Красная полоса


В жизни мы привыкли именовать хорошие и плохие периоды белыми и черными полосами. В современной Формуле-1 сейчас однозначно наступила «красная полоса». Вот только какая она для «королевы автоспорта»: «белая» или «черная»?

О преимуществе Ferrari и лично Михаэля Шумахера над остальными в этом сезоне сказано столько, что лишний раз писать об этом не имеет смысла. Даже «первая скрипка» Формулы-1 Берни Экклстоун, всеми силами и средствами из года в год старающийся увеличить остроту борьбы за первое место, в этот раз, похоже, вообще забросил даже думать о подобной затее. При этом самое интересное, что ни итальянская команда, ни Михаэль в происходящем совершенно не виноваты. Короля делает его свита, а в нашем случае – соперники Ferrari. А вот что же у них происходит, мы сейчас и попытаемся разобраться.

 

На острие

 

После семи этапов чемпионата в турнирной таблице сложилась весьма непривычная картина. Устоявшуюся за последние годы «большую четверку» команд-лидеров в пору смело переименовывать в «большую пятерку». Причем самую заметную роль (кроме Ferrari, конечно) играет именно новичок – BAR.

Начавшись в далеком 1999 г. как весьма амбициозный проект, команда BAR лишь только к нынешнему сезону стала выглядеть соответственно своему немалому бюджету. Ключевую роль в успехе команды, на наш взгляд, сыграли два человека. Первый из них – Дэвид Ричардс, сменивший на посту руководителя небезызвестного Крейга Поллока, – принес с собой то, без чего не может хорошо работать ни один коллектив – организацию. Твердой рукой британец избавлялся не только от лишних растрат, людей и смежников, но и находил для каждого из оставшихся нужное место. В результате получилась команда профессионалов, которая по эффективности работы во многом превосходит остальных участников чемпионата. Вторым человеком, которому BAR обязана своими сегодняшними достижениями, стал Джефф Уиллис. Именно из-под его «пера» вышел в свет нынешний болид команды. Двигаясь от простого к сложному, конструкторскому штабу удалось создать «чистый, ясный» автомобиль, который оказался весьма быстрым и без всевозможных инженерных наворотов. Еще один штрих в триумфе BAR принадлежит двигателям Honda.

 

 

Если в начале сезона японцы серьезно размышляли о будущем своей программы в Формуле-1, то сейчас их моторы уверенно поднимаются на пьедестал чуть ли не в каждой гонке,  раз за разом продолжая все более совершенствоваться (хотя, конечно, случаются и сходы). Единственное, в чем BAR пока уступает своим прямым конкурентам – это пилоты. Нет, конечно, мы нисколько не сомневаемся в профессионализме Баттона или Сато. Но, например, класс пары Трулли-Алонсо все же чуточку выше, и, быть может, именно поэтому Renault занимает в мировом первенстве вторую строчку.

У французской команды ситуация несколько иная. Renault с самого начала имела все необходимые составляющие успеха. Например, ее болид был конкурентоспособным еще в прошлом сезоне. Модель 2004 г. получилась у Гаскойна еще быстрее и надежнее, вот только сам Майк покинул команду до старта первого Гран-при. Надолго ли хватит запала нынешнему конструкторскому штабу, покажет время. Сейчас успехи Renault совпали с неудачами McLaren и Williams, поэтому как события будут развиваться дальше, пока остается неясным.

 

 

 

Со знаком минус

 

Финиш прошлого года, равно как и межсезонные тесты, обещали упорную борьбу на всех этапах чемпионата мира. Австралийская гонка стала настоящим шоком для большинства поклонников Формулы-1, а Малайзия и Бахрейн лишь подтвердили первоначальные выводы о том, что Williams и McLaren проиграли конструкторский поединок Ferrari. И если «серебряные» быстро выяснили основные причины неудач и наметили дальнейший план действий, то «сине-белым», казалось, не хватает всего чуть-чуть. Пилоты Williams вели себя так, будто все остальные им и в подметки не годились. Впрочем, после нескольких гонок «гонору» у них немного поубавилось. Не помогли исправить ситуацию и смелые, иногда даже рискованные конструкторские решения. В то время как остальные двигались вперед, Williams словно притормозил в своем развитии, и теперь уже намного меньше выигрывает (или уже проигрывает?) у тех же Renault и BAR. Дальнейшая судьба команды зависит от того, насколько быстро инженеры смогут найти пути улучшения авангардного автомобиля. Сейчас в команде Фрэнка Вильямса только начинается разлад, который стараются погасить перестановками в руководящем звене. Непростая ситуация сложилась и с пилотами: оба, скорее всего, уже в следующем году покинут Williams.

Возвращаясь к McLaren, стоит заметить, что подобного позора Рон Деннис не испытывал уже давно. После первой трети чемпионата «серебряные» имели всего пять очков, проигрывая даже Sauber. Неудачи команды во многом объясняются новым мотором Mercedes, который по надежности стал едва ли не самым худшим. Добавьте к этому некоторые просчеты конструкторского штаба в аэродинамике и заботы, связанные с переездом на новую ультрасовременную базу команды с громким названием «Парагон». Соответствующие оргвыводы уже сделаны…

 

 

…К доминированию «красных» на трассах нынешнего сезона все уже привыкли. Поклонников Формулы-1 сейчас больше волнует не то, станет ли кто-нибудь кроме Шумахера чемпионом, а, например, смогут ли соперники выиграть у Scuderia следующую гонку, или кто первым запишет в свой актив победу – Алонсо или Баттон. Подобных моментов может оказаться еще очень много, и каждый из них будет по-своему интересен…