Mercedes-Benz: пионеры автомобилестроения Часть 2

0
606

В прошлом номере «Тест-Драйва» мы начали рассказ об изобретении автомобиля Карлом Бенцом и Готлибом Даймлером независимо друг от друга, а также об объединении их компаний и создании марки Mercedes-Benz. Теперь продолжим историю марки с трехлучевой звездой.

 

 

Образование концерна Daimler-Benz позволило собрать в Штуттгарте команду из талантливейших конструкторов. Пожалуй, самый известный из них — Фердинанд Порше. Именно он настоял на развитии двигателей с механическими нагнетателями. Первым плодом сотрудничества была модель 630 K c 6,2-литровой 140-сильной рядной «шестеркой». За ней в 1927 году последовали более совершенные Mercedes-Benz 680 S (6,8 л 180 л. с.), 700 SS (7,0 л 200 л. с.) и 710 SSK (7,1 л 225 л. с.). Они сразу завоевали популярность у зажиточных клиентов, которые любили заказывать для своих машин эксклюзивные кузова. Хотя эти автомобили весили свыше двух тонн, они легко развивали 180-190 км/ч.

Новые Mercedes-Benz отлично проявили себя и в гонках. Специально для этого организовали команду под руководством талантливого менеджера Альфреда Нойбауэра (см. «Тест-Драйв» № 4’2010). Для таких соревнований создали облегченный Mercedes-Benz SSKL с 300-сильной «шестеркой». Даже этого «монстра» можно было купить, что и сделал итальянский граф Карло Тросси. Его эксклюзивный кабриолет развивал 235 км/ч и считался самой быстрой серийной моделью своего времени.

Роскошные автомобили пользовались любовью сильных мира сего. Так, Nurburg 460, первый Mercedes-Benz с рядной «восьмеркой», в 1930 году подарили Папе Римскому Пию XI. Но всех их затмил монументальный Mercedes-Benz 770, который прозвали Grosser («Великий»). Автомобиль сразу стал средством передвижения для всей немецкой властной верхушки, а также для императора Японии Хирохито, президента Финляндии Карла Маннергейма и кайзера Германии в изгнании Вильгельма II. Огромный 7,7-литровый 200-сильный мотор не только работал необычайно тихо и плавно, но и позволял поддерживать скорость в 160 км/ч.

Разумеется, в линейке марки были и грузовики, и автобусы, и легковые модели подешевле – такие, как седан среднего класса Mercedes-Benz 260 или компактный 170. Последний стал одним из самых прогрессивных машин своего времени, ведь получил независимую подвеску всех колес. Интересно, что даже его предлагали с кузовом кабриолет. А на более дорогом 380 К 1933 года впервые применили двойные поперечные рычаги, которые и поныне используются как в спорткупе, так и в седанах высшего класса. Большинство 380 К были двухдверными купе и кабриолетами, но производили и четырехдверные модели, ставшие предвестниками современных спортивных седанов.

Успех 380 К продолжили Mercedes-Benz 500 К и 540 К. Название указывало на объем их «восьмерок» – 5,0 и 5,4 л соответственно. Благодаря компрессору мощность достигала 160 л. с. у 500 К и 180 л. с. у 540 К. Примененная впервые в мире 5-ступенчатая механическая трансмиссия позволяла развить 170 км/ч. Всего выпустили лишь 342 500 К и 419 540 К, значительная часть из них получила заказные кузова. Особняком среди них стоит единственное в своем роде сверхобтекаемое купе 540 К Autobahn Kurier. Кстати, аэродинамические кузова пользовались популярностью в то время – ими оснащали и менее дорогие седаны серии 320.

Середина 30-х годов – эра самых больших гоночных триумфов Mercedes-Benz. Рудольф Караччиола, Манфред фон Браухич и Герман Ланг доминировали на автодромах и принесли штуттгартской команде два чемпионских титула. На гонки власти выделяли огромные средства для испытания новых технологий, прежде всего это касалось авиации. Так, уже с 1937 года началась разработка непосредственного впрыска топлива. И поначалу им оснастили двигатель знаменитого истребителя Messerscmitt-109. В 1940 году этот мотор установили на прототип Т80, чтобы побить мировой рекорд скорости, но, увы, этим планам помешала война.

Еще одним новатором стал Mercedes-Benz 260 D. С виду его трудно было отличить от обычного седана с трехлучевой звездой. Однако это была первая в мире легковушка с дизелем под капотом. Благодаря своей экономичности она стала популярной в службах такси. Велась разработка и полноприводной техники, примером которой является трехосный вседорожник Mercedes-Benz G4. Мелкими сериями выпускали заднемоторные автомобили серий 130 и 150.

Вторая мировая война чуть было не уничтожила Mercedes-Benz. Компания попросту стала заложником ситуации, ведь ее заставили отдать свои мощности под выпуск армейской техники. Именно этот шаг и поставил заводы под удар авиации союзников. К 1945 году они, как и большая часть немецкой промышленности, лежали в руинах. Но руководство Daimler-Benz не опустило руки, а взялось возобновлять производство. Уже спустя три года с конвейера сходили новинки – компактный грузовик Unimog и автобус О 3250. А в 1949 году возродили и первую легковушку – усовершенствовали довоенный Mercedes-Benz 170. Причем оснастили его как бензиновым мотором, так и 38-сильным дизелем от 260 D.

Власть новой демократической Германии нуждалась в новом транспортном средстве. По традиции обратились к Mercedes-Benz с предложением создать лимузин для федерального канцлера Конрада Аденауэра. На Франкфуртском автосалоне 1951 года дебютировала модель 300, которую позже неофициально назвали Adenauer Mercedes. Наследник 770-го, он не уступал ему по размерам, но выглядел элегантно и современно. А 3,0-литровая 160-сильная «шестерка» обеспечивала надлежащую динамику. Вскоре помимо седана начали выпуск купе и кабриолета. Однако как раз мощности им и не хватало. Для возобновления имиджа марка нуждалась в скоростной модели.

И штуттгартцам удалось ее создать. В 1952 году спортпрототип 300 SL выиграл 24-часовую гонку в Ле-Мане и соревнование в Мексике Carrera Panamericana. Когда купе увидел американский дилер Mercedes-Benz Макс Хоффман, то сразу же настоял на его серийном производстве. И не просто настоял, а пообещал обеспечить должный уровень продаж в США. Стилисты немецкой марки быстро создали изящный стремительный кузов, который сохранил самую интересную черту гоночного 300 SL – поднимающиеся вверх двери. Но существовала одна проблема: гоночный 3,0-литровый двигатель оказался слабым для потяжелевшего серийного 300 SL. И тогда инженеры приняли революционное решение: оснастить автомобиль непосредственным впрыском топлива. Мощность сразу подскочила со 175 до 215 л. с. и сделала Mercedes-Benz самым быстрым автомобилем своего времени – разгонялся он до 260 км/ч.

Mercedes-Benz 300 SL стал, как говорится, классикой еще при жизни. За дизайн дверей в народе его назвали Gullwing («крыло чайки»). Хотя он не был дешевым, удалось выпустить 1400 купе, большинство из которых ушло за океан. Затем последовал кабриолет 300 SL Roadster – пусть без оригинальных дверей, но зато с дисковыми тормозами.

Для менее зажиточных граждан предложили компактный двухместный 190 SL, который во многом по стилю повторял старшего брата. Построили его на платформе массового седана Mercedes-Benz 180. Она, кстати, задала дизайн марки на годы вперед, ведь такая черта, как раздутые задние крылья, присутствует даже на современном E-Class.

Вскоре инжекторные моторы начали устанавливать и на другие Mercedes-Benz. Сначала его получило семейство Adenauer, а с 1958 года – и модель 220 SE, родоначальник семейства S-Class. Кстати, он стал первой в мире машиной с зонами деформации кузова при аварии. Кроме того, на автомобилях подешевле, таких как 190, все больше применялись дизели.

В 1963 году увидели мир еще два знаменитых Mercedes-Benz. Первый из них – огромный седан высшего класса 600. Даже обычная версия достигала 5,4 м в длину, а ведь был еще 6,2-метровый лимузин. Под капотом установили невероятно тихий 6,3-литровый 250-сильный V8. Салон декорировали кожей и деревом, а в списке стандартного оборудования значились кондиционер, электроприводы сидений, люка в крыше, дверей и крышки багажника. «Шестисотый» сразу стал транспортным средством элиты. Для перечисления всех его владельцев не хватит и страницы, назовем самых известных из них: политики Леонид Брежнев, Фидель Кастро, Мао Цзэдун, Садам Хусейн, певцы Элвис Пресли и Джон Леннон, актеры Джек Николсон и Элизабет Тейлор, модельер Коко Шанель. Несколько парадных автомобилей получили кузов ландоле со сдвигающейся крышей над задними сиденьями, один из них подарили Папе Римскому Павлу VI.

Вторым шедевром стал новый кабриолет SL. Элегантный автомобиль получил одновременно складывающийся мягкий и съемный жесткий верх. За характерную форму металлической крыши его прозвали Pagoda. Самый мощный 280 SL со 170-сильной «шестеркой» мог легко развить 200 км/ч. Поскольку автомобиль сделали гораздо дешевле предшественника 300 SL, то до 1971 года выпустили почти 49 тыс. машин. Они стоят в гаражах актера Джона Траволты, модели Кейт Мосс, гонщиков Дэвида Култхарда и Стирлинга Мосса.

Еще одной знаковой моделью своего времени стал новый S-Class. Особенно интересной оказалась версия 300 SEL 6,3, ведь это – первый автомобиль, созданный с участием подразделения AMG. Они помогли доработать двигатель от седана 600 и снять с него 300 л. с. Mercedes-Benz 300 SEL 6,3 начал разгоняться до 100 км/ч за 6,5 с и достигать 230 км/ч. А в 1967 году представили семейство моделей среднего класса серии W115. Они, как и S-Class, уже были оснащены травмобезопасной рулевой колонкой.

Начало 70-х годов ознаменовалось целой серией интересных концептов. В частности, обтекаемое купе С111 с дверями типа «крыло чайки» использовали для отработки технологий турбодизелей и роторно-поршневых двигателей. А Mercedes-Benz ESV показал направление развития систем безопасности: его оснастили трехточечными ремнями, экспериментальными антиблокировочной системой тормозов ABS и подушкой безопасности водителя. В течение десяти лет они стали доступны и для серийных S-Class…