Франкфурт — 2003


Судите сами: в этом году экспозиция салона в выставочном центре Frankfurt Messe заняла 225 тыс. кв. м, собрав около 1000 участников из 40 стран мира, количество аккредитованных журналистов достигло 10 тысяч, а число посетителей вплотную приблизилось к миллиону! Еще бы, ведь International Automobil Ausstellung (IAA) ‘2003, помимо собственно показа автомобилей, аксессуаров и всевозможного сопутствующего оборудования, предлагал еще и возможность познакомиться с продукцией тюнинговых фирм, полюбоваться на коллекцию болидов «формулы-1» разных лет, принять участие в ярмарке вакансий автомобильной промышленности, не говоря уже о тест-драйвах практически любой из выставленных моделей — за исключением, разумеется, концепт-каров.

Кстати, самый главный показатель важности автосалона — количество премьер новых моделей, как серийных, так и концептуальных. И здесь Франкфурт, что называется, «впереди планеты всей»: в этом году в рамках IAA было представлено свыше 70 новинок мирового и европейского уровня (услышать от устроителей более точную цифру так и не удалось) — такого букета не собирал еще никто! Конечно, нам хотелось бы рассказать о каждой из них, однако рамки репортажного жанра диктуют свои правила, поэтому остановимся лишь на самых интересных и ярких экспонатах. Для удобства мы решили разбить производителей по географическому принципу, хотя разделение это достаточно условно: большинство японских фирм имеют заводы в европейских странах, а единственная фабрика, выпускающая автомобили Smart, расположена во Франции, хотя марку принято считать немецкой. Итак, начнем.

 

Япония

 

Насколько бы странным это ни показалось, самой результативной по количеству премьер на IAA ‘2003 стала делегация Страны Восходящего Солнца, если, конечно, не считать хозяев автосалона — немцев. Одна только Toyota выставила целых 4 новинки: рестайлинговые версии внедорожника RAV4 и мини-вэна Avensis Verso, суперобтекаемый (Сd=0,26) и суперэкономичный (4,3 л/100 км) седан Prius второго поколения с гибридной силовой установкой и, наконец, концептуальный родстер CS&S. Последний тоже демонстрировал преимущества гибридного привода: в качестве основного источника движущей силы здесь выступает полуторалитровый ДВС, расположенный позади сидений и приводящий задние колеса, а в случае необходимости к нему на помощь приходят электромоторы, вмонтированные в передние ступицы. Кажется, ничего сверхсложного, но результаты впечатляют: при сохранении вполне достойных динамических показателей (205 км/ч, 0–100 км/ч за 8,6 с), Toyota CS&S расходует в среднем чуть больше 4 л бензина на 100 км.

Не слишком отстала от лидера по количеству новинок и Mitsubishi: на ее счету целых две с половиной мировые премьеры. Почему не три? Просто одним из дебютантов оказалась модель Lancer SW с кузовом универсал — не более чем вариация на тему базового седана, «засвеченного» летом в Москве. Зато остальные машины были новенькими с иголочки: и среднеразмерный мини-вэн Grandis (замена устаревшего Space Wagon), и миниатюрный концепт-кар «i» демонстрировались впервые. Последний, кстати, вполне мог бы претендовать на звание самого технически «продвинутого» экспоната салона: помимо массы электронных «наворотов» и гениальной планировки салона, автомобильчик обладает мизерным коэффициентом лобового сопротивления (0,24), до смешного небольшой массой (790 кг — заслуга пластика и аллюминия) и поистине уникальным двигателем. Только представьте: при 1 л рабочего объема этот 3-цилиндровый агрегат оснащен 4 клапанами на цилиндр, 2 кулачковыми валами, а также системами регулировки фаз газораспределения и непосредственного впрыска топлива! И все ради достижения максимальной экономичности и высокой отдачи: в паре с бесступенчатой трансмиссией, мотор мощностью 68 л. с. разгоняет Mitsubishi «i» до 185 км/ч, «съедая» всего 3,8 л/100 км.

Фирма Mazda, наступающая Mitsubishi на пятки в рейтингах продаж, привезла во Франкфурт две новинки. Первая из них — серийная модель Mazda3 в исполнении седан и хэтчбек: оба очень просторные и в меру динамичные…

 

 

Германия

 

Так сложилось, что машины «made in Germany» принято считать высокотехнологичными, надежными и скоростными, хотя и скучноватыми в плане дизайна. Будучи хозяевами автосалона, немцы постарались доказать, что  в области автомобильной эстетики они тоже не лыком шиты и, надо сказать, это им вполне удалось…

  

 

Италия

 

Главный производитель автомобилей на Апеннинах — концерн Fiat Auto — медленно, но верно выбирается из поразившего его глубокого кризиса. Давешняя попытка сэкономить на разработке новых моделей вылилась в презрение покупателей, и теперь туринцы изо всех сил пытаются наверстать упущенное. Непосредственно Fiat представлял на IAA ‘2003 своего малыша Panda, хотя на самом деле эта машина новинкой не являлась: точно такой же автомобиль дебютировал минувшей весной в Женеве под именем Gingo. К смене имени итальянцев вынудили французы: фирме Renault не понравилось, что Gingo звучит слишком похоже на Twingo — тем более что эти модели являются прямыми конкурентами. Пришлось фиатовцам возвращаться к «раскрученному» названию Panda, а для того, чтобы публика не заметила подвоха, во Франкфурт привезли «премьерную» версию SUV, которая отличалась более агрессивной внешностью и наличием полного привода, распределяемого с помощью вискомуфты.

А вот на кого кризис, кажется, нисколько не повлиял, так это отделение Alfa Romeo. Марка усиленно готовится к высадке на американский континент, намеченной на 2005 год: после недавнего обновления моделей GTV, Spider и Alfa 156, она взялась за флагмана модельного ряда Alfa 166, которой освежили «фасад» в стиле, разработанном известным дизайнером Джуджаро, добавили электроники и лошадиных сил под капотом. Но «гвоздем программы» стала не эта машина, а великолепное концептуальное спорткупе 8c Competizione, выполненное в лучших традициях марки…

 

 

Франция

 

Извечные соседи и соперники немцев приехали во Франкфурт с довольно представительной делегацией, хотя большую часть французских новинок составляли не серийные, а перспективные разработки. Так, Peugeot вообще отделался малой кровью, «выстрелив» дуплетом из двух концепт-каров. Один из них — 407 Elixir — довольно прозрачно намекал на то, как будет выглядеть преемник модели 406, который дебютирует следующей осенью, а второй, под названием Peugeot 4002, появился на свет благодаря конкурсу среди молодых дизайнеров на тему того, как бы мог выглядеть автомобиль французской марки лет, эдак, через 20…

 

 

Великобритания

 

Бывший некогда одним из китов мировой автоиндустрии, Туманный Альбион ныне все больше ориентируется на выпуск дорогих эксклюзивных автомобилей, что косвенно подтвердилось отсутствием во Франкфурте единственного массового производителя Соединенного Королевства — компании MG Rover. За честь страны пришлось отдуваться трем фордовским вассалам: Aston Martin, Land Rover и Jaguar. И если первые два из них ни на йоту не отступили от своего амплуа (АМ представил 450-сильный суперкар DB9 с 5,9-литровым V12, а LR — основательно модернизированный внедорожник Freelander), то «дикая кошка» в очередной раз удивила публику, вторгнувшись в абсолютно неведомый для нее сектор автомобилей с кузовом универсал. Jaguar X-Type Estate располагает одним из самых просторных багажников в своем классе (от 445 до 1415 л), а в остальном остался верен традициям…

 

 

И прочее, и прочее…

 

В число «прочих» мы занесли страны, не отметившиеся массовым присутствием, но показавшие интересные машины. Среди них — Швеция, чьи Saab и Volvo представили каждый по новинке (концептуальный Sports-Hatch и вполне серийный S40, соответственно), Соединенные Штаты (внедорожный Cadillac SRX и концептуальный универсал Chrysler С300 Touring) и даже Россия (200-сильный гоночный монопост Lada Revolution)…