Chevrolet: сто лет в строю


В этом году свое столетие празднует одна из самых известных автомобильных марок – Chevrolet. Основанная в 1911 году, она стала костяком концерна General Motors и вошла в перечень лидеров мировой автомобильной промышленности. За столетие выпустили свыше 209 миллионов Chevrolet, что является рекордным показателем, которого не смог достичь ни один автопроизводитель в мире. Среди них – как сверхскоростные Corvette, так и рабочие пикапы, и доступные компактные модели.

 

 

Chevrolet – детище двух выдающихся пионеров автомобилестроения – Уильяма Дюранта и Луи Шевроле. Бизнесмена Дюранта в 1910 году исключили из совета правления General Motors и он взялся открывать новый бизнес. Судьба свела его с известным в те времена гонщиком и конструктором-самоучкой Шевроле. 3 ноября 1911 года было объявлено о создании компании Chevrolet. Уже первая модель Series C Six, представленная в 1912 году, поразила публику. Гениальный инженер Шевроле создал 4,9-литровую рядную «шестерку» мощностью 40 л. с., позволявшую развивать неплохую, по тем временам, скорость в 105 км/ч. Уже за первый год продали около 3000 машин, несмотря на их весьма высокую цену в 2100 долларов. А год спустя начался экспорт Chevrolet в Европу и Южную Африку. На решетке радиатора появилась знакомая эмблема марки, сохраненная и до наших дней. Она представляла собой видоизмененный швейцарский крест, герб родной страны Луи Шевроле.

Однако создание бюджетных моделей не входило в планы Луи Шевроле. Он решил уйти из компании и заняться гонками. Зато успехи Chevrolet очень быстро заинтересовали руководство General Motors. В 1917 году концерн выкупил молодую компанию, а Луи Дюранта не только вернули в совет директоров General Motors, но и назначили председателем. Результат не заставил себя долго ждать: уже в 1919 году из заводских цехов выехало 150 тыс. Chevrolet. Параллельно с легковыми моделями начали выпуск пикапов и легких грузовиков.
В середине 20-х годов в General Motors пригласили молодую команду менеджеров во главе с Уильямом Кнудсеном. Именно они сделали ставку на Chevrolet, превратив его в ключевую марку концерна. Основой новой стратегии являлась постоянная модернизация – каждый год в конструкцию автомобилей вносились изменения. Так, в 1925 году Chevrolet Series K оснастили более мощным 26-сильным двигателем, год спустя представили новую 3-ступенчатую механическую коробку переключения передач, а в 1927 году модель Capitol получила тормоза всех колес. В результате, уровень продаж достиг миллиона машин в год, и на некоторое время по этому показателю удалось даже выйти на первое место в мире. Правда, вскоре его вернул себе Ford после того, как заменил заслуженного «ветерана» Ford T более совершенной моделью А. В 1930 году появилась 50-сильная рядная «шестерка», которой стали комплектовать модели Independence, Master и Deluxe. На протяжении следующего десятилетия большинство моделей марки оснащали именно этим двигателем, постепенно его мощность выросла до 90 л. с. А количество кузовных вариантов достигло 12: от обычного двухдверного седана до спортивного кабриолета.

 

В 1935 году модельный ряд пополнился восьмиместным Chevrolet Suburban. Он использовал агрегаты грузовика, а потому отличался просторным салоном и большой грузоподъемностью. Автомобиль быстро обрел популярность у семейных людей, а также фермеров и ремесленников. Suburban стал настоящим долгожителем, ведь выпускают его до наших дней – уже сменилось 11 поколений модели и она не собирается на заслуженный отдых.
Тем временем, дизайнеры уже начали работать над полностью новым «семейством» Chevrolet Fleetline, которое представили в конце 1941 года. Обтекаемые кузовы работы известного дизайнера Харли Эрла не только привлекали интересным стилем, но и помогли увеличить максимальную скорость до 140 км/ч. Однако начало войны заставило очень быстро свернуть производство. Возобновили его в 1947 году, причем автомобили не претерпели больших изменений. Зато в списке опций появилось радио и даже редкая в те времена автоматическая трансмиссия.

 


1934-Chevrolet-Master-Sport

1935-Chevrolet-Master-Sport

С точки зрения дизайна 50-е годы стали настоящим прорывом для Chevrolet, ведь даже обычные рабочие пикапы серии 3100 сейчас считаются шедеврами. Знаковой моделью того времени стал и Chevrolet Bel Air, появившийся в 1955 году. Эрл наделил его стремительными «плавниками» на задних крыльях, а отделку украшали многочисленные хромированные детали. У седана и купе отсутствовала центральная стойка крыши, создали и спортивный двухдверный универсал Nomad. Но новаторским был не только стиль. В 1957 году Bel Air и Corvette стали первыми американскими автомобилями с механическим впрыском топлива, что подняло мощность 4,6-литрового V8 до 283 л. с., а максимальную скорость – до 215 км/ч. Среди доступных опций уже тогда были кондиционер, электростеклоподъемники, круиз-контроль, электропривод сидений и мягкой тканевой крыши (у кабриолетов).
Развитием линейки Bel Air стал более дорогой Impala. Автомобиль длиной свыше 5,5 м и весом около двух тонн оснастили огромной 6,7-литровой «восьмеркой», мощность которой во флагманской версии достигла внушительных 425 л. с. Разгон до 100 км/ч занимал всего 5 с. Стоил автомобиль всего 4000 долларов, что равно 24 тыс. современных долларов.

 

Настоящей «звездой» 60-х годов стал Corvette Stingray – элегантное купе с выдвижными фарами и разделенным задним стеклом. Оно не только выглядело ярко, но и поражало динамикой. Даже базовый двигатель развивал 250 л. с., а 425-сильный вариант разгонялся до 100 км/ч за 4,8 с и развивал 245 км/ч. То есть, автомобиль мог легко бороться с эксклюзивными Ferrari и Lamborghini. Но при этом он стоил в 3-4 раза меньше: со всеми возможными опциями цена не превышала 6000 долларов (36 тыс. по нынешнему курсу). Мелкими сериями под заказ изготовляли даже 550-сильные версии, которые после небольших доработок превращали в гоночные болиды. Они отлично себя проявили в 24-часовой гонке в Ле-Мане, заняв первые места в классе в 1967 и 1972 годах.

 

Наряду с Corvette Stingray представили целую плеяду новинок. У Impala появились полноразмерные собратья Biscayne и Caprice. В 1963 году представили среднеразмерные Chevelle и Malibu, а для молодых покупателей подготовили бюджетный Nova. Необычный El Camino сочетал в себе черты купе и пикапа. Гонка лошадиных сил тогда была в самом разгаре, а потому даже дешевый Nova можно было за небольшую доплату оснастить 375-сильным мотором объемом 6,5 л. Большой популярностью пользовались пикапы новой серии С10. Вместительный Suburban постепенно превратился из минивэна в большой вседорожник, а на его укороченной платформе создали модель Blazer для любителей активного отдыха. Причем даже его оснащали 5,7-литровым двигателем от Corvette.

Особняком на фоне этих моделей стоял Chevrolet Corvair. Заднемоторный автомобиль оснастили оппозитным шестицилиндровым мотором воздушного охлаждения. Поначалу оригинальный Corvair был весьма популярным, но затем у него проявился опасный недостаток компоновки – непредсказуемое поведение в поворотах. За чередой аварий последовали судебные иски, и вскоре Corvair пришлось снять с производства.

В 1967 году представили еще один культовый Chevrolet – Camaro. По американским меркам он был небольшим (4,7 м) и доступным – стоил меньше 3000 долларов. Базовая версия получила 140-сильную «шестерку», но можно было выбрать и V8 мощностью 300-425 л. с., и спортивную подвеску, и дисковые тормоза. Особая модификация Z28 победила в гоночной серии Trans-Am. Уже за первый год продали свыше 221 тыс. купе и кабриолетов Camaro и он очень быстро завоевал статус кумира молодежи.

Однако эпоха больших мощностей не могла длиться вечно. Сначала жесткие экологические нормы, а затем топливный кризис 1973 года положили конец прожорливым двигателям. Мощность стала падать, вскоре даже у самого дорогого Corvette он
а составила всего 225 л. с. Автопроизводителям пришлось приспосабливаться к новым реалиям. Многие полноразмерные модели сняли с производства, зато появились компактные и экономичные автомобили вроде Chevrolet Vega и Monza, созданные в сотрудничестве с европейскими подразделениями General Motors. Их длину уменьшили до 4,3 м, а рабочий объем двигателя – до 2,0-2,3 л. Но вместе с тем, такие модели как Caprice не потеряли популярность. Наоборот, их продажи даже выросли благодаря заказам от полиции и служб такси.

Постепенно цены на топливо снизились, но в Chevrolet продолжили развитие экономичных моделей. В 1981 году увидел мир седан Cavalier, а в 1985 году – хетчбэк Sprint. Но наряду с ними создали новые поколения Corvette и Camaro, представили вседорожник Tahoe и пикап Silverado. До наших дней дожили и  Impala, и Malibu, хотя и существенно изменились – стали переднеприводными и получили моторы гораздо меньшего объема, чем у предшественников. За последние 20 лет они претерпели серьезные изменения, но остаются в строю и их не собираются снимать с производства.

Сейчас Chevrolet  постепенно меняется: новые времена заставляют принимать свежие решения. Конечно, в модельном ряду сохранены скоростные Corvette, мощные вседорожники и пикапы, большие седаны, а совсем недавно возродили легендарный Camaro. Но наряду с ними выпускают и современный электромобиль Volt, и несколько гибридных модификаций. А модели Spark, Aveo, Cruze, Orlando, Captiva призваны расширить присутствие марки на европейском рынке. Предприятия Chevrolet, размещенные в двух десятках стран мира, встретят юбилей рекордом: в 2011 году на них планируют собрать свыше 4,26 млн. машин.