Ferrari 599 GTO: третье пришествие. Премьера 2010


GTO: для большинства ярых поклонников Ferrari эта аббревиатура – не пустой набор букв и значит очень многое. Расшифровывается она как Gran Turismo Omologato, то есть «омологированный» (разрешенный) для гонок класса Gran Turismo. Именно такое обозначение имела гоночная версия купе Ferrari 250, выпущенная в 1962 году. В соревнованиях класса GT ей не было равных на протяжении двух лет. Всего выпустили лишь 36 таких автомобилей, и сейчас их продают на аукционах за 5-10 млн долларов. Во второй раз название GTO получила модель 288 – несостоявшийся раллийный Ferrari. Благодаря 400-сильному V8 с турбонаддувом она стала первым в мире серийным автомобилем, развившим скорость свыше 300 км/ч. Традиции GTO имеют продолжение: на Пекинском автосалоне представили третью подобную модель – 599 GTO.

Во многом новинка повторяет своего знаменитого прародителя 250 GTO. Оба автомобиля — переднемоторные и заднеприводные, с мощными V12 под капотом. У них даже силуэты несколько похожи. Главное различие состоит в том, что 599 GTO не гоночный, а дорожный автомобиль, хотя и позаимствовавший много новшеств у профессионального «спортсмена» 599 ХХ.

 

 

Издалека кажется, что GTO мало чем отличается от стандартного Ferrari 599 GTB Fiorano: тот же приземленный профиль с длинным капотом и небольшим багажником, такой же изгиб крыши. Но при более близком осмотре сразу становится понятно, что купе не спутаешь ни с чем. Элегантный стиль Pininfarina заметно преобразили, и теперь автомобиль выглядит намного агрессивнее. Хотя сами инженеры Ferrari признаются: изменения продиктованы не столько представлениями о красоте, сколько желанием улучшить характеристики купе. Огромные «жабры» в профилированном капоте отводят горячий воздух из моторного отсека. Увеличенные отверстия в переднем бампере и щели в задних крыльях призваны улучшить охлаждения тормозов. Для понижения центра тяжести дорожный просвет уменьшили на 20 мм. А новый карбоновый сплиттер, аэродинамические накладки на порогах, задний спойлер и диффузор оптимизируют аэродинамику. Даже на тормозных дисках установили специальные обтекатели, позаимствованные у болидов «Формулы-1». Прохождение воздуха под автомобилем облегчает его плоское днище. Результат таких изменений – прижимная сила в 144 кг, действующая на GTO при 200 км/ч, поражает тем, что ее добились без установки большого антикрыла. Еще одной задачей разработчиков стала «диета» для купе. Кузовные панели изготовлены из более тонкого алюминиевого сплава, да и толщину стекол уменьшили, а бамперы — из карбона. Лишние килограммы убрали из салона и выхлопной системы. В итоге снаряженная масса по сравнению с 599 GTB Fiorano снижена сразу на полтора центнера – до 1605 кг.

 

 

Если заглянуть внутрь, то можно заметить, что кожу в отделке заменили более легкой алькантарой. Да и карбона здесь побольше, чем в стандартном 599 GTB. В целях экономии веса даже отказались от ковриков на полу – здесь сияет голый металл, как раз под стать алюминиевым педалям. Круглые дефлекторы вентиляционной системы напоминают турбины реактивных двигателей. Карбон присутствует и на трехспицевом рулевом колесе, а в районе хвата рук его обшили перфорированной кожей. Традиционно на нем находятся кнопка запуска двигателя и переключатель manettino, изменяющий настройки двигателя, подвески, трансмиссии и электронных вспомогательных систем. А сверху на ободе – индикатор переключения передач, состоящий из вереницы светодиодов.

 

 

Центральное место среди приборов занимает большой желтый циферблат тахометра. Справа от него – спидометр, а слева – многофункциональный экран, на который могут выводиться показания бортового компьютера, а также датчиков уровня топлива в баке и температуры охлаждающей жидкости. Функция Virtual Race Engineer позволяет запоминать время прохождения кругов гоночного автодрома. Карбоновая крышка на центральной панели прикрывает аудиосистему, а под ней установили блок климат-контроля. От такого оборудования ради снижения массы не отказались, так же как и от электростеклоподъемников. А вот сиденья оставили без электропривода. Вместо стандартных кресел здесь установлены спортивные «ковши» с интегрированными подголовниками. Пусть они менее комфортабельны, но зато отлично удерживают тело. Их каркас, кстати, карбоновый. Купе остается, на удивление, практичным. Объем его багажника составляет 320 л, да и за сиденьями предусмотрено небольшое отделение, куда поместятся сумки.

Двигатель 599 GTO претерпел серьезные доработки: его оснастили деталями гоночного 599 ХХ. В частности, он получил новые коленвал, впускной коллектор, выхлопную систему. А цилиндры внутри покрыли специальным карбоновым напылением, снижающим трение деталей. Результат – солидная прибавка в мощности: 6,0-литровый V12 теперь развивает 670 л. с. при высоких 8250 об/мин. Но Ferrari не привыкать к таким оборотам: стрелка тахометра очень быстро достигает наибольшего значения шкалы. Максимальный крутящий момент вырос совсем чуть-чуть (до 620 Н·м при 6500 об/мин), и его более чем достаточно. Динамика автомобиля просто ураганная: за 3,35 с он достигает 100 км/ч, водителя и пассажира при этом буквально вдавливает в спинки сидений так, что спина чувствует каждый их шов. Легко стартовать помогает Launch control – функция антипробуксовочной системы F1-Trac. При резком старте можно сколько угодно давить педаль акселератора «в пол»: электроника все равно будет удерживать обороты двигателя на нужном уровне и позволит тронуться с места без пробуксовки. А если найдется подходящих размеров прямая трасса, то 599 GTO сможет развить 335 км/ч. И, конечно же, нельзя не упомянуть громкий, сочный звук настоящего итальянского V12.

Инженеры перенастроили 6-ступенчатую роботизированную трансмиссию F1-Superfast. Ее и так нельзя было назвать медленной, а теперь она просто молниеносная. Переключения происходят всего за 0,06 с – столь же быстро, как в гоночных болидах «Формулы-1» пятилетней давности.

Еще больше, чем динамика, впечатляет скорость купе в виражах. Этот автомобиль создан для гоночного трека: именно там он лучше всего демонстрирует свою отточенную управляемость. Его руль точный и невероятно чувствительный – он на 20% острее, чем у 599 GTB. О недостаточной поворачиваемости можно забыть: GTO уверенно держит траекторию в поворотах. Как и при старте, в этом случае помогает система F1-Trac: она также подбирает наилучшие обороты двигателя. Шины размером 285/30 R20 спереди и 315/35 R20 сзади обеспечивают отличное сцепление с дорогой. Поэтому неудивительно, что на заводском треке в Фиорано GTO стал самым быстрым серийным Ferrari: его время круга (1:24.0) на секунду лучше, чем у знаменитого Enzo.

Если перевести переключатель manettino в положение Race, поведение купе становится более рьяным, но все равно автомобиль остается контролируемым. В этом случае передачи переключаются быстрее, а адаптивные амортизаторы становятся жестче. Система стабилизации VDC вмешивается гораздо позже, что позволяет спровоцировать легкое скольжение задней оси. Есть еще режим CST off, но он предназначен для профессиональных пилотов или очень умелых водителей, ведь отключаются и VDC, и F1-Trac. В этом случае совладать с итальянским жеребцом становится трудно.

 

 

Карбоново-керамические тормозные диски имеют диаметр 398 мм спереди и 360 мм сзади. Они срабатывают очень резко, а антиблокировочная система ABS подключается лишь в самый последний момент. Замедление настолько быстрое, что кажется, будто сзади прикрепили тормозной парашют от истребителя. Для установки со 100 км/ч необходимо 32,5 м. Поражает и то, что после 8-10 кругов гоночного трека серьезно разогретые тормоза ничуть не теряют в эффективности.

Автомобиль достаточно неплохо ведет себя и на дорогах общего пользования. Главное – оставить manettino в положении Auto. Тогда и подвеска в меру комфортабельная (хотя и жестче, чем у 599 GTB Fiorano), и передачи переключаются плавно. А расход топлива у купе даже несколько уменьшен – до 17,5 л/100 км в смешанном цикле.

Ferrari 599 GTO оценили в 320 тыс. евро. Учитывая, что 599 ХХ стоит 1,2 миллиона, то стоимость новинки выглядит вполне привлекательной. Ее даже можно назвать своеобразным антикризисным предложением, если бы не одно «но»: вся ограниченная серия из 599 машин была раскуплена буквально за месяц…