Ferrari: формула успеха


Автомобильные гонки — удовольствие дорогостоящее и непредсказуемое. По этой причине множество известных конюшен покинули «Формулу-1»: Arrows, Ligier, Lola, Lotus, Tyrrell. Ветеранов, возраст которых сравним с жизненным циклом королевских автогонок, осталось немного. Одним из них является Ferrari.

 

 

Исторический экскурс

 

Свой первый формульный автомобиль — 125 F1 — Ferrari выпустила в 1948 г. Под капотом алюминиевого одноместного кузова скрывался 12-цилиндровый V-образный двигатель (угол развала цилиндров — 60о), развивавший скорость 230 л. с. при 7000 об/мин. Пятиступенчатая коробка передач была сблокирована с двигателем Type 125 и классическим дифференциалом. Машина производилась в течение трех лет и использовалась для выступления на трассах «Формулы-1» в период с 1948 по 1950 годы.

В 1950 г. формульная команда Ferrari сформировалась в том виде, к которому привыкли наши современники — Scuderia Ferrari. За прошедшие годы команда участвовала в 670 Гран-при, одержала 159 побед, завоевала 158 поул-позиций, 159 раз показывала самые быстрые круги и получила в общей сложности 3829,8 очка.

Чтобы подробно описать 53 года существования Скудерии, понадобилось бы написать трактат. Мы не ставили перед собой столь глобальной задачи. Мы просто хотим проследить, как за сравнительно короткий отрезок времени итальянская конюшня смогла преодолеть кризис и стать безусловным лидером. Может быть, кому-то после прочтения этой статьи удастся вывести и свою формулу успеха.

 

Нет худа без добра

 

1994 год был для Ferrari кризисным. Одна победа на 16 этапах, тотальное доминирование конкурентов — Benetton-Ford и Williams-Renault, ненадежный двигатель Ferrari 3500 (F4 A94), проблемы с ходовой, частые аварии…

Все это привело к тому, что из 32 стартов (16 Гран-при по 2 авто в каждом) в 15 случаях болиды Ferrari 412 T1 просто не доезжали до финиша. О Ferrari заговорили как об аутсайдере (!), доживающем последние дни в «Формуле». Ситуацию нужно было радикально менять…

В 1995 г. Бергер и Алези пересели в обновленные болиды 412Т2, с новым двигателем Ferrari 3000 (044/1). Обновление «матчасти» сказалось на результатах: пилоты Скудерии все чаще замелькали на пьедестале, а на первых четырех этапах сходов не было вообще! Скептики стали оптимистами, и о Скудерии вновь заговорили, как о претенденте на кубок конструкторов. Но, начиная с пятого этапа, удача вновь отвернулась от Алези и Бергера. Они совсем немного не дотянули до своего прошлогоднего «достижения». В сезоне-95 красные болиды 14 раз не доезжали до финиша: дважды — после столкновений, один раз из-за вылета с трассы Алези, в остальных случаях подводила техника. После того, как на Гран-при Австралии оба гонщика сошли с трассы (Бергер сжег двигатель, а Алези попал в аварию) руководство Скудерии пошло на беспрецедентный шаг: в сезоне-96 за команду начали выступать сразу два новых гонщика. Пилотом № 1 стал Михаэль Шумахер, завоевавший кубок конструкторов-95 для конюшни Benetton, а его напарником — нахрапистый, но талантливый Эдди Ирвайн.

Результаты не замедлили сказаться. Несмотря на то что превосходство команды Williams по-прежнему оставалось подавляющим, Ferrari в сезоне-96 стала командой № 2. И это при том, что Шумахер с Ирвайном умудрились побить «рекорд» своих предшественников: в 1996 году из 32 стартов в 17 случаях красные болиды не доезжали до финиша: Эдди — 11 и Михаэль — 6. Сезон-96 показал главное: у Скудерии есть возможность вмешаться в спор чемпионов! Но при одном условии — технику нужно доводить до ума. На это ушло еще два года.

 

Перелом

 

Он наступил в 1999-м. Этот сезон прошел под знаком борьбы двух формульных гигантов: Ferrari и McLaren-Mercedes. И хотя по числу побед на этапах сезона-99 «серебряные стрелы» все еще опережали итальянцев, борьба Красного Барона и Летающего Финна оказалась на редкость упорной и интересной…