Крылатые колеса


Всего через пятнадцать лет после первого полета братьев Райт начали предпринимать многочисленные попытки создания летающего автомобиля. Некоторым даже удавалось оторваться от земли, но ни одна из летающих машин так и не была запущена в серийное производство. Главная причина – технические трудности. У самолета и автомобиля не так много общих деталей – амортизаторы и трансмиссия бесполезны в воздухе так же, как крылья и хвост на земле. Коротко историю летающих автомобилей можно изложить одним предложением: они были слишком тяжелы для самолетов.

 

Autoplane

 

Первой в истории помесью самолета с автомобилем стал Autoplane Гленна Кертисса. Триплан с размахом крыльев 12,2 м был сделан из алюминиевых сплавов. Самолетный двигатель мощностью 100 л. с. находился в передней части корпуса и приводил задние колеса в движение через коробку передач и карданный вал. Удлинительный вал, выходящий из двигателя с другой стороны, через ременные и цепные передачи вращал воздушный винт, установленный сзади корпуса. Autoplane совершил несколько коротких прыжков, но так ни разу и не взлетел по-настоящему…

 

 

Arrowbile

 

В 1937 г. известный авиационный конструктор Уолдо Уотермана создал свой Arrowbile – трехколесный аппарат, фюзеляж которого, отстыкованный от крыльев, мог выполнять функции автомобиля. На нем был установлен автомобильный двигатель «Студебеккер» мощностью 100 л. с. Фюзеляж аппарата Уотермена напоминал скорее корпус самолета, чем кузов автомобиля, и  был  оснащен трехколесным шасси, которое более подходило для того, чтобы добраться из аэропорта до дома, чем для нормального движения по дорогам. «Эрроубиль» совершил несколько успешных полетов, развивая максимальную скорость в воздухе 193 км/ч. Было построено шесть экземпляров крылатого автомобиля, но проект закрыли из-за отсутствия финансирования. Впоследствии Уотермен восстановил один из этих аппаратов и в 1961 г. передал его в музей Смитсоновского института…

 

 

Airphibian

 

Роберт Фултон, дальний родственник знаменитого создателя парохода, в 1946 г. построил еще один летающий автомобиль – Airphibian. Вместо того чтобы приспособить для полета автомобиль, Фултон решил переделать самолет для поездок по дорогам. Крылья и хвост демонтировались всего за пять минут и, по замыслу Фултона, их следовало оставлять в аэропорту…

 

 

Aerocar

 

Самым успешным проектом летающего автомобиля стал Aerocar, созданный изобретателем Молтоном Тейлором из Лонгвью, штат Вашингтон. Для его создания Тейлор использовал практически обычный автомобиль, который при движении по дороге вез за собой на прицепе крылья, хвостовую часть и оперение. Первый полет аппарата состоялся в октябре 1949 г. На протяжении нескольких последующих лет было построено еще 7 таких машин. В 1956 г. аппарат был сертифицирован Федеральным авиационным управлением США. На аппарате Aerocar 1 был установлен самолетный двигатель «О-290» мощностью 125 л. с. фирмы «Лайкоминг», а на усовершенствованном Aerocar 1С – двигатель «О-320» той же фирмы, мощность которого была увеличена до 143 л. с. В начале 70-х концерн Ford собирался выпустить серийную версию аппарата, но разразившийся нефтяной кризис не позволил этим планам осуществиться…