Автотопливозаправщик (АТЗ) — автомобильная цистерна, которая оснащена насосно-раздаточными оборудованием. Предназначение данной спецтехники — заправлять топливом и маслом различные автомобили, а также воздушный транспорт. Ключевое преимущество — возможность произвести заправку в условиях отсутствия стационарного оборудования за пределами населенных пунктов. По этой причине автотопливозаправщики часто присутствуют на тех объектах, которые удалены от заправочных станций.
Устройство АТЗ
Современные АТЗ состоят из следующих компонентов:
- цистерна;
- быстроразъемные соединения;
- кран раздачи;
- донные клапаны;
- счетчик жидкости;
- шаровые краны;
- напорно-всасывающие рукава;
- алюминиевые крышки горловин.
Также обязательным является наличие в комплектации огнетушителя. Цистерна АТЗ обычно изготовлена из сплава, включающего в себя алюминий и магний, либо из нержавейки. Ее объем достигает двадцати двух тысяч литров.
Важный нюанс: цистерна АТЗ должна пройти первичную проверку объема емкости. После проведения данной поверки выдается специальное свидетельство от ГМС РФ.
Сфера использования
В подавляющем большинство случаев автотопливозаправщики применяются в полевых условиях. Они почти всегда присутствуют в автомобильном парке дорожно-транспортных компаний, мобильных ремонтных бригад, на аэродромах и вертолетных площадках.
Также очень часто АТЗ используется в сфере строительства. Столь широкая сфера применения обусловлена важным преимуществом — высокой маневренностью, дающей спецтехнике возможность проезда практически в любых условиях (тесная строительная площадка, крупный населенный пункт).
Безопасность АТЗ
Использование автотопливозаправщиков сопряжено с транспортировкой взрывоопасных веществ, поэтому к ним неизменно предъявляют серьезные требования безопасности:
- Места сочленения трубопровода и резервуара обязательно оборудуются специальными элементами, выступающими в роли преграды от огня, а трубопроводы оснащаются запорной арматурой. Последняя монтируется непосредственно у заправочной муфты и над цистерной.
- Все транспортные средства должны быть оборудованы системой автоматического контроля герметичности пространства между стенками цистерны.
- Все разъемы кабелей электрического питания крепятся механическим образом, что сводит шанс отсоединения к минимуму, и герметично закрываются.
- Предохранительные мембранные элементы, обеспечивающие сохранение площади сбросного сечения при опрокидывании, защищены от любых механических деформаций.
- Пространство внутри емкости оборудовано перегородками, которые выполняют функцию волнорезов. Это дает возможность понижения силы гидроударов, происходящих во время транспортировки, а также повышает жесткость цистерны.
- Заправщики сконструированы таким образом, чтобы было обеспечено заполнение цистерны с полным опорожнением трубопроводной системы от топлива.
Проверка спецтехники
Отметим еще раз, что к автотопливозаправщикам предъявляются крайне высокие требования. В связи с этим перед поступлением в продажу АТЗ должны пройти комплексную проверку, удостоверяющую соответствие спецтехники актуальным нормам и стандартам и прохождение максимально тщательного контроля на всех этапах производства.
К такому контролю качества относятся результаты проверки герметичности цистерны, трубопроводной системы и запорной арматуры, а также работоспособности насоса и системы выдачи топливной жидкости.
Преимущества АТЗ
Фактически автотопливозаправщики представляют собой мобильные станции по заправке топливом. Они дают возможность транспортировать топливо даже в самые удаленные места. Также с их помощью можно осуществлять строгий учет топливных ресурсов, что может быть особенно полезно для тех компаний, которые специализируется на продаже топлива.
К преимуществам этой спецтехники относятся маневренность, универсальность и надежность, а также простота использования и высокий уровень безопасности. Также среди достоинств можно выделить экономичность и продолжительный эксплуатационный срок.
Информация об особенностях, преимуществах Автотопливозаправщиков АТЗ предоставлена компанией НПО «Вектор», производителем специального транспорта для нефтегазового комплекса.