Citroёn C4. Наследник «Богини»


С момента своего создания компания Citroёn имеет репутацию бунтаря и новатора, открывающего новые направления автомобильной эволюции. Причем французы делали это настолько успешно, что установили единственный в своем роде рекорд: в горячей десятке выдающихся автомобилей ХХ в. три места отданы машинам Citroёn. Одной из них является легендарная модель Citroёn DS 19 — «Богиня».

Сегодня мы познакомим вас с новым автомобилем, который, как считают эксперты, призван возродить новаторское реноме французской компании и стать преемником «Богини».

Знакомьтесь: Citrоёn C4 Hatchback.

 

 

От шестерни к переднему приводу

 

Наиболее известным ранним изобретением Андрэ Ситроена является шестерня с треугольными зубцами. Изменение формы зубцов (в «доситроеновскую» эпоху они имели прямоугольный профиль) сделало работу механизмов более плавной и тихой. Вдобавок шестерни Ситроена имели бoльшую механическую прочность и служили дольше «прямозубых» собратьев. Неудивительно, что именно треугольные зубцы, стилизованные под шевроны, стали эмблемой компании Citroёn.

В начале прошлого века Андрэ Ситроен заинтересовался автомобилями и, быстро осознав перспективность европейского рынка, отправился в США перенимать опыт у Генри Форда. Вернувшись во Францию, Андрэ Ситроен впервые в Европе применил конвейер для сборки автомобилей и в 1919 г. поставил на поток Citroёn Type A 10CV – первую европейскую «народную» легковушку, которая могла конкурировать с «жестянкой Лиззи» (псевдоним американского Ford Model T).

В начале 30-х гг. прошлого века Андрэ Ситроен потряс автомобильное сообщество революционной моделью Citroёn Traction Avant. Она не просто опередила свое время! Она во многом предопределила направление развития автомобилестроения: передний привод, несущий кузов с хорошо проработанной аэродинамикой, «плавающий» двигатель, крепившийся к кузову через резиновые сайлент-блоки, – это все о нем, о Traction Avant. Но была у французской компании еще более неординарная модель – Citroёn DS Traction Avant 19 (это полное название «Богини», которое редко приводится в литературе). И поскольку протестированный «Тест-Драйвом» Citroёn C4 называют преемником DS, редакция сочла уместным совершить небольшой экскурс в новаторско-бунтарское прошлое французской компании.

 

Богиня с шевронами

 

Приступая к проектированию Citroёn DS Traction Avant 19, французы вознамерились создать по-королевски комфортабельный автомобиль среднего класса. То, что другим казалось сумасшествием, инженеры и дизайнеры бунтарской компании воспринимали как нечто само собой разумеющееся. Для них девиз Адрэ Ситроена «У нас нет проблем – у нас есть их решения!» был чем-то большим, чем рекламный слоган. Тем более что концепция DS 19 принадлежала самому Андрэ Ситроену, который в начале 30-х гг. сформулировал основные положения проекта VGD – Vehicule de Grand Diffusion (в пер. с франц. дословно: «автомобиль массового распространения»).

Шеф-дизайнером проекта был француз итальянского происхождения Фламинио Бертони (1903-1964). Созвучность его фамилии с названием известной итальянской дизайн-студии стала причиной того, что многие авторитетные издания ошибочно приписывают концепцию и дизайн DS 19 итальянской студии Bertone, хотя синьор Фламинио не имел к ней отношения! Творец «Богини» был самостоятельным автодизайнером. И, кроме того, архитектором, биологом и даже астрономом. Наконец, у Бертоне была еще одна «профессия»: он был мужем примы-балерины театра La Scala. По этому поводу даже существует красивая легенда: невероятная красота «Богини» – это материализованная любовь французского дизайнера к итальянской балерине.

Презентация DS 19 состоялась 7 октября 1955 г. Через 46 минут после того, как «Богине» открыли личико», 749 посетителей 42-го Парижского автосалона изъявили желание немедленно купить DS 19. К концу первого дня работы автосалона таковых было уже 12 тыс. человек. Презентация новаторской модели вызвала такой ажиотаж, что оргкомитет принял беспрецедентное в истории автомобильных выставок решение: зал, где был выставлен Citroёn DS 19, работал круглосуточно.

Что же необычного было в этом автомобиле? ВСЕ!..

 

 

Семейная революция

 

Концептуально Citroёn C4 является семейным автомобилем гольф-класса. Машина создана на платформе PF2, на базе которой выпускается Peugeot 307. К семейному автомобилю предъявляются специфические требования, некоторые из них являются взаимоисключающими (например безопасность и динамизм).

Прежде всего семейный автомобиль должен быть безопасным. Извольте: всемирно известная организация Euro NCAP, любимым занятием которой являются «убойные» краш-тесты, поставила C4 за безопасность высшую оценку – 5 звездочек.

Семейный автомобиль должен быть в меру быстрым, но при этом не просто прощать ошибки вождения, но и корректировать их в случае необходимости. Противоаварийная автоматика С4 эффективно справляется с поставленной задачей, но при необходимости ее можно попросту отключить.

Семейный автомобиль должен быть довольно шустрым и предельно комфортным, поскольку именно он служит транспортным средством для дальних каникулярных вояжей. Команде Жана-Пьера Плуэ это удалось в полной мере.

Семейный автомобиль должен быть экономичным в эксплуатации. Извольте: мало того что С4 имеет весьма умеренный аппетит (см. технические характеристики), инженеры Citroёn сделали все, чтобы минимизировать стоимость техобслуживания и эксплуатационные расходы.

Каким образом семейный C4 призван возродить новаторское реноме компании Citroёn? Мнение «Тест-Драйва» по этому поводу таково.

Развивая на новом витке технологической революции концепцию легендарной «Богини» (автомобиль среднего класса должен обеспечивать владельцам высочайший уровень комфорта и безопасности) инженеры Citroёn создали БЮДЖЕТНУЮ СЕМЕЙНУЮ модель с королевской комплектацией и «авиационной» сбалансированностью технических и потребительских характеристик.

Не удивляйтесь тому, что резюме опережает описание тест-драйва. Без этого невозможно понять и прочувствовать бунтарский дух революционно-семейного автомобиля…

 

 

Дизайн

 

Зная, что семьи бывают разными, компания Citroёn запустила в серию два С4 – 5-дверный хетчбэк (французы называют его Saloon, остальные европейцы – Hatchback) и 3-дверное купе (С4 Coupe). Версия с 5-дверным кузовом предназначена для прагматичных семей, стремящихся получить за свои кровные максимум комфорта и «жилого пространства». Скучным дизайн 5-дверного хетчбэка не назовешь, но в его элегантном облике нет ничего экстраординарного. Показательно, что сами французы в шутку называют 5-дверный Citroёn С4 «jenatie» – «машиной для женатых», тем самым точно определяя покупателей хетчбэка.

Зато 3-дверная версия – это находка для авангардистов, желающих выделиться в транспортном потоке. По мнению дизайнеров, С4 Coupe ориентирован преимущественно на холостых покупателей, которые придают особое значение внешности и стилю, любят комфорт, стремятся к самовыражению, а также высоко ценят технические инновации. Но вернемся к нашему хетчбэку.

Кузов 5-дверного Citroёn C4 Hatchback обтекаем и округл, что соответствует современным представлениям об аэродинамике и автомобильной эстетике. Вместе с тем некоторые дизайнерские находки команды Жана-Пьера Плуэ весьма необычны, чтобы не сказать революционны…

 

 

…Изюминкой передней части являются необычная трактовка логотипа фирмы – «крылатые шевроны» – и острые выштамовки на капоте. В них фанаты «бунтарского» Citroёn без труда увидят мотивы легендарной «Богини» (ее капот напоминает аналогичную деталь С4)…

 

 

…Заднюю часть кузова украшают огромные, во всю высоту стоек, катафоты, сопряженные со стоп-сигналами и поворотниками. Из необычностей бросается в глаза слегка утопленная дверь багажника. Это не столько дизайнерская, сколько аэродинамическая находка. Благодаря утопленности задняя дверь остается чистой даже в ненастье: выступающие за кромку двери крылья и стойки играют роль дефлекторов, отводящих грязедождевой поток от багажника…

 

 

Салон

 

Начнем с того, что кому-то покажется анахронизмом. Водительское и переднее пассажирское сиденья имеют механические регулировки. Равно как и рулевая колонка. Стремление удешевить автомобиль? Не только! Напомним, что С4 – семейная модель, и отказ от «электросидений» помогает свести к минимуму эксплуатационные расходы. Поскольку подгонка рабочего места водителя под конкретного человека – процедура отнюдь не ежедневная, желание сэкономить деньги покупателя или перенаправить их на нечто более полезное (например электроподогрев передних сидений) мы не сочли недостатком.

Из-за размашистой дуги передней стойки для крупногабаритного водителя процедура посадки/высадки может представлять определенные сложности. Впрочем, после подгонки рабочего места и привыкания к геометрическим особенностям нижней кромки крыши неудобства незаметно испаряются.

Несмотря на отсутствие электрорегулировок, подгонка водительской зоны наглядна, проста и не занимает много времени. Очень хорошо и то, что водительское кресло регулируется по высоте.

Настроив рулевую колонку и водительское кресло, оцениваем эргономику. Замечаний нет. Посадка удобная, геометрия рулевого колеса – на «отлично», правая рука так и  ложится на рычаг КПП, а ноги сами находят нужные педали.

Излюбленным автореволюционным объектом для Citroёn является рулевое колесо. Возвращаясь к истокам, вспомним, что представленный полвека тому назад DS 19 имел односпицевый «штурвал», на долгое время ставший визитной карточкой компании. Рулевое колесо С4 имеет более привычную и, заметим, более удобную конфигурацию…

 

 

Цветут каштаны, растут дубы

 

Париж и Киев роднит многое: красивые женщины, столичный статус и, конечно же, – каштаны. Тестирование французского автомобиля совпало по времени с их цветением, и это настраивало нас на романтический лад: «лямур», «тужур», гламур, бордюр… Стоп! Какой такой бордюр?! Тот самый, с которого нам предстояло съехать, чтобы попасть на городские улицы. Первое испытание.

Несмотря на сравнительно небольшой клиренс (производитель не указывает этот параметр, но, по нашим оценкам, дорожный просвет С4 составляет примерно 150 мм), машина подкралась к дороге, ни разу не чиркнув днищем о «бетонное заграждение».

На свободной городской улице С4 продемонстрировал умеренную резвость…

 

 

…Маневренность автомобиля (и городская, и автострадная) достойна похвалы. Отметим удачное соотношение скорости и тугости рулевого управления с прогрессивной характеристикой. Благодаря этому хорошо ощущаешь не только дорогу и машину, но и скорость передвижения. Учитывая, что Citroёn C4 – семейный автомобиль, большим плюсом мы считаем нейтральную поворачиваемость автомобиля, которая остается таковой во всем диапазоне скоростей…

 

 

…Обобщая результат тест-драйва, можно сказать так. Для компании Citroёn протестированная модель стала выстрелом в яблочко. C4 —  замечательный многофункциональный стильный автомобиль, параметры которого выверены с математической точностью. У него есть все задатки для того, чтобы стать преемником Traction Avant и «Богини», но последнее слово, как всегда, за вами, уважаемые читатели…