Экономический кризис наносит первый удар


«Формула-1» в полной мере испытала на себе последствия царящего в мире финансового хаоса. Ждем продолжения?

То, что происходит сегодня с мировой экономикой в целом и с рынками конкретных стран отдельно, затронуло все сферы жизни, и спорт не стал исключением. Всем хорошо известно, что рентабельность спортивных проектов – футбольных и хоккейных клубов, команд «Формулы-1» – не измеряется чистой прибылью, и в определенной степени состоит из так называемых представительских или же определяющих имидж крупной компании, вкладывающей в клуб или команду свои деньги.

«Формула-1», за «конюшнями» которой стоят ведущие автомобильные концерны, лучшее подтверждение такой ситуации. Примечательно, что первым экономический кризис ударил по самому надежному в плане финансовой стабильности региону – по Азии. Волна хаоса пошла от США в Европу, а потом дальше – на Восток. Так что если в США уже появились первые признаки оживления национального рынка, а в Европе кризис бушует сегодня, то Азия находится «на плаву», в ожидании пика хаоса через несколько месяцев. Итак, не дожидаясь начала 2009 года, команда Honda заявила о том, что снимается с соревнований. Так решило руководство концерна, которое выказало неготовность спонсировать «конюшню» «Формулы-1» в следующем сезоне.

Теперь Honda выставлена на продажу. Сроки  у потенциальных покупателей минимальные – всего три месяца. Именно столько готов спонсировать некогда считавшийся очень перспективным проект концерн Honda. Кто решится во время экономического кризиса вкладывать огромные (речь идет, как минимум, о ста миллионах долларов) деньги в команду «Формулы-1»? Вопрос из разряда риторических. Рекордсмен чемпионата мира по количеству проведенных Гран-при Рубенс Баррикелло, похоже, таки уходит на пенсию. Увы, мечта бразильца покорить фантастическую отметку в триста гонок так и останется недосягаемой. Что касается уже не очень перспективного Дженсона Баттона – британцу готовы все это время платить зарплату и отпустить в любую команду бесплатно, были бы предложения. Пока что он активно общается с представителями STR и тестирует новый болид «конюшни».

Несмотря на то что концерн Honda сворачивает свою программу в «Формуле-1», еще раз раскошелиться ему придется. Во-первых, надо платить неустойку по контрактам спонсоров. Во-вторых, обеспечить компенсацию сотрудникам, которых в команде около тысячи. И последнее, – договориться с Дженсоном Баттоном. Как сообщает авторитетное издание The Times, британец не стал церемониться и потребовал у боссов Honda тридцать пять миллионов долларов за разрыв действующего трудового соглашения. Всего же, по оценкам The Times, Honda придется заплатить общую сумму порядка ста пятидесяти миллионов долларов. К своей чести, руководство концерна повело себя, как и подобает настоящим японцам, достойно, сообщив, что готовы выплатить все компенсации в полном объеме. Далее, закрывая тему Honda, приводим вашему вниманию официальное заявление концерна, сделанного для СМИ.

Это сложное решение было принято в свете резкого ухудшения ситуации на мировом автомобильном рынке, вызванного нарастающим экономическим кризисом. В таких условиях, когда неуверенность в ближайшем разрешении этой проблемы постоянно нарастает, наша компания должна защитить свой основной бизнес и обеспечить ему должную стабильность. К сожалению, как ожидается, преодоление кризиса займет не один год. Учитывая все эти обстоятельства, компания Honda вынуждена принять быстрые и эффективные меры, способные противостоять внезапному ослаблению рынка. Учитывая необходимость оптимизации ресурсов, включая будущие инвестиции, мы решили покинуть «Формулу-1». Мы проведем консультации с партнерами из Honda Racing F1 Team и поставщиком двигателей Honda Racing Development относительно будущего этих двух компаний. При этом активно будет обсуждаться вопрос о продаже команды. Напомним, что свою третью эру выступления в «Формуле-1» команда Honda начала в 2000 году, вместе с командой BAR, ознаменовав новый формат сотрудничества по развитию гоночных машин. После этого было принято решение о выставлении в чемпионате собственной команды, и в 2006 году Honda начала свой путь к победам. Преодолев немало сложностей, в первом же своем сезоне ей удалось добиться победы в гонке, у команды появилось огромное количество болельщиков по всему миру, которые с нетерпением ждали развития этого успеха. К сожалению, Honda не удалось оправдать их надежды, именно поэтому решение об уходе было для компании невероятно тяжелым…