Золотой юбилей «серебряного камня»


Обо всем, что имеет отношение к Формуле-1, принято говорить в превосходной форме: великие гонщики и команды, совершенные болиды, легендарные конструкторы. Но при всем этом забывают об одной «маленькой» детали — о трассе, ради которой «легендарные конструкторы создают совершенные болиды, которые великие гонщики» выводят на трек. Желая компенсировать этот информационный пробел, мы расскажем о старейшей формульной трассе, более полувека принимающей претендентов на звание победителя Гран-при Великобритании — о Сильверстоуне.

 

 

Краткая «биография»

 

Трасса расположена в 5 км к югу от города Таунчестер (от Лондона ее отделяет без малого 100 км). Первая гонка на Сильверстоуне прошла в 1948 г. Тогда для гонок приспособили взлетно-посадочные полосы и подъездные дороги авиабазы, использовавшейся бомбардировщиками союзников во время Второй мировой войны.

Первое Гран-при Великобритании в рамках чемпионата мира прошло в 1950 г. Его победителем стал Джузеппе Фарина, выступавший за команду Alfa Romeo. Годом позже Гран-при Великобритании завоевала другая итальянская конюшня — Ferrari.

За время своего существования трасса несколько раз перестраивалась. Впервые это случилось в 1973 г., после того, как Шектера развернуло в повороте Вудкот, в результате чего произошел массовый завал. После этого инцидента в повороте появилась шикана (объезд для снижения скорости). В 1987 г. после изменения поворота Вудкот шикану убрали. Позже трасса реконструировалась еще дважды: в 1991 и 1994 гг. При этом постоянно изменялась длина трассы: от начальных 4648 м (1950) до 5224 м в сезонах 1991–1993 гг. В сезоне-2003 ее длина составила 5141 м.

Однако легендарный ореол и серьезные реконструкции не гарантировали безоблачного будущего Сильверстоуну. В 2001 г. Гран-при Великобритании проходило под проливным дождем. Поэтому автомобильные стоянки, расположенные на близлежащих полях, превратились в грязевое месиво, из которого не смогли самостоятельно выбраться сотни почитателей Формулы-1. Видимо, среди неудачников оказался функционер FIA, т. к. из-за грязевого инцидента Сильверстоун едва не дисквалифицировали. На выручку старой доброй трассе пришло правительство старой доброй Англии, предоставившее гарантии коммерческим структурам, выделившим деньги на очередную реконструкцию. Инфраструктура трассы, в том числе и злополучная «полевая» парковка, была существенно модернизирована, и руководство холдинга F-1 оставило Сильверстоун в чемпионате. Президент FIA Макс Мосли тогда сказал: «Великобритания — одна из двух стран, ежегодно принимавших этапы Формулы-1 начиная с 1950 г. В 2002 г. организаторам гонки удалось привлечь значительные инвестиции и вывести трассу на новый уровень».

 

 

Рекорды

 

В Сильверстоуне было установлено множество рекордов — и выдающихся, и печальных.

В 1952 г. на финише этапа было квалифицировано 22 гонщика — максимальное количество гонщиков, увидевших отмашку клетчатого флага в одной гонке.

В 1973 г. после массового завала на старте из соревнований одновременно выбыло 10 участников.

В 1975 г. был зафиксирован абсолютный рекорд по числу автомобилей, сошедших во время гонки с трассы — 20.

Интересно, что трасса Сильверстоун оказалась счастливой для тех команд, болиды которых приводились моторами Renault — согласно статистике именно они чаще других получали в Англии зачетные очки.

 

 

Для Williams «домашняя» трасса тоже оказалась счастливой — в 1979 г. Регаццони одержал тут первую победу для тогда еще не входившей в элиту мирового автоспорта английской конюшни.

Английские команды и пилоты часто блистали в Сильверстоуне. Деймон Хилл (Williams) порадовал болельщиков победой в 1994-м. В следующем году Джони Херберт вновь преподнес подарок местной публике. В 1996 и 1997 гг. Гран-при Великобритании также достался Williams (Жак Вильнев). В 1999 г. жители Туманного Альбиона праздновали своеобразный «дубль»: тогда победил шотландец Култхард, а «серебро» досталось ирландцу Эдди Ирвайну.

Но самым примечательным событием была авария Михаэля Шумахера, произошедшая из-за отказа тормозов на входе в поворот Стоув. Шумми тогда на полной скорости врезался в отбойник, получив перелом ноги и потеряв надежды на чемпионство в сезоне-99. Самое обидное, что к моменту удара гонка и так была остановлена из-за столкновения Занарди и Вильнева на прямой старт-финиш.

В 2000 г. Девид Култхард подтвердил свой статус «сильверстоунского короля», передав через год это почетное звание своему коллеге по команде McLaren-Mercedes Мике Хаккинену.

Однако два последних сезона на трассе господствуют «итальянцы». Сначала Михаэль Шумахер, а затем и его напарник Рубенс Баррикелло завоевывали на ярко-алых болидах Ferrari Гран-при Великобритании.

 

 

Специфика трассы

 

У каждой формульной трассы есть свои особенности, и Сильверстоун в этом смысле не исключение. Трасса «предъявляет» очень высокие требования к резине и к точной настройке аэродинамического обвеса. Зато именно Сильверстоун предоставляет пилотам возможность в полной мере блеснуть своим мастерством — трасса изобилует удобными для обгонов местами.

В одном из своих интервью Р. Баррикелло, победивший на Гран-при Великобритании, сказал: «Сильверстоун — это трасса, где постоянно приходится играть с настройками. Маловероятно, что мы сохраним одни и те же настройки на весь уикенд. Поскольку трасса находится на открытом месте, ветер может сильно сказываться на управляемости болида. Пилоту необходимо слиться с быстрыми поворотами, такими как Copse и Becketts, чтобы войти и выйти из них так же быстро, как по прямой».

Кстати, именно Рубенсу принадлежит рекорд круга в гонке: 1 мин. 22.236 с (сезон-2003, Ferrari F2003-GA). А вот рекорд круга в квалификации — 1’18.998 — установил Хуан-Пабло Монтоя на Williams FW24 в 2002 г. Интересно, что в связи с принятыми регламентными изменениями этот рекорд может еще долго оставаться непревзойденным…