Бугатти — отец и сын


Марка Bugatti уже давно стала легендой. Множество моделей вошли в автомобильную историю — это и непобедимый Type 35, и «дворец на колесах» Type 41 Royale, и прекрасный Type 57SC Atlantic, и множество других. Хотя автомобили Bugatti не производятся уже больше полувека

(не считая многострадального Veyron, который все не могут запустить в серию), коллекционеры до сих пор гоняются за ними, выкладывая за некоторые машины миллионы долларов. Наш рассказ пойдет об истории этой компании и двух людях, сделавших из Bugatti легенду, — отце и сыне Бугатти.

 

Этторе Арко Исидоро Бугатти родился 15 сентября 1881 г. в итальянском городе Брешия в семье с аристократическими корнями. Его отец, Карло Бугатти, был известным художником, резчиком по дереву, мебельщиком и серебряных дел мастером. Вообще вся семья была плотно связана с миром искусства: младший брат Этторе, Рембрандт Бугатти, был известным скульптором, его тетя Луиджия была замужем за художником Джованни Сегантини, а дед, Джованни Луиджи Бугатти, был архитектором и скульптором. Сам Этторе в юности также пробовал себя в скульптуре, однако позднее тяга к технике победила. Тем не менее артистическая жилка осталась в нем навсегда: он был инженером и художником, и неизвестно, кем больше.

В 17 лет Этторе Бугатти сконструировал свой первый автомобиль, Type 1, для компании Prinetti & Stucchi. От него не сохранилось ни фотографий, ни детальной информации. Единственная известная подробность: у машины было четыре одноцилиндровых двигателя, размещенных попарно по краям задней оси. Непривычное для нас решение, но в те годы автоконструкторам была предоставлена куда большая свобода для экспериментов, чем сейчас: приходилось учиться на собственных ошибках, поскольку предшественников еще не было! Этторе Бугатти к тому же не получил никакого технического образования и сам себя называл дилетантом. Иногда это ему помогало, позволяя находить нестандартные решения, иногда мешало. Первый блин вышел комом, и первый законченный Type 1 так и остался единственным.

Вторая попытка оказалась куда более удачной. В 1901 г. при финансовой поддержке князя Гюлинелли и Карло Бугатти Этторе открыл собственную мастерскую и в том же году показал на Миланском автосалоне свой Type 2, оснащенный 4-цилиндровым двигателем объемом 3054 см3. Автомобиль, способный развивать максимальную скорость в 65 км/ч, получил на выставке золотую медаль, и молодого конструктора заметили. Известная фирма De Dietrich (впоследствии Lorraine-Dietrich) купила у Этторе права на выпуск модели (документы пришлось подписывать Бугатти-старшему, поскольку самому конструктору было всего 19 лет). Затем компания предложила Этторе работу, и с 1902 по 1904 гг. он разработал для нее еще три модели. Они выпускались вначале под маркой Dietrich, а затем Dietrich-Bugatti. Впоследствии Этторе Бугатти работал с компаниями Mathis и Deutz, создав для них еще несколько автомобилей.

В конце 1908 г., работая на Deutz, Бугатти начал строить в подвале собственного дома в Кельне новый автомобиль. Работа продолжалась всю зиму, и только весной 1909-го десятая по счету модель конструктора увидела свет. Кстати, для того чтобы машина «увидела свет» в прямом смысле слова, ее пришлось разобрать, а потом заново собрать снаружи: выход из подвала был слишком узкий. Внешне Type 10 немного напоминал Isotta Fraschini FENC 1908 г., созданный конструктором Стефанини и бывший в свое время одним из лучших автомобилей по скорости и управляемости. 4-цилиндровый рядный мотор Type 10 конструкции самого Этторе Бугатти, объемом 1131 см3, развивал мощность около 25 л. с., разгоняя машину до 90 км/ч. Из-за формы кузова в семье Бугатти этот автомобиль называли «ванной».

 

 

В том же году в жизни Этторе Бугатти случилось еще одно важное событие: 15 января родился его первенец. Мальчика назвали Джанроберто Мария Карло Бугатти, однако родственники и друзья называли его просто Жаном. В тридцатых годах Жан впишет свое имя в автомобильную историю наравне с именем отца. Но до этого времени еще остается пара десятков лет…

Закончив работу по контракту с Deutz в конце 1909 г., Этторе погрузил семью в Type 10 и двинулся в сторону Эльзаса в поисках места для собственной автомобильной фабрики. Место нашлось в городе Мольсхайме, тогда, как и весь Эльзас, принадлежавшем Германии. Именно здесь после нескольких более или менее удачных экспериментов над шасси Type 10 Бугатти удалось создать свою первую «жемчужину» — модель Type 13. Ее производство продолжалось с 1910 по 1920 гг., всего было выпущено более 400 автомобилей. Расточив цилиндры, он довел объем двигателя до 1368 см3, а мощность до 30 л. с. — вполне достаточно для 300-килограммовой машины. Главным новшеством конструкции стала головка цилиндров с четырьмя клапанами на цилиндр, одна из первых в мире. Скорость автомобиля превышала 100 км/ч. Уже в 1911 г. Type 13 принял участие в первом Гран-при Франции в Ле Мане. По сравнению с типичными гоночными монстрами того времени крошечный Bugatti (колесная база всего 2 м) смотрелся странно. Тем не менее к финишу 7-часовой гонки машина пришла второй, уступив лишь громадному Fiat с 10,5-литровым двигателем…

 

 

С 1912 по 1914 гг. фирма Bugatti выпускала еще две модели, Type 16 и Type 18 с теми же кузовами, что и у Type 15 и 17, но оснащенные 5-литровым двигателем. Первый Type 18 купил знаменитый французский летчик Ролан Гарро (Roland Garros), впоследствии ставший героем Первой мировой войны. Этторе был близким другом Ролана и даже назвал в его честь одного из своих сыновей. А модель Type 18 позднее получила название Garros.

После начала Первой мировой войны производство автомобилей пришлось остановить. Этторе перебрался в Милан, захватив с собой два законченных Type 13 и закопав в окрестностях завода детали еще трех машин. После войны «патрон», как его называли подчиненные, вернулся на фабрику, которая из немецкой превратилась во французскую (по итогам войны Эльзас перешел от Германии к Франции), откопал детали, собрал машины и подготовил их к первой послевоенной гонке — Гран-при для малолитражек в Ле Мане. Здесь Type 13 долгое время лидировал, но в конце концов был дисквалифицирован: управлявший машиной Этторе Бугатти коснулся рукой крышки радиатора, что запрещалось правилами гонки.

Настоящий триумф пришел в следующем, 1921 г. В родной для Этторе Брешии автомобили Type 13 одержали оглушительную победу над конкурентами, заняв места с первого по четвертое. Заказы хлынули потоком. В честь этого знаменательного события и Type 13, и все последующие 4-клапанные модели Bugatti стали носить имя Brescia. Начиналась эпоха расцвета марки Bugatti…