История компании Skoda. Не будет жаль


Автомобильная марка Skoda известна сегодня большинству водителей, тем же, кто пока не владеет личным транспортом наверняка доводилось хотя бы раз передвигаться на троллейбусе или трамвае под таким именем. Но не многие знают, что зарождение европейской марки происходило более 100 лет назад.

Привычное уху современное имя Skoda берет свое начало с середины XIX века. В 1859 году в городе Пльзен, что неподалеку от Праги, был основан небольшой завод. Через несколько лет туда пригласили молодого и подающего перспективы работника Эмиля Шкоду, который к 10-летию существования фабрики стал ее директором. В то время на заводе основной деятельностью была обработка стали и изготовление металлопроката. Набирая обороты, в программу производства добавили сложные металлические конструкции, требовавшиеся для строительства морской техники, трубопроводов и другого оборудования. К началу войны в 1914 году стало ясно, что основная часть мощностей будет пущена на изготовление боеприпасов. Выпуском автомобильной техники завод начал заниматься уже после Первой мировой войны.

В 1919 году из ворот выехали первые машины, созданные при участии знаменитой фирмы Hispano-Suiza. В середине 1920-х годов в серию также пошла и грузовая модель, но объемы выпуска оставались на невысоком уровне. С огромным штатом персонала (более 30 000 человек) удавалось больше выпускать другие средства передвижения – рельсовый, водный и воздушный транспорт, а также оборудование для паровых турбин, электростанций и т. п. На этом эпизоде истории стоит сделать паузу, так как данный завод выступал в роли «производственных мощностей», «конструкторское бюро» было сконцентрировано в другом месте.

В 1895 году Вацлав Лаурин и Вацлав Клемент основали небольшую мастерскую по ремонту велосипедов в городе Млада Болеслав. Предыстория данного факта заключалась в том, что Вацлав Клемент, – продавец книг, – купив немецкий мотоцикл, не смог найти запасных частей к своему транспортному средству, а обращение на завод не привело к каким-либо результатам из-за непонимания немцами другого языка. Вскоре чехам удалось состыковать двигатель внутреннего сгорания и велосипед, но несовершенство конструкции (двигатель приводил в движение переднее колесо) делало управление сложным и опасным. В «дорожно-транспортном происшествии» Лаурин даже поплатился своим передним зубом. После данного инцидента последовало письмо самому Роберту Бошу и, воплотив его идеи, двоим мастерам удалось создать в 1899 году успешную модель Slavia. Через год на Laurin&Klement трудилось уже 32 человека, а продукция экспортировалась за рубеж. В начале XX века в умах двух изобретателей мотоцикл эволюционировал сначала в четырехколесную коляску, а к 1905 году свет увидели и небольшие автомобили. Они оснащались типично мотоциклетным 2-цилиндровым мотором и могли перевозить в зависимости от типа двух либо четырех пассажиров. Название автомобилей было соответствующее – Laurin&Klement. Вскоре для придания лучшей динамики началась установка 4- и 8-цилиндровых двигателей.

Первая 8-цилиндровая машина в Европе была сделана компанией Laurin&Klement. Автомобиль, представленный на фото, своим ходом добрался до Парижского автосалона и вернулся обратно

 

В 1907 году компанию официально зарегистрировали как автомобильный завод, и в том же году был налажен выпуск популярной модели F. Машина нравилась покупателям и была востребованной, а через некоторое время появилось также название FF – новый автомобиль получил мотор, созданный из двух от предыдущей модели. Участие в международных выставках прибавляло новых покупателей, и вскоре более трети автомобилей поставлялось на внешние рынки. Через несколько лет мощные машины вытеснили 2-цилиндровые модели, а имя Laurin&Klement можно было встретить как на призовых местах в автогонках, так и путешествуя на такси в европейских городах. В 1911 году с моделью S у компании был сильнейший подъем производства. Машины поставлялись во многие страны, даже в Японию. Естественным явлением можно считать возникновение представительств и дилеров в других странах. В этот момент экспорт автомобилей уже давно превышал объемы продаж в родном государстве.

L&K Type S (1911 год). Снимок сделан в Лондоне одним из местных дилеров

 

В годы Первой мировой войны был замечен спад производства, а в послевоенный кризис на фабрике также еще произошел и серьезный пожар, выбивший ее из колеи. К середине 1920-х годов Laurin&Klement пришлось искать нового партнера по бизнесу.

В 1925 году Skoda Pilsen становится хозяином фабрики Laurin&Klement, и с этого момента вся продукция, разработанная на последнем предприятии, выпускается под маркой Skoda. В это же время в мире становится все более известным фирменный логотип марки, который до сих пор практически без изменений украшает решетки радиаторов современной продукции. Эмблема представляет собой стилизованную стрелу с крыльями. Стрела несет свое начало от быстрых железнодорожных тягачей того времени, а вот об истории создания верхней части есть несколько версий. В одной из них утверждается, что она символизирует не крылья стрелы, а голову индейца, которого в свое время встретил Эмиль Шкода в Америке, после чего считал его своим талисманом.

Сразу же после слияния двух компаний началась реорганизация и систематизация производства. Легковые автомобили выпускались исключительно в городе Млада Болеслав, а к 1930 году была налажена конвейерная сборка. В конце 1920-х годов выпускались популярные модели 4R и 6R, созданные на одной платформе. Сегодня для многих это вполне привычное явление, но тогда унификация производства наблюдалась очень редко.

Позже на конвейер попала модель с индексом 420. Данные цифры расшифровывались так: 4 – количество цилиндров, а 20 – мощность в лошадиных силах. Машина отличалась небольшой снаряженной массой – 750 кг, поэтому была сравнительно недорогой и экономичной. Такое положение дел обязывало модель стать популярной, из этого следовало и название – Popular. Основной технической изюминкой автомобиля была хребтовая рама, весившая значительно меньше традиционной лестничного типа, которую сегодня можно встретить на грузовиках и некоторых больших вседорожниках. Popular продержался в производстве три десятилетия – до 1958 года.

 

Popular на Парижском автосалоне 1937 года

 

Имя Superb впервые стало известно миру в 1935 году. Тогда на конвейер попал большой автомобиль класса люкс с 6-цилиндровым двигателем. Во время Второй мировой войны завод выпускал запчасти и агрегаты к военной технике. После окончания войны и возобновления функционирования предприятия как автомобильного завода появляется и первая модель с индексом 1101. Машина получила новую внешность от Popular и новое имя Tudor. В 1953 году налаживают выпуск действительно новой модели 440, носящей имя Spartak.

 

 

Бесчисленное количество успешных модернизаций проверенной временем конструкции привело к созданию очередного автомобиля, получившего название Octavia. Машина в техническом плане еще издали напоминала модель 420, но имела намного более мощный мотор и современную переднюю подвеску, лишившуюся листовых рессор, вместо которых установили пружины и амортизаторы. Название произошло от числительного восемь, так как машина была восьмой разработкой инженеров. Впоследствии на этой же платформе появился и кабриолет Felicia, а очередная модернизация мотора позволяла ему развивать мощность в полсотни лошадиных сил.

1964 год можно считать первым в очередной новой эре компании…