Mazda: от моторикши до роторного двигателя


Автомобильная промышленность Японии – пример того, как трудолюбие, целеустремленность и напористость помогли небольшим компаниям превратиться в мировых лидеров. Причем такой прогресс был осуществлен за сравнительно короткое время, ведь еще в 50-е годы прошлого века автомобилестроение этой страны находилось на начальном этапе развития. Яркий пример такого рывка – история компании Mazda, которая в этом году празднует свое 90-летие и полувековой юбилей первой легковой модели.

 

 

Mazda – детище японского предпринимателя Дзудзиро Мацуды, который смог пробиться, как говорится, из грязи в князи. Ведь родился он в 1875 году в семье бедного рыбака из Хиросимы и был в ней двенадцатым ребенком. Продолжать отцовское дело Мацуда не стал и уже в возрасте 14 лет открыл собственную кузню, а в 31 год начал выпуск насосов собственной конструкции. В 1920 году он вместе с партнерами приобрел небольшую фирму по производству стройматериалов из пробкового дерева и переименовал ее в Toyo Cork Kogyo. Вскоре ассортимент продукции заметно расширили: начали производить станки и запчасти к различным механизмам. А в 1931 году представили трехколесный грузопассажирский мотоцикл Mazda-Go. Назвали его в честь персидского бога мудрости и света, и к тому же это слово было созвучным с фамилией Мацуда. Mazda-Go стал транспортным средством первых моторикшей, ведь до этого традиционные восточные повозки приходилось тянуть вручную. Конструкция мотоцикла оказалась очень надежной, что подтвердил 2700-километровый испытательный пробег. Затем начались работы по созданию автомобилей и даже собрали несколько прототипов, но война заставила изменить планы.

В 1945 году многие японские заводы лежали в руинах, однако Mazda повезло: значительная часть мощностей не пострадала, даже несмотря на ядерную бомбардировку Хиросимы. Мало того, некоторые здания даже отдали в пользование мэрии города. Поэтому довольно быстро наладили выпуск легких трехколесных грузовиков.

В 1952 году Дзудзиро Мацуды не стало, и его дело продолжил сын Тенудзи. Именно под его началом и возобновилась разработка легковой модели. Приняли решение: она будет небольшой и доступной, ведь Япония еще не успела после войны встать на ноги, граждане не были зажиточными. Восемь лет спустя, 28 мая 1960 года, мир увидел первенец – Mazda R360. Это была миниатюрная машинка длиной менее 3 м и весом всего 380 кг. Она вмещала четверых людей, а 356-кубовый 16-сильный мотор позволял развить 90 км/ч. Мало того, автомобиль мог быть оснащен автоматической трансмиссией – невиданной роскошью в компактном классе. А стоил он всего 300 тыс. иен (830 долларов). Поэтому за неделю до официальной премьеры на Mazda R360 поступило 4500 заказов, а за год выпустили 23 417 машин. На основе R360 создали пикап В360, а затем появилась и модель больших размеров – В1500.

В том же 1960 году Тенудзи Мацуда посетил немецкое предприятие NSU, где ознакомился с диковинной технологией – роторно-поршневым двигателем Ванкеля. Суть его состоит в том, что внутри цилиндра вращается треугольный ротор, а за один его оборот осуществляются три рабочих цикла мотора. Новинка заинтересовала промышленника, и он сразу же подписал соглашение о сотрудничестве с NSU. В Японии под руководством талантливого молодого инженера Кеничи Ямамото начались испытания собственного роторно-поршневого двигателя.

Пока шли тесты, в Хиросиме наладили выпуск новых моделей. В 1962 году представили четырехдверный Mazda P360 Carol с более мощным 18-сильным мотором. Он оказался очень успешным, и уже в 1963 году компания выпускает свой миллионный автомобиль. Тогда же состоялась презентация семейного Mazda Familia. Эта модель была несколько больше по размерам и дороже, ведь на волне японского экономического чуда уровень жизни населения значительно улучшился. Дизайн седана и универсала разработал известный итальянский стилист Джорджетто Джуджаро. В Mazda для них создали полностью новую 800-кубовую рядную «четверку» из алюминиевого сплава мощностью 42 л. с. Вскоре сошло с конвейера и 58-сильное купе. За три года выпустили свыше 400 тыс. Familia всех модификаций.

Перу Джуджаро принадлежит также элегантный седан среднего класса Mazda Luce 1966 года с двигателями объемом 1,5 л (78 л. с.) и 1,8 л (104 л. с.). С ним марка смогла выйти на международный рынок – наладить продажи в Европе, США и Австралии. Наряду с Luce создали коммерческий фургон Porter и заднемоторный мини-вэн Bongo.

Работы с роторно-поршневым мотором привели к созданию купе 110S Cosmo Sport. Показанный в 1967 году автомобиль сразу привлек публику своими утонченными формами и, конечно же, оригинальным двигателем. Он состоял из двух цилиндров объемом по 491 куб. см и развивал 110 л. с., что позволяло разгоняться до 185 км/ч. Надежность конструкции доказали в 84-часовом марафоне на автодроме Нюрбургринг, а затем партию из 80 машин отправили дилерам для потребительских тест-драйвов. Но поскольку Cosmo Sport оказался недешевым (4100 долларов) и продавался в основном в Японии, то выпустили около 1200 стандартных купе да еще 1500 единиц второй серии со 128-сильным двигателем и дисковыми тормозами всех колес.

Тем не менее в Mazda не унывали, ведь модель подняла небывалый интерес к новой силовой установке. Роторно-поршневый двигатель разрабатывали и Chevrolet, и Citroёn, и Mercedes-Benz, но эти компании не довели его до серийного производства, а вот в Mazda смогли это сделать. Вскоре таким мотором оснастили купе Luce и Familia, а также RX-2 – двухдверный вариант семейного Mazda Capella. Они могли развивать 190 км/ч, а в качестве опции для них предлагали автоматическую коробку передач. Особенную популярность автомобили приобрели в США. Американцы оценили маленькие высокооборотистые двигатели и специально для них открыли дополнительную сборочную линию в Новой Зеландии. До 1970 года заводские цеха покинули 100 тысяч машин с роторными двигателями. В 1972 году представили компактный Mazda RX-3, созданный на платформе седана Grand Familia. Поскольку он весил всего 884 кг, то 110 л. с. хватало, чтобы развить 185 км/ч и разгоняться до 100 км/ч за 10,8 с. Позже появился и 130-сильный вариант…