Любишь кататься, люби и поправочки вносить

0
34

Любишь кататься, люби и поправочки вносить

Любишь кататься, люби и поправочки вносить

Минтранс представил финальную редакцию изменений в ПДД для регулирования электросамокатов

Минтранс представил финальную редакцию поправок к ПДД, которые вводят правила использования электросамокатов и других «средств индивидуальной мобильности» (СИМ). Вызвавший бурное общественное обсуждение документ, разработка которого ведется более трех лет, вводит для пользователей запрет разгоняться быстрее 25 км/ч на тротуарах, велодорожках и проезжей части. При этом столичные власти совместно с Минпромторгом пытаются добиться, чтобы лимит скорости был закреплен не только нормативно, но и в программном обеспечении всех ввозимых в РФ СИМ. Судьбу документа пока сложно прогнозировать из-за споров между Минтрансом, ГИБДД и чиновниками Белого дома.

Проект изменений в ПДД Минтранс представил на заседании рабочей группы по реализации «регуляторной гильотины» в сфере безопасности движения в аналитическом центре (АЦ) при правительстве России. Первая редакция документа появилась в 2019 году. Поправки с правилами регулирования движения электросамокатов, моноколес и аналогичных устройств обсуждались на разных площадках и многократно перерабатывались (“Ъ” рассказывал об этом). Последние полгода документ согласовывался с ГИБДД и правительством Москвы, теперь вышел на финальную прямую.

Электросамокаты и подобные устройства, как и планировалось ранее, будут выделены в категорию СИМ — средства индивидуальной мобильности. Минтранс хотел приравнять к СИМ также коньки, скейты, ролики и прочие устройства, работающие на «мускульной тяге», но от этой идеи отказались.

Зато вводится лимит скорости в 25 км/ч на тротуарах, велодорожках и обочинах (ранее предлагалось ограничение в 20 км/ч только при движении вместе с пешеходами по тротуару).

Как будет контролироваться это ограничение, пока неясно. Представитель дептранса Москвы Магомед Колгаев рассказал, что мэрия совместно с Минпромторгом предлагает пойти дальше и на всех ввозимых в страну и производимых на территории РФ электросамокатах использовать лишь такое программное обеспечение, которое само не даст разогнаться быстрее 25 км/ч. На каком этапе находится этот проект, пока неизвестно.

Из более ранней редакции сохранилась норма, разрешающая движение на СИМ по правой стороне проезжей части (вместе с другими транспортными средствами) при наличии на устройстве тормозов, звукового сигнала, светоотражателей и фонарей. Планировавшийся ранее запрет движения на моноколесах и прочих устройствах с гироскопической стабилизацией по проезжей части исключен.

При этом вводится ограничение по массе (в предыдущей редакции его не было): СИМ должно весить не более 35 кг, если гражданин хочет покататься по тротуару и в пешеходной зоне (при отсутствии велодорожки).

Поправки содержат и изменения, с СИМ не связанные. В частности, знак «кирпич» разрешено использовать с информационными табличками, чтобы вводить запрет дифференцированно. Сейчас отсутствие такой нормы не позволяет распространять запрет, к примеру, на грузовики или другой вид транспорта. Будет пересмотрен и список авто, которым разрешено проезжать под знак «Зона с ограничением экологического класса» (введен в 2017 году, еще не применялся). Изначально Минтранс хотел дать такое право владельцам электромобилей, машин на газовом топливе, транспортным средствам, обслуживающим местные магазины, и гражданам, проживающим в зоне действия знака. В новой редакции перечень сократился до электромобилей, машин инвалидов и местных жителей. Переписать планируется также пункт ПДД о правилах проезда круговых перекрестков, но действовавший ранее принцип проезда «на круге — главный» (при отсутствии знаков) сохранится.

Глава Союза пешеходов Владимир Соколов считает, что СИМ должны двигаться только по велодорожкам, при отсутствии последних гражданин должен спешиться и вести электросамокат по тротуару со скоростью пешехода. Строительство велодорожек занимает много времени, а электросамокаты уже сейчас массовый транспорт, заметил на это Магомед Колгаев (в Москве с начала года на шеринговых самокатах совершено более 5,2 млн поездок — вдвое больше, чем за весь 2020 год), поэтому пока можно использовать тротуары.

Предлагаемые поправки, считает господин Соколов, снимают обязанность с пользователя СИМ компенсировать ущерб здоровью при аварии (водители авто, мотоциклов, мопедов обязаны это делать по Гражданскому кодексу).

Представитель Минтранса Владимир Луговенко считает, что можно внести поправки в ГК для решения этой проблемы.

После голосования на рабочей группе в АЦ поправки должны быть направлены на утверждение в правительство. Но Белый дом в конце 2020 года внес ПДД в список документов, которые по правилам «регуляторной гильотины» должны переиздаваться целиком, не подвергаться правкам. Минтранс и ГИБДД пытаются добиться отмены этого решения (разработка и издание новых ПДД может занять два-три года), но пока безуспешно — в аппарате правительства выступают против. Ряд экспертов позицию Белого дома поддерживают, в частности Межрегиональная ассоциация автошкол. Представленный документ надо принимать как можно скорее, чтобы снизить «градус социальной напряженности», считает Магомед Колгаев.

На фоне споров чиновников о судьбе ПДД фиксируется резкий всплеск аварийности с СИМ: за полгода число аварий с пострадавшими выросло вдвое, растет и количество погибших. К расследованию инцидентов подключился СК, где также говорили о необходимости введения отдельных правил. Властям Москвы и Санкт-Петербурга пока удалось договориться с кикшеринговыми операторами о введении программного ограничения скорости движения прокатных СИМ в парках, но повлиять на частных владельцев электросамокатов власти не могут.

Иван Буранов

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь