Lexus RX 450h


На нажатие кнопки запуска двигателя машина прореагировала включением подсветки приборной доски и появлением небольшой зеленой надписи Ready, что можно интерпретировать, как «к езде готова». Джойстик трансмиссии — в положение D, дезактивируем стояночный тормоз и неспешно начинаем движение. Причем происходит это практически бесшумно, ведь сейчас автомобиль в режиме EV, когда под днищем трудятся лишь два электромотора… После такого непременно хочется взглянуть в календарь. Но нет, мы не в каком-нибудь 2047 году, время действия настоящее, да и место действия — планета Земля. Запутаться немудрено, ведь у нас на тест-драйве инновационный Lexus с гибридной силовой установкой, причем автомобиль этот абсолютно серийный. Просто будущее наступило вчера…

 

 

История завтрашнего дня

Чтобы понять, откуда «растут колеса», на минутку углубимся в историю. Люксовый вседорожник модели RX появился в производственной гамме компании Lexus сравнительно недавно. Так, на автомобильном рынке Северной Америки RX 300 начали продавать в 1998 году. Он оснащался 6-цилиндровым V-образным мотором мощностью 201 л. с. и работал исключительно в паре с 4-ступенчатым «автоматом». В Европу «первый» RX официально пришел в 2000 году. В отличие от американского «собрата», он имел иную светотехнику и разнился исполнением приборной панели. Следующее поколение явили миру в 2003 году. При этом для Америки выпускали Lexus RX 330 c 230-сильной V-образной 3,3-литровой «шестеркой», а для Европы – Lexus RX 300 с практически аналогичным, но менее мощным 204-сильным мотором. В 2006 году, в ходе модернизации, на всех рынках их заменил 272-сильный RX 350 (о втором поколении модели RX можно прочесть в журнале «Тест-Драйв» №1 за январь 2005 г., «Тест-Драйв» №5 за март 2006 г., «Тест-Драйв» №4 за апрель 2007 г. и «Тест-Драйв» №4 за апрель 2009 г.). Что же касается родословной непосредственно гибрида, то Lexus RX 400h с бензиново-электрической силовой установкой (суммарная мощность моторов составляла 272 л. с.) появился в 2005 году. Стоит отметить, что в Европе он пользовался большей популярностью, нежели обычный RX 350 (о гибридном Lexus RX 400h первого поколения читайте в журнале «Тест-Драйв» №1 за январь 2007 г.).

Ездовая презентация «Рекса» третьего поколения произошла в Калифорнии в самом начале этого года. Тогда журналистам со всего мира продемонстрировали все прелести свежеиспеченного семейства RX. Украинская же премьера нового RX 350 была проведена 6 марта 2009 года, а гибрида Lexus RX 450h – и вовсе недавно, минувшего 3 октября.

 

 

Внешний футуризм

Облик нынешнего Lexus RX является вполне узнаваемым, ведь его размеры и пропорции остались практически на прежнем уровне (ширина увеличилась на 4 см, длина – на 3 см, высота – на 1 см, а колесная база выросла на 2,6 см). Если смотреть издалека, кажется, будто перед нами знакомый пятидверный универсал повышенной проходимости. Однако при близком рассмотрении оказывается, что полноприводный «любимец публики» получил иную огранку. И если предыдущие его поколения отличались стремительным рубленым дизайном, то нынешний автомобиль стал более плавным и обмыленным. И на самом деле все это сильно смахивает на качественное обновление, но не дайте себя обмануть – RX третьего поколения – автомобиль абсолютно новый.

У нас возник вполне закономерный вопрос: как внешне отличить гибридный Lexus от «обычного»? Это не трудно, если знать, куда обращать свое внимание. Во-первых, RX 450h разнится иной радиаторной решеткой и дизайном переднего бампера. Во-вторых, на накладках задних дверей нанесены логотипы Hybrid, а на двери багажника – надпись 450h. В-третьих, эмблемы Lexus спереди и сзади выполнены на синем фоне. Ну и, наконец, задние фары – их прозрачные колпаки отдают голубоватым оттенком.

Вся новизна кузова чувствуется, если детально углубиться в цифры. Так, например, коэффициент лобового сопротивления воздуха для Lexus RX теперь составляет 0,32. Добились таких столь низких показателей с помощью новых аэродинамических форм, большого спойлера у кромки пятой двери, обтекаемых зеркал и специальных щитков на днище и задней подвеске – это позволяет сделать езду более экономичной.

 

 

Гибридная «начинка»

Технически Lexus RX 450h построен по образу и подобию предыдущего гибрида. Если говорить вкратце, то получим набор несложных компонентов: крепкий несущий кузов, независимые подвески всех колес, бензиновый V-образный агрегат, два электромотора, компактная батарея и бесступенчатая трансмиссия. Однако каждый элемент достоин более подробного освещения, о чем и поведаем далее.

В качестве бензинового мотора под капотом вседорожника установлен 3,5-литровый V6 от модели RX 350, но с некоторыми доработками. Двигатель здесь работает по циклу Аткинсона, когда за счет более высокого коэффициента расширения процесс сгорания топливно-воздушной смеси длится дольше, что позволяет получить большую эффективность и КПД. Но лошадиных сил с него снимают меньше, 249 л. с. у RX 450h против 277 л. с. у RX 350. Также в мотор встроена новая система рециркуляции выхлопных газов (EGR) с жидкостным теплообменником. За счет этого удается добиться снижения насосных потерь (количество энергии, которое тратит двигатель на то, чтобы всосать необходимую топливно-воздушную смесь), и посредством тепла упомянутых выхлопных газов быстрее вывести двигатель на рабочую температуру. Это, в свою очередь, позволяет мотору чаще выключаться и экономить топливо. На передней и задней оси установлены два мощных 650-вольтных тяговых электродвигателя. Они работают в тандеме с двигателем внутреннего сгорания. Максимальная мощность переднего – 127 кВт (167 л. с.), заднего – 50 кВт (68 л. с.). Их крутящие моменты составляют 335 Н·м и 139 Н·м соответственно. Интересным является тот момент, что во время торможения моторы работают в качестве генераторов, подзаряжая аккумулятор. Сам же аккумулятор гибридного привода представлен никель-металлгидридной (Ni-MH) трехсекционной батареей на 288 В (каждая секция имеет собственный вентилятор охлаждения), которой управляет сложное программное обеспечение. Она стала легче и компактнее, и как прежде расположена под задним сиденьем. Пассажиры при этом не почувствуют ущемление личного комфорта или пространства. Батарея постоянно подзаряжается от работы гибридного привода и не требует зарядки от внешнего источника электропитания. Одним из важнейших «органов» гибридной установки является блок управления, который по своей сути функционирует как «мозг» автомобиля. Он сочетает в себе инверторы напряжения и управляющую электронику. Как мы уже писали, батарея имеет постоянное напряжение 288 В, электромоторы – переменное 650 В, а 14 В есть еще в бортовой сети. А преобразуется все непосредственно в этом блоке. Бензиновый двигатель, передний электромотор и генератор «сотрудничают» посредством планетарной передачи, которая исполняет роль бесступенчатой трансмиссии. В ней разные движущие силы (механическая и электрическая) соединяются наиболее продуктивно.

Система полного привода E-FOUR выполнена достаточно оригинально. Ведь привычного в нашем понимании кардана для привода задней оси вы здесь не обнаружите. Задние колеса вращает исключительно электромотор. Поэтому в большинстве своем Lexus RX 450h переднеприводный автомобиль. Электроника активирует заднюю ось лишь при самом начале движения или при резком разгоне. Конечно, полный привод можно подключить и принудительно, но активен он только до скорости 50 км/ч.

Мы плавно добрались до подвески. На тестируемом автомобиле в ней также присутствовала своя изюминка – пневмоэлементы. Существует три фиксированных режима высоты кузова. Высокий HI – для преодоления геометрических препятствий, нормальный N – для ежедневной эксплуатации и низкий LO – для скоростной езды по трассе, плюс погрузочный режим (можно активировать клавишей из багажника). В остальном элементы подвески вполне прозаичны и давно проверены временем. Спереди – это стойки McPherson и стабилизатор поперечной устойчивости, сзади – двухрычажная схема и также стабилизатор.

 

 

Безопасное будущее

Откровенно радует тот факт, что помимо заботы об окружающей среде, инженеры-проектировщики Lexus RX 450h не забыли подумать и о безопасности водителя и пассажиров. Производитель утверждает, что в процессе разработки нового семейства во время собственных краш-тестов в лаборатории было разбито более 200 машин, и нынешний RX более чем соответствует действующим стандартам безопасности. Эти аргументы вызывают стопроцентное доверие. Судите сами. Основу кузова (порядка 42% общей массы) составляют элементы из высокопрочной листовой стали. Спереди и сзади предусмотрены специальные зоны деформации, которые поглощают энергию удара, а усиленное днище и специальные планки в дверях противостоят боковым ударам. В салоне установлено 10(!) подушек безопасности. Это – фронтальные для водителя и переднего пассажира, надувные шторки, боковые для обоих рядов и подушки защиты коленей водителя и переднего пассажира. Плюс ко всему активные подголовники, ремни с преднатяжителями и травмобезопасная рулевая колонка.

Естественно, не обошлось без активных электронных помощников. В RX все они собраны в одну систему интегрированного управления динамикой движения (VDIM), которая объединяет целый ряд подсистем. Это и антиблокировочная система тормозов ABS, и система распределения тормозных усилий EBD, и тормозной ассистент BAS, и антипробуксовочная система TRC, а также система курсовой устойчивости VSC. В итоге управление массивным автомобилем сделано максимально безопасным и прогнозируемым.

 

 

Господство асимметрии

И если внешне новое поколение похоже на предыдущее, то внутри их точно не спутать. Здесь господствует асимметрия, ярко подчеркнутая цветовой и фактурной гаммой. Салон декорирован дорогой двухцветной кожей и мягким пластиком в тон. А на рулевом колесе и селекторе автоматической трансмиссии присутствуют деревянные вставки. Приборная панель с оптитронной подсветкой теперь не разнесена по разным «колодцам», все циферблаты сгруппированы под одним общим козырьком. Здесь расположились спидометр, датчик температуры двигателя, датчик остатка топлива в баке, экран бортового компьютера и большой своеобразный указатель режимов работы гибридной силовой установки (вместо тахометра). Стекло над приборным щитком является экраном проектора. Сюда, в том числе, можно вывести информацию о скорости движения автомобиля. Это очень удобно, ведь тогда во время движения взгляд вообще не приходится отрывать от дороги.

На вершине центральной панели «восседает» немаленький цветной дисплей. На нем можно отобразить огромное количество информации (настройки аудиосистемы, климат-контроля, навигацию), и он является частью интерфейса человек-автомобиль. Вторая необходимая составляющая часть системы – контроллер Remote Touch. Он представлен крупным джойстиком, находящимся на центральном тоннеле. По своему действию он напоминает компьютерную «мышь». Курсор необходимо навести на нужный пункт меню, отображенный на дисплее, и нажать клавишу Enter. Такая система требует небольшого привыкания, но впоследствии очень даже удобна. Ведь монитор находится на линии взгляда, а «мышью» управляешь чисто интуитивно, поэтому отвлекаться от процесса вождения практически не нужно. Единственный недостаток – отсутствие на контроллере «глобальной» кнопки возврата в предыдущее меню. Для этого приходится все время вести курсор в угол экрана и нажимать на мелкую виртуальную клавишу. Чуть ниже экрана находятся центральные воздуховоды системы вентиляции и отопления, под которыми расположилась «музыкальная шкатулка». Люксовому автомобилю априори положена люксовая «музыка». Поэтому здесь она представлена системой Mark Levinson Premium Surround c 15 динамиками по периметру салона. Система поистине всеядна. Она воспринимает CD- и DVD-диски (есть чейнджер на 6 дисков), имеет разъемы USB и iPod (в недрах центрального подлокотника), а также здесь присутствует жесткий диск на 40 Гб, для записи любимой мультимедиа. Еще ниже – двухзонный блок климат-контроля. Именно он и вызвал у нас ряд нареканий, поскольку является не совсем удобным. Во-первых, чтобы управлять распределением потоков воздуха, необходимо заходить в соответствующее меню на центральном дисплее. Делать это, особенно во время активного движения, не очень сподручно. А во-вторых, клавиши изменения температуры, как водителя, так и переднего пассажира, выполнены излишне миниатюрными. В них также не всегда удается попасть с первого раза.

 

 

Присядем и погрузим

Кресло водителя достойно отдельной похвалы. Оно радует множеством регулировок и их большим диапазоном. Можно изменить высоту и длину подушки, ее продольное положение, наклон спинки и интенсивность поясничного подпора. Есть многоступенчатый подогрев и вентиляция. Сиденье снабжено памятью трех положений, при этом сохраняются настройки рулевой колонки (регулируется в двух положениях) и зеркал. Кресло переднего пассажира также снабжено подогревом, вентиляцией, электроприводом и памятью. Посадка получается очень комфортная и достаточно высокая, что отличным образом сказывается на обзорности вперед. Назад обзор уменьшают широкие задние стойки, также мешает большой угол наклона стекла пятой двери. Зато отлично выручают большие практичные зеркала и камера заднего вида, картинка которой выводится на центральный монитор.

 

 

Задний диван перемещается в продольном положении, также есть возможность изменить угол наклона его спинки. Ширина подушки позволяет сидеть здесь втроем, но, как это часто бывает, вдвоем можно устроиться на порядок комфортнее. Тогда можно откинуть широкий подлокотник и настроить части сиденья персонально под себя. У пассажиров этого ряда есть собственные дефлекторы обдува и пара отделений для разной мелочевки.

 

 

Дверь багажника снабжена услужливым электроприводом. Правда, она сравнительно легкая, и ее нетрудно открывать, используя лишь мускульную силу. К тому же последнее получается на порядок быстрее. Объем багажника составляет 496 л, что вполне достаточно для ежедневной эксплуатации. У правой стенки есть специальная клавиша, нажатие которой активирует погрузочный режим. Тогда «корма» галантно «приседает» на 30 мм, облегчая укладку поклажи. Lexus RX 450h комплектуется полноценной «запаской», поэтому пол отсека нагло выпирает, съедая полезный объем. Если необходимо увеличить грузовое пространство, складываем спинку заднего сиденья (в соотношении 40:20:40). Сделать это можно как из салона, так и удобными ручками у стенок багажника.

 

 

Покатили!

Ну, наконец-то, пора приступить к самой интересной части тест-драйва. Садимся за руль и нажимаем клавишу Engine Start Stop. Сиденье пододвигается вперед на заранее запомненную позицию, а рулевая колонка приспускается вниз. Приборы вспыхнули оптитронной подсветкой, а на поле датчика режимов работы гибридной силовой установки загорелась надпись Ready – автомобиль к движению готов. Однако при этом стоит такая непривычная тишина, что хочется нажать клавишу старта еще раз. Не поддайтесь соблазну, иначе экраны потухнут, рулевая колонка поднимется, а сиденье отъедет назад.

Гибрид может работать в нескольких режимах. Давайте рассмотрим каждый по порядку. Начнем с наиболее экологичного, когда автомобиль двигают лишь электромоторы. Для его активации необходимо зайти в меню бортового компьютера и поставить галочку напротив строки Оn в подменю EV. В таком случае Lexus RX 450h становится стопроцентным электромобилем. Если батарея заряжена максимально, то в таком режиме запросто можно проехать 5–7 км, однако не превышая скорости 40 км/ч. В противном случае блок управления подключит бензиновый двигатель.

Аналогично, зайдя в меню бортового компьютера, можно активировать следующий режим – ECO. При этом в экономичном варианте работает климатическая установка, а отклики на педаль акселератора становятся более плавными. Как мы уже писали, во время торможений в батарею регенерируется «сэкономленная» энергия (в этот момент можно услышать негромкое «троллейбусное подвывание»), поэтому бензиновый мотор все чаще и чаще отключается. Таким образом, даже в городских тянучках удается добиться феноменального расхода топлива – менее 8 л/100 км. И это для почти трехтонной машины. Впечатляет!..