Дебютант Toyota Mirai заглядывает в будущее


Запасы нефти не безграничные и нынешнее ее удешевление – наверняка временное явление. Поэтому неудивительно, что многие автопроизводители ищут альтернативные варианты силовых установок. Электромобили с одной стороны выглядят привлекательно, но с другой – их Ахиллесовой пятой остается малый запас хода. Эти транспортные средства появились еще в конце XIX века, но только сейчас их начали оснащать аккумуляторными батареями, позволяющими преодолеть 200-400 км. Впрочем, есть и другой путь – водородные топливные ячейки, вырабатывающие электричество. Технологию развивают на протяжении последнего десятилетия, а первым серийным автомобилем с топливными ячейками стал Honda FCX Clarity. Теперь свои силы попробует другая японская марка – Toyota, которая до этого сконцентрировалась преимущественно на гибридных моделях и меньше внимания уделяла полноценным электромобилям. В производство поступает седан с громким названием Mirai, что в переводе с японского означает «будущее».

Toyota Mirai 2015, вид спередиToyota Mirai выглядит весьма необычно, что продиктовано не столько желанием выделить автомобиль из потока, сколько соображениями аэродинамики. Внешне он почти не отличается от предсерийного концепт-кара FCV и привлекает вытянутым силуэтом с заостренным «носом» и ниспадающей формой крыши. У лобового стекла и задних стоек крыши – большие углы наклона. Фальшрадиаторная решетка узкая так же, как и светодиодные фары. А вот в бампере можно заметить огромные треугольные отверстия, поставляющие кислород в топливные ячейки. Передние и особенно задние крылья серьезно раздуты. Легкосплавные 17-дюймовые диски «обуты» в покрышки с низким коэффициентом сопротивления качению. Фонари по форме напоминают воздухозаборники, а соединяет их тоненькая светящаяся полоса.

Toyota Mirai 2015, вид сбокуСедан построен Toyota Prius, правда ее удлинили и он получился немаленьким – 4890 мм в длину и 1815 мм в ширину при колесной базе в 2780 мм. Да и масса автомобиля приличная – 1850 кг, — даже несмотря на то, что в конструкции использовано углеволокно.

Во внутренней отделке сочетаются искусственная кожа, карбон и черные лакированные вставки. Архитектура салона во многом повторяет внутреннее убранство того же Prius. Так, показания приборов выведены на два цветных дисплея по центру передней панели. Водитель, кстати, может их конфигурировать. А вот рулевое колесо знакомо по Toyota Camry. Наклоненная центральная консоль увенчана 7-дюймовым сенсорным дисплеем мультимедийной системы. Оригинально выглядит компактный селектор трансмиссии. Интересно, что клавиши блоков аудиосистемы и климат-контроля также сенсорные и срабатывают от легкого касания.

Toyota Mirai 2015, передняя панельУ рулевой колонки изменяются высота и глубина, хотя диапазон регулировок не слишком большой. Передние сиденья оснащены электроприводом и подогревом, обогревается и обод руля. Кресла мягкие и комфортабельные, но им не хватает боковой поддержки. Подлокотник на трансмиссионном тоннеле прячет немаленький бокс.

Второй ряд рассчитан на двоих пассажиров. Сиденья расположены выше, чем передние, так как под ними находятся баки с водородом. Поэтому места над головой остается не очень много, что ощутят рослые люди. Зато ногам весьма свободно. Объем багажника составляет 371 л.

Toyota Mirai, передние сиденьяКомплектация Toyota Mirai довольно богатая: система доступа без ключа, электропакет, раздельный климат-контроль, CD-плеер, парковочный автопилот, адаптивный круиз-контроль, навигационная система с подпиской на службу дорожной помощи. Также установлены 7 подушек безопасности, система стабилизации, технологии автоматического замедления, соблюдения полосы движения и слежения за «слепыми» зонами.Новый Toyota Mirai, задние сиденьяЭлектромотор мощностью 155 л. с. знаком по Toyota Camry Hybrid. Включение зажигания сопровождается тишиной, ведь работает он практически бесшумно. Уже с первых оборотов доступны немалые 335 Н∙м крутящего момента, поэтому тяги всегда достаточно. По этой причине Mirai, как и все электромобили, не нуждается в многоступенчатой коробке переключения передач. Динамика вполне приличная: разгон до 100 км/ч занимает 9 с, а максимальная скорость составляет 178 км/ч. Седан неплохо проявляет себя при обгоне, ведь с 40 до 70 км/ч ускоряется всего за 3 с.

Toyota Mirai 2015, багажникПитают двигатель электричеством топливные ячейки. В них на специальной мембране происходит расщепление молекул водорода, что сопровождается выделением огромного количества энергии. Свободные атомы затем соединяются с кислородом, образуя молекулы воды, поэтому выхлоп состоит только из пара. В баках под давлением в 700 бар хранится 5 кг (122 л) водорода – это достаточно, чтобы проехать 483 км. Мало того, автомобиль может перейти в режим передвижной электростанции и питать электричеством небольшой дом. Эта функция может быть очень полезной, например, во время стихийного бедствия.

Toyota Mirai, заправка Топливные ячейки размещены в днище, что понижает центр тяжести Toyota Mirai. Это положительно сказывается на управляемости и довольно тяжелый автомобиль неплохо себя проявляет. Да и крены в поворотах очень небольшие. Рулевое управление очень легкое, но ему не хватает обратной связи. Хорошо настроена тормозная система. Поначалу автомобиль замедляется за счет перехода электромотора в режим реверса, а затем при надобности подключаются тормозные диски. При этом останавливается седан плавно и без рывков.

Toyota Mirai поступит в продажу с сентября по цене в 57 тыс. долларов, но благодаря специальным правительственным субсидиям в некоторых странах стоимость составит 44 тыс. долларов. В эту сумму включен запас водородного топлива на три года. Ожидается, что в 2016 году соберут 3000 Mirai. Конечно, основной проблемой для автомобиля является отсутствие развитой инфраструктуры. Водородные автозаправочные станции – редкость даже в развитых странах. Хотя постепенно их количество растет. Так, в Японии до конца года таких АЗС будет уже 100, а в США планируют открыть 68 станций до 2018 года. Интересно, что Toyota вместе с BMW, Honda Hyundai и Mercedes-Benz объединились, чтобы за свои деньги построить ряд водородных заправок. Ведь будущее нужно строить вместе, забыв о конкуренции.

Toyota Mirai 2015, вид на переднюю диагональ

                                                                 Технические характеристики Toyota Mirai
Тип кузова                                                                                        седан
Количество дверей/мест, шт.                                                             4/4
Снаряженная масса, кг                                                                     1850
Длина/ширина/высота, мм                                                       4890/1815/1535
Колесная база, мм                                                                             2780
Колея передняя/задняя, мм                                                        1535/1545
Клиренс (дорожный просвет), мм                                                     130
Объем багажника мин/макс, л                                                           371
Диаметр разворота, м                                                                        11,4
Двигатель
Тип                                                                                                электрический
Расположение                                                                        Спереди, поперечно
Макс. мощность, л. с.                                                                          153
Макс. крутящий момент, Н•м                                                              335
Топливо/емкость бака, л                                                              Водород/122
Трансмиссия
Тип привода                                                                                    Передний
Коробка передач                                                                                 1-ст.
Ходовая
Передняя подвеска                      Независимая, типа McPherson, со стабилизатором поперечной устойчивости
Задняя подвеска                          Независимая, многорычажная, со стабилизатором поперечной устойчивости
Тормоза передние                                                           дисковые, вентилируемые
Тормоза задние                                                                               дисковые
Сервисные и тормозные системы                                            ABS, EBD, VSC
Количество подушек безопасности, шт.                                              7
Размер шин                                                                                     215/55 R17
Эксплуатационные показатели
Время разгона от 0 до 100 км/ч, с                                                      9,0
Максимальная скорость, км/ч                                                            178
Дальность пробега, км                                                                        483
Стоимость автомобиля (в США), долларов                                   57 000
Первое техобслуживание км                                                           10 000
Периодичность техобслуживания км                                              10 000