Lexus LFA: в нем все подчинено скорости. Премьера 2009


В Toyota давно хотели создать мощное и быстрое спорткупе, которое стало бы пропуском для марки в клуб самых дорогих автомобилей мира. Автомобиль должен был ознаменовать приход японской компании в «Формулу-1». На рубеже тысячелетий было решено, что новинку выпустят под маркой Lexus, и с 2000 года началась ее разработка. В 2005 году состоялась премьера первого концепта LFA. За четыре года концепция автомобиля несколько раз изменялась: работы над проектом то останавливались, то возобновлялись. Сначала это было купе, а затем оно стало кабриолетом. Тем не менее, в конце концов остановились на модели с закрытым кузовом. В прошлом году два предсерийных прототипа вышли на старт 24-часовой гонки в Нюрбургринге. Недавно руководство Toyota приняло решение отказаться от участия в «Формуле-1», но купе все же стало серийным. Официальная премьера Lexus LFA состоялась на автосалоне в Токио.

 

 

В этом автомобиле все подчинено скорости, и поэтому дизайн продиктован аэродинамикой. Коэффициент лобового сопротивления LFA равен 0,31. Поскольку двигатель размещен за передней осью, то капот купе получился очень длинным, а салон сдвинули назад. Внешний вид практически не изменился по сравнению с концептуальным вариантом. Линия крыши по форме напоминает гору Фудзи – символ Японии. Острый «нос» купе украшают хищные треугольные фары, широкая «пасть» воздухозаборника и пара отверстий для охлаждения тормозов. Высокая оконная линия отличается необычным изгибом за задними дверьми. Узкие фонари автомобиля сочетаются с отверстиями, отводящими тепло от тормозов. Оригинально выполнен диффузор с расположенными по его центру тремя выхлопными трубами. На скоростях свыше 80 км/ч из крышки багажника выдвигается большое антикрыло.

 

 

Купе не слишком велико (4505 мм в длину), но довольно широкое (1895 мм) и низкое (1220 мм). При разработке конструкторы долго выбирали материал для кузова и монокока: колебались между алюминиевым сплавом и карбоном. В итоге выбрали золотую середину: 65% составляет углеволокно, а 35% – металл. Такая схема позволила добиться необходимой жесткости и в то же время уменьшить вес на центнер (до 1480 кг).

Внутри LFA отличается от остальных Lexus. Салон собирают полностью вручную с использованием качественных материалов. Преобладает здесь дорогая кожа, но присутствуют и карбоновые вставки в дверях, и полированный алюминий на центральной консоли и педалях. А при желании можно заказать отделку алькантарой. Из углеволокна изготовлено и маленькое трехспицевое рулевое колесо с плоским ободом снизу. Интересно, что кожей оно обшито только в районе хвата рук. Для удобства на него вынесена кнопка запуска двигателя. Традиционную приборную панель заменяет TFT-монитор. На него выведены показания аналогового тахометра, внутри которого поместили цифровой спидометр и указатель выбранной передачи. А по бокам расположены показания остальных указателей – датчиков остатка уровня топлива, температуры охлаждающей жидкости, давления и температуры масла. Такое решение позволяет водителю меньше отвлекаться от дороги на больших скоростях. При достижении максимальных оборотов двигателя подсветка становится красной и сигнализирует, что нужно переключаться на повышенную передачу. Кроме того, с помощью переключателя слева от руля можно выбрать дополнительные параметры, которые будут показаны на экране – например, показания бортового компьютера или время пройденного круга на автодроме.

 

 

Глубокие ортопедические сиденья могут хорошо зафиксировать водителя и пассажира. При этом они комфортабельные, а электропривод позволяет быстро подобрать нужные регулировки. Однако нужно учитывать, что посадка очень низкая, поэтому обзор весьма ограничен. Кресла разделены высокой центральной консолью. На ней не так уж и много кнопок: большинство их заменяет джойстик Remote Touch. Этот манипулятор, напоминающий компьютерную «мышку» – единственная деталь, позаимствованная у другой модели Lexus (вседорожника RX). Он облегчает навигацию в меню, которое выведено на 7-дюймовый дисплей.

Комплектация купе соответствует его статусу: предусмотрены двухзонный климат-контроль, электропакет, датчики освещения и дождя, система контроля давления в шинах, камера заднего вида, круиз-контроль. Штатная аудиосистема Mark Levinson включает DVD-плеер и 12 динамиков. Помимо фронтальных подушек безопасности имеется пара «эйрбегов» в ремнях безопасности (впервые на серийном автомобиле) и один в рулевой колонке – для коленей водителя. Антиблокировочная система тормозов ABS, система стабилизации VSC и антипробуксовочная система TRAC объединены в единый блок под названием VDIM (Vehicle Dynamic Integrated Management).

Поскольку на момент начала проектирования LFA в «Формуле-1» использовались двигатели V10, то и купе решили оснастить 4,8-литровым мотором такого же типа. И хотя с 2006 года в Королеве автоспорта стали использовать «восьмерки», от первоначального решения  Lexus не отступили. V10 разработали совместно с компанией Yamaha, а на заводе его собирает один человек. Клапаны изготовлены из титана, а у каждого цилиндра – отдельная дроссельная заслонка. Установлена и система регулировки фаз газораспределения VVT-i, а ради уменьшения размеров применена система смазки с сухим картером. В результате мощность составила 552 л. с. при 8700 об/мин. Крутящий момент в 480 Н·м достигается при весьма высоких 6800 об/мин, но 90 % его доступны в диапазоне 3700-9000 об/мин. Но все же лучше всего «десятка» ведет себя на высоких оборотах. При нажатии кнопки стартера она отзывается громким рыком, но затем становится заметно тише. На низких оборотах он ведет себя спокойно. Однако при 3000 об/мин в выхлопной системе открывается перепускной клапан и наружу вырывается рев. Специальный резонатор моделирует трехмерный звук болида «Формулы-1». Раскручивается двигатель молниеносно: стрелка тахометра достигает «красной» зоны всего за 0,6 с! После 6000 об/мин он превращается в настоящего зверя. Купе срывается с места и за 3,7 с достигает 100 км/ч. V10 отличается неплохой эластичностью: стоит при 80 км/ч утопить акселератор «в пол», и LFA очень быстро достигнет 240 км/ч. Максимальная скорость составляет 325 км/ч, иными словами, этот Lexus – самый быстрый серийный японский автомобиль. Первоначально купе планировали оснастить новомодной трансмиссией с двумя сцеплениями, но, в конце концов, отдали предпочтение роботизированной 6-ступенчатой коробке передач, как более информативной. Ее характер может изменяться: в автоматическом режиме она отличается размеренностью переключений, которые происходят за секунду. Но стоит перевести переключатель в положение Sport, как ситуация в корне меняется: водителю теперь необходимо воспользоваться подрулевыми «лепестками», а передачи сменяются всего за 0,2 с. Также имеются режимы Normal и Wet (для влажной дорожной поверхности).

 

 

Подвеска Lexus LFA очень жесткая, но на ровном асфальте езда не причиняет дискомфорта. Автомобиль лучше всего чувствует себя на гоночном треке. Схема типа transaxle (трансмиссия размещена возле задней оси) позволила добиться хорошего распределения веса (48% на передние колеса и 52% – на задние). В результате удалось достичь нейтральной поворачиваемости. Руль хотя и оснащен электроусилителем, но настроен очень хорошо: отличается остротой, информативностью и точностью. Малейшее его движение – и автомобиль послушно меняет направление. Хорошему поведению на виражах способствует и задний дифференциал с возможностью блокировки. Шины размером 265/35 R20 спереди и 305/30 R20 сзади обеспечивают прекрасное сцепление с дорогой. Даже с отключенной системой стабилизации LFA остается легко контролируемым. Купе укомплектовали карбоново-керамическими тормозами: передние диаметром 390 мм оснащены 6-поршневыми суппортами, а задние 360-миллиметровые – четырехпоршневыми. Использование углеволокна позволило снизить неподрессоренные массы на каждом колесе на 5 кг. К тому же такие диски обеспечивают быстрое замедление.

Количество Lexus LFA ограничено: выпустят всего 500 таких автомобилей. Стоимость каждого – 375 тыс. евро. Уже известно, что купе будет доступно и в Украине…