Lamborghini: 45 лет под знаком Тельца

0
639

Наверное, ни в одной стране мира нет такого количества производителей эксклюзивных спортивных автомобилей, как в Италии. Поэтому ничего удивительного в том, что всего в 15 км от штаб-квартиры Ferrari находится предприятие Lamborghini. Действительно, автомобили с быком на капоте на протяжении всей своей истории старались превзойти «гарцующих жеребцов» из Маранелло. И нередко им это удавалось. Это соперничество длится уже 45 лет.

Lamborghini – воплощение мечты ее основателя Феруччо Ламборгини. Он родился 28 апреля 1916 года в небольшом селе Ренаццо на севере Италии. Его родители были фермерами, однако он с детства интересовался техникой. Именно поэтому юный Феруччо поступил на факультет промышленного дизайна Болонского университета. Однако как только парень получил диплом, началась Вторая мировая война. Ламборгини оказался счастливчиком: его отправили не на фронт в Северную Африку, где воевали итальянцы, а на остров Родос. Там он стал механиком в дивизионе военно-транспортных самолетов и быстро научился разбираться со сложными авиационными механизмами.

Вернувшись после войны в родное село, Феруччо увидел, что там не хватает сельскохозяйственной техники. Зато подбитых и брошенных танков, бронетранспортеров в округе – предостаточно. Из их запчастей Ламборгини и собрал себе трактор. Односельчане захотели  иметь в своем хозяйстве такой же. Он пошел им навстречу: решил наладить мелкосерийное производство тракторов. Дела складывались очень хорошо, и в 1949 году он зарегистрировал собственную фирму Lamborghini Trattori. На волне послевоенного подъема она довольно быстро расширилась. Производство складывалось настолько удачно, что фирма стала изготовлять по 1500 тракторов в год, а вскоре наладили выпуск кондиционеров и отопителей. Феруччо стал одним из богатейших итальянских магнатов – получил почетный титул Коммендаторе.

Как многие итальянцы, Ламборгини с детства увлекался скоростными спортивными автомобилями. Естественно, накопив капитал, он мог себе позволить приобрести такую роскошь,  и скоро в его гараже стояло несколько мощных купе, в том числе и Ferrari 250GT. Но Феруччо почему-то невзлюбил этот автомобиль, его не удовлетворяло качество сборки и работа сцепления. Раздосадованный миллионер в сердцах поехал в Маранелло, чтобы выразить свое недовольство лично Энцо Феррари. Разговор двух Коммендаторе не наладился. Легенда гласит, что президент Ferrari тогда был в плохом настроении и довольно грубо ответил Феруччо. Мол, ты делай свои тракторы и не учи меня создавать спорткупе. Естественно, такие слова не могли не обидеть Ламборгини. Громко хлопнув дверью, он пообещал построить лучший спортивный автомобиль в мире:  яркий, быстрый, но не слишком экстремальный,  комфортный и приспособленный к длительным путешествиям. А главное, Феруччо решил установить стоимость на 1600 долларов меньше, чем у аналогичного автомобиля Ferrari.

Следует отметить, что Энцо Феррари отличался весьма тяжелым характером, и многие его подчиненные уходили, не выдержав постоянных конфликтов с ним. Именно бывших работников Ferrari и пригласил  к себе на работу Феруччо. Среди них – талантливые инженеры Джанпаоло Даллара и Паоло Стацани, тест-пилот Боб Уоллес и моторист Джотто Биззарини, создавший знаменитый Ferrari 250GTO. Они составили костяк Lamborghini Automobili и взялись за разработку первого автомобиля.

Всего за год, работая в одном из цехов тракторного завода, эта команда создала  шедевр. А «одел» его дизайнер Франко Скальйоне из кузовного ателье Touring. Концептуальный 350 GTV представили в конце 1963 года на Туринском автосалоне. Посетителей заинтересовало обтекаемое купе с выдвижными фарами. На его капоте красовался логотип с взбесившимся быком. Дело в том, что Феруччо Ламборгини родился под знаком Тельца. К тому же, он был страстным поклонником корриды.

Главной изюминкой автомобиля стало творение Биззарини – 3,5-литровый V12 с двумя распредвалами в головке блока цилиндров и шестью карбюраторами. Мощность достигла 360 л. с. при 8000 об/мин. Однако в Турине мотор показали отдельно от кузова: из-за огромного количества карбюраторов он просто не поместился под капотом концепта.

В Lamborghini принялись за доработку конструкции. Ради увеличения моторного отсека установили профилированный капот. Пришлось отказаться и от механизма складывания фар – использовали обычную оптику. Чтобы увеличить ресурс двигателя, мощность снизили до 280 л. с. при 6500 об/мин. Динамика все равно осталась впечатляющей: с 5-ступенчатой механической трансмиссией  разгон до 100 км/ч занимал 6,5 с, а максимальная скорость достигала 245 км/ч. Внутри автомобиль поражал роскошью – кожаным салоном и деревянным рулевым колесом. Уже весной 1964 года серийная модель, названная 350 GT, дебютировала на Женевском автошоу. Публика восприняла автомобиль положительно, и незамедлительно началось его производство. Всего за два года выпустили 143 купе. Вскоре появился 320-сильный 400 GT с 4-литровым V12, а также его четырехместная версия 400 GT 2+2. А эффектной точкой в серии стали  модели Islero и Jarama с 345-сильными моторами, им вернули выдвижные фары. Кстати, один из Jarama Феруччо выбрал лично для себя.

Ламборгини торжествовал: он смог бросить вызов самому Энцо Феррари. Однако в многочисленных соревнованиях красные болиды оставались непобедимыми. Феруччо запретил своей команде создавать гоночные модели. Дело в том, что как-то в 1946 году он принял участие в гонке Mille Miglia и попал в аварию. Тогда итальянец понял, что не любит проигрывать. Он просто боялся, что не сможет победить Ferrari в гонках и опозорится. Однако Даллара, Стацани и Уоллес не послушались шефа и втайне от него начали разработку автомобиля нового типа, с расположенным в базе двигателем. Первый опыт строительства таких моделей, как Ferrari 275P, показал, что продольно установленный V12 значительно удлиняет автомобиль и делает его тяжелее. И тогда инженеры пошли необычным путем – расположили мотор поперечно, что сделало конструкцию более компактной. Инженеры все же решились показать проект руководителю, и тот пришел от него в восторг. Феруччо сразу решил, что автомобиль начнут выпускать, но не для гонок, а для дорог общего пользования.

В ноябре 1965 года на Туринском автосалоне продемонстрировали проект будущей модели, названный Р400. Точнее, это было лишь шасси с установленным двигателем. Мощность 4,0-литрового V12 подняли до 350 л. с. Такому автомобилю нужен был оригинальный, привлекательный кузов, но мало кто из дизайнеров хотел заниматься среднемоторной моделью. Помог маэстро итальянского автостиля Нуччо Бертоне, который сказал: «Я тот сапожник, который сошьет обувь как раз для твоей ноги». И поручил сложную задачу своему новому подчиненному Марчелло Гандини. Молодой стилист до этого вообще не занимался автомобилями – он проектировал интерьеры домов. Первая его работа стала шедевром: дала Марчелло путевку в жизнь. Обтекаемое купе привлекало к себе внимание круглыми фарами, окруженными характерными черными «бровями». Передняя часть получилась низкой, благодаря наклоненному радиатору. А распахнутые двери напоминали рога быка. Название купе подобрали соответствующее – Miura – так звали одного из лучших разводчиков быков для корриды. С этого времени почти все модели стали носить названия, так или иначе связанные с быками.

Miura представили в 1966 году на автосалоне в Женеве, а популяризировать решили на Гран-при Монако. Сам Феруччо накануне гонки пригнал автомобиль в Монте-Карло, поставив его у входа в самое дорогое казино. Время от времени он садился за руль, заводил двигатель и привлекал внимание толстосумов ревом выхлопа. А на следующий  день Miura стал официальной машиной безопасности на Гран-при. Купе было одним из наиболее быстрых автомобилей своего времени – достигало 277 км/ч, а спринт до 100 км/ч занимал 6,5 с. Однако поначалу оно казалось ненадежным, бывали случаи возгорания мотора. Просто для увеличения мощности установили гоночные карбюраторы, которые не подходили для повседневного использования и попросту не выдерживали нагрузок. Неполадки устранили на версии P400S. Заодно подняли мощность до 370 л. с., добавили кондиционер и электростеклоподъемники. А когда в Ferrari выпустили сверхскоростной 365GTB/4 Daytona, то в Lamborghini ответили 385-сильным Miura SV, способным развить 290 км/ч. Общее количество выпущенных автомобилей достигло 763, при том, что собирались произвести лишь 50 Miura. Автомобиль стоил 19 тыс. долларов, то есть дешевле Ferrari. Среди его владельцев были певец Фрэнк Синатра, шах Ирана Мохаммед Реза Пехлеви.

Паоло Стацани и Боб Уоллес не оставляли надежды построить гоночный автомобиль. Они взялись за доводку Miura и создали единственное в своем роде купе Jota. От SV остался лишь кузов. Вес снизили до 880 кг, убрали кожаную отделку и кондиционер. Мощность двигателя достигла 440 л. с. при 8500 об/мин. Динамика поражает и сейчас: 3,6 с до 100 км/ч и порог скорости в 330 км/ч. Jota разбился во время испытаний, но поклонники марки узнали о нем и захотели  приобрести себе такое купе. Специально для них выпустили пять особых 415-сильных Miura SV/J – переходную версию между SV и Jota. Эти автомобили отличались новыми передними фарами и расширенными колесными арками. Один из них сейчас находится в коллекции актера Николаса Кейджа.

Для тех, кому Miura казался слишком радикальным, в 1968 году представили более сдержанный Espada. Его название означает меч, которым тореадор убивает быка. Концептуальную версию, названную Marzal, оснастили дверьми типа «крыло чайки» и рядной «шестеркой», однако серийная модель получила традиционный V12 и обычные двери. Длинное и низкое туристическое купе вмещало четырех взрослых и приличное количество багажа. По желанию клиента устанавливали центральный замок, электростеклоподъемники, кондиционер, люк в крыше, телевизор и даже холодильник. Управление облегчал усилитель руля, в качестве опции предлагали 3-ступенчатый «автомат». Мотор мощностью 325 л. с. обеспечивал динамику на уровне Miura и позволял ехать со скоростью 250 км/ч. Espada оказался самым массовым из ранних Lamborghini (выпустили 1217 автомобилей). На его базе создали уникальный седан Faena, но он так и остался концептом.

Несмотря на демократичную ценовую политику, и Espada, и Miura оставались достаточно дорогими. Чтобы завоевать больше клиентов, в 1970 году представили более доступную модель Urraco Р250 (в переводе с итальянского – «бычок»). Он был среднемоторным, как Miura, но четырехместным, как Espada. Оснастили его 2,5-литровым 220-сильным V8, мощности вполне хватало для приличных 230 км/ч. Позже появились 2,0-литровая 180-сильная и 3,0-литровая 260-сильная версии. Планировали ежегодно выпускать по 1000 штук, но надежды не оправдались – до 1979 года произвели всего 800. Автомобиль оказался ненадежным: страдал от перегрева двигателя и мелких неполадок электроники. Причиной неудачи стали и проблемы у Феруччо Ламборгини. Автомобильная компания не всегда приносила прибыль и держалась на плаву за счет тракторостроительного бизнеса. Но в 1972 году Lamborghini Trattori потерпел крах – сорвался огромный контракт на поставку тракторов в ЮАР. Корпорация оказалась на грани банкротства – Феруччо был вынужден продать ее. Автомобильное подразделение выкупил бизнесмен Рене Леймер, а Ламборгини ушел на пенсию и занялся виноделием.

С этого времени началась эпопея постоянной смены владельцев компании, продлившаяся свыше 20 лет. Тогда уже шли работы над наследником Miura, получившим кодовое название Проект 112. В 1971 году мир увидел его прототип авторства Марчелло Гандини. Его дизайн вошел в учебники по автодизайну. Агрессивное клиновидное купе высотой всего 1070 мм выделялось благодаря оригинальным дверям «гильотинного» типа. Когда концепт привезли на завод Lamborghini,  кто-то из рабочих воскликнул: «Countach»! Таким возгласом на севере Италии выражают восхищение, увидев красивую женщину. Это название закрепилось за купе. Поначалу автомобиль хотели оснастить новым 5,0-литровым 450-сильным двигателем, но за три года его так и не довели до ума. Пришлось использовать проверенный V12 конструкции Биззарини с увеличенной до 380 л. с. мощностью. Мотор установили продольно, а трансмиссию – за ним. Вал от коробки передач проходил через специальный тоннель в картере. Максимальная скорость первого Countach LP400 составила 306 км/ч.

Lamborghini Countach оказался настоящим долгожителем – его выпускали до 1990 года, и произвели около 2000 купе. За это время он претерпел несколько модернизаций. Так, LP400S и LP500S приобрели огромное антикрыло и широкие 15-дюймовые шины Pirelli P7. Скорость уменьшилась до 290 км/ч, но зато улучшилась управляемость. А LP5000QV и юбилейную модель 25th Anniversary оснастили 5,2-литровым мотором с 4 клапанами на цилиндр мощностью 455 л. с. Countach стал своеобразным символом эпохи, синонимом богатства и роскоши…