикинули наши шансы: Isuzu и Nissan снабжены воздухозаборниками, то есть двигатели могут спокойно дышать под водой, резина вроде не лысая — BF Goodrich Trag Edge и Mud-Terrain. Daihatsu, правда, был экипирован попроще, но его, в крайнем случае, можно будет просто отбуксировать через реку.

Покинув Сколе, мы, не доезжая до с. Нижнее Синевидное, повернули направо — к Стрыю. Исследование речного дна было доверено Isuzu. Ступицы заблокированы, первая пониженная и теплоход Isuzu Trooper отчаливает от берега. Не спеша, равномерно внедорожник преодолевает водный поток. Преодолевает не «в лоб», а по диагонали, чтобы максимально уменьшить сопротивление Стрыя. В метрах пяти от Isuzu, подпрыгивая и дрожа, движется пластиковая бутылка — «поплавок». Он указывает положение страховочного троса, один конец которого закреплен на фаркопе Isuzu, а второй «держит» Patrol. Если наш «морской котик» вдруг заглохнет или застрянет, его можно будет без труда вытянуть. Но Isuzu справился с поставленной задачей. Лишь при выезде, у самого берега река попыталась развернуть Trooper. Обошлось. Daihatsu перебрался через Стрый самостоятельно. Проложенный Isuzu фарватер оказался оптимальным, и вода, дотянувшись до колесных арок Rocky, даже не подумала посягать на капот. А вот Nissan попал. В яму. Задние колеса оторвались от грунта, и джип начало медленно разворачивать. Стрый нагло стучал в двери, явно напрашиваясь в гости. Передние колеса гребли что есть мочи. А на правом берегу с. Розгирче, скалы, пещеры и твердая земля! Не спеша, нажимаем на педаль газа и через некоторое время проходимец практически сухим выходит из воды. До свидания, берег левый, нас ждут великие дела!

 

 

Разговоры о скалах

 

Когда-то, в XV веке на правом берегу р. Стрый было решено основать селение. И сразу же возникла проблема — как назвать. Начались прения. Дебаты длились не один день и, казалось, что разговорам этим не будет конца, пока кто-то очень находчивый не предложил назвать село Разговорче. Идея понравилась: и оригинально, и правду историческую отображает. Со временем Разговорче трансформировалось в Розгорче. А в современной литературе населенный пункт фигурирует как Розгирче.

В целом Розгирче типичная прикарпатская деревушка. Куда интереснее побродить по ее округам, особенно западным. В 200 метрах от села в плотном сплетении ветвей четко выделяется группа скал.

Скалы оказались не простыми, а с тремя пещерами, расположенными в два яруса. Точная дата заселения пещер до сих пор не установлена. Может, IX–X вв., а может, XIII–XIV. Что касается обитателей пещер, то о них информация настолько мизерная и расплывчатая, что я смогла «выдавить» из прочитанного лишь предположения, каждое из которых имеет свое право на жизнь. Возможно, здесь когда-то был скальный монастырь, основанный якобы двумя монахами. Не исключено, что пещеры служили мирному люду убежищем от татар. А может, это место было разбойничьим логовом? Или скалы несли пограничную службу? Кстати, в XII веке таких форпостов было построено немало. Некоторые исследователи считают версию об оборонном предназначении скал в Розгирче небезосновательной.

Недалеко от основного, «двухэтажного» комплекса, приблизительно в метрах 50, высятся еще две скалы. Я обозвала их близнецами. Действительно, скалы настолько похожи друг на друга, что кажется все трещинки и выемки одной повторяются и на другой. Стоят близнецы прямо на тропинке, так что можно предположить, что раньше они были своеобразным пропускным пунктом в основном массиве. В общем, споры о Розгирче и скалах продолжаются по сей день. Одно можно утверждать точно, народное свое название село оправдало полностью…