События — Toyota Land Cruiser

Япония была более чем заметно затронута итогами Второй Мировой войны. В 1946 году правительство заморозило все личные вклады населения и ввело карточки на многие виды товаров, в том числе и на продовольствие. Два года спустя американские власти решили поддержать Японию как страну с высоким экономическим потенциалом, но все-таки в первую очередь как плацдарм для возможных боевых действий. Постепенно инфляцию удалось остановить, но в вопросе поставок промышленных товаров страна Восходящего солнца продолжала зависеть от Соединенных Штатов. Одной из целей возрождающейся Японской экономики стало создание автомобиля, который не только пригодился бы на внутреннем рынке, но и стал бы неплохим товаром для американских войск. Действительно, во многих азиатских странах находились военные базы этой страны, а везти технику и оборудование с лейблом «Made in USA» через тысячи километров – крайне невыгодно. Таким образом, японские автопроизводители получили заказы на разработку компактных полноприводных грузовиков и машин других классов, но последним отдавалось меньшее предпочтение.


Toyota BJ 1953

Компания Toyota, уже имевшая опыт создания машин совершенно разных классов, взялась за разработку пассажирского внедорожника. А так как самым распространенным в мире автомобилем этого класса был Willys MB / Ford GPW, японские инженеры взяли за основу именно его концепцию. В простонародье американские модели именовали «джипами», вот и восточные специалисты назвали машину Toyota Jeep. В основе модели, которая стала серийной в 1953, было шасси однотонного грузовика серии SB. Поэтому японский образец стал гораздо крупнее американского «родственника» (например, колесная база «Тойоты» была примерно на 200 мм больше, чем у «Виллиса»), несмотря на внешнюю схожесть. Рядный 6-цилиндровый бензиновый двигатель типа B объемом 3386 куб.см и мощностью 82 л.с. был сконструирован еще в 1937 и устанавливался даже на 4-тонных грузовиках. Тяги двигателя хватало с избытком, поэтому в раздаточной коробке первого внедорожника Toyota и не была предусмотрена понижающая передача.
Японские специалисты «отдали» внедорожнику рядную «шестерку» из-за отсутствия другого мотора, но при этом машина этого класса получила подобный двигатель впервые в мировой практике. Благодаря сочетанию модели Jeep с двигателем B автомобиль получил индекс BJ. В первый год производства автомобиля с конвейера сошли 298 экземпляров, большая часть из которых была направлена в Национальные силы полицейского резерва, Министерство лесного и сельского хозяйства, а также в ряд компаний энергетического сектора. Но в июне следующего, 1954 года, компания Toyota получила претензию от Willys Company по поводу нарушения прав на товарный знак. В итоге, технический директор японского концерна Ханджи Умекара придумал новое название, так Toyota Jeep BJ получил «имя» Land Cruiser.


Toyota Land Cruiser FJ42

Пятидесятые годы считаются эпохой неудержимого роста японской экономики, в том числе и автомобилестроения. Министерство международной торговли и промышленности объявило о необходимости создания японского народного автомобиля, в те же годы появился первый Toyota Crown. Сам концерн продолжал наращивать выпуск моделей совершенно разных классов и совершенствовать дилерскую сеть. Руководство компании приняло решение о создании нового Land Cruiser, потенциально готового к экспорту. Так началась история «двадцатой» серии внедорожников. Следует отметить, что новая модель первоначально выпускалась параллельно со старой, утилитарной, поэтому разработчики своей главной задачей поставили создание гражданского внедорожника. В свою очередь, основной задачей автомобиля являлась «подготовка почвы» для экспорта легковых моделей Toyota. Главными конкурентами «Крузера» стали все тот же Willys MB и Land Rover (невольно напрашивается вопрос – не могли ли японцы при выборе нового бренда «опереться» на английское название?), а главным критерием в пользу азиатской машины явилась новизна. Выпуск джипа начался в августе 1955, по сравнению с армейским вариантом он стал более комфортабельным, а дизайн машины был более «мягким», с обилием плавных линий. Модель BJ25 сохраняла все тот же двигатель типа B, а вскоре ее вытеснила FJ25, оснащенная 4-цилиндровым бензиновым двигателем типа F, который имел объем 3878 куб.см и максимальную мощность в 105 л.с. Всего Land Cruiser второго поколения имел десять модификаций – от FJ20 до FJ29, существовало два варианта колесной базы – 2285 мм и 2430 мм. После снятия с конвейера чисто утилитарной машины, Национальное министерство полиции стало приобретать новые модели, а также специально для службы в силовых структурах был разработан неприхотливый и в то же время удобный для города Land Cruiser 4×2. Очень интересной модификацией стал универсал FJ35V с удлиненной до 2650 мм колесной базой, который понравился любителям выездов на природу.
«Двадцатая» серия производилась вплоть до 1960 года, когда ей на смену пришла «сороковая». В нашем регионе Land Cruiser третьего поколения до сих пор не считается редкостью. На родине выпуск модели прекратился в 1984, а в Бразилии он производился до ноября 2001 года (южноамериканский филиал Toyota начал действовать в 1958, а его первой моделью стал уже знакомый нам FJ25). В сравнении с предыдущим поколением внедорожника, внешне машина изменилась мало, но технологии производства были усовершенствованы, благодаря чему объемы выпуска заметно увеличились. В трансмиссию FJ40 наконец-то добавили понижающую передачу, поэтому ходовые качества на бездорожье улучшились, что положительно сказалось на репутации внедорожников Toyota. Рычаг переключения передач разместили на американский манер – на рулевой колонке, теперь на переднем сиденье стало возможно ездить втроем. Первоначально выпускались четыре модификации: короткобазный FJ40 с мягкой крышей, FJ43 со средней базой (имелись и варианты с жестким верхом), а также фургон FJ45 с длинной базой и экспортный пикап на его основе. А нам прежде всего запомнился FJ40V с металлическим верхом и пластиковой панелью крыши. Его дополнительные стекла в задних углах и стали визитной карточкой Land Cruiser «сороковой» серии.
В ходе производства постепенно менялась гамма двигателей – место бензинового F занял новый 2F объемом 4,2 л, а в 1974 году появился 4-цилиндровый дизель типа B рабочим объемом 3 л. Это было связано с изменившимися предпочтениями покупателей. Из-за возросшего спроса на «большие» универсалы в 1967 Toyota начала выпуск FJ55V вместо предлагавшегося ранее FJ45V, тем самым, получив большую долю рынка. Первоначально основными регионами сбыта нового универсала считались США и Австралия (в Штатах автомобиль получил прозвище Moose, то есть «лось»), но из-за фактического отсутствия комфортабельных и скоростных конкурентов FJ55V завоевал популярность по всему миру.

Toyota Land Cruiser 60 Series

По сути, «55-й» подготовил почву для новой легенды – Toyota Land Cruiser FJ60. Разработка последнего началась в 1967 году, и руководил ей главный конструктор концерна – Хироши Осава. Машина стала значительно больше, чем предшественник, это требовалось для конкуренции с американскими аналогами, но все-таки во главу угла ставился комфорт. Выпуск FJ60 начался в 1980, однако большей популярностью стал пользоваться BJ60, оснащавшийся более экологичным и в то же время неприхотливым дизельным двигателем. В октябре 1982 вышла обновленная версия внедорожника – Land Cruiser HJ60 – имевшая дизель типа 2H объемом 3980 куб.см, а также ряд приспособлений, повысивших комфорт – люк с электроприводом, зеркала с возможностью дистанционной настройки. Кроме этого, наряду с 5-ступенчатой «механикой» покупателям предлагался 4-ступенчатый «автомат». В те годы в Японии уже задумались об экологии, примером этому служит и гамма моторов для «Крузеров»: двигатель 3F, который появился в 1984, стал гораздо компактнее и производительнее своих предшественников, а в 1988 году этот мотор уже получил электронное управление (индекс сменили на 3F-E).
Рестайлинг «шестидесятого» провели в 1987 – две круглые фары заменили четырьмя квадратными, шины стали шире, наконец, полностью сменили гамму цветов, в которые окрашивались машины. Выпуск модели продолжался до 1989, когда ее заменила серия «80». Кажется, далее нужно рассказать именно об этом поколении Land Cruiser, но нет! Мы вернемся к другому модельному ряду.


Toyota Land Cruiser Prado 70 Series

В ноябре 1984 последний представитель «сороковых» сошел с японского конвейера, и, несмотря на устойчивый спрос на комфортабельные и объемные Land Cruiser 60/62, был заменен моделью такого же класса. Раз уж «Крузер» создавался как машина утилитарная, то он был обязан иметь и версию с таким назначением. Продолжателем традиций стал BJ70, известный в наших краях как «Охотник». Именно продолжателем традиций, а не чем-то принципиально новым: он имел несущую раму лестничного типа, рессорную подвеску, «разделенные» капот и передние крылья, и многое другое. Базовую модель серии назвали BJ70, ей стал внедорожник с короткой базой и металлическим верхом, в то время, как у среднебазного BJ73 крыша была пластиковая. В 1985 году появился более динамичный автомобиль – LJ71G – оснащенный турбодизелем 2L-T и пружинной подвеской.
Машина, названная Land Cruiser II или Light Land Cruiser, пришлась по вкусу тем любителям активного отдыха и быстрой езды, которые не возили с собой громоздкое снаряжение или семью, то есть, тем, кому не нужен был «шестидесятый». В конце 80-х годов на пике популярности оказались более дорогие автомобили, с этим связан и ряд модернизаций «Охотника» – в январе 1990 сменили гамму моторов, теперь под капотами внедорожников «прописались» 5-цилиндровый бензиновый (1PZ) и 6-цилиндровый дизельный (1HZ) двигатели. В апреле того же года сменили дизайн интерьера, а самое главное, появилась 4-дверная версия и тремя рядами сидений, названная Prado. Внешне «Прадик» от «Охотника» можно отличить по иной решетке радиатора, отсутствию выступающих передних крыльев и более широкому капоту. В свою очередь, ориентированная на «другого» покупателя серия «70» также получила 4-дверную версию и более длинную базу. Но в мае 1996 года производство всей этой серии было свернуто, так комфорт одержал победу над внедорожными способностями. Далее речь пойдет именно о продолжателе «городской» серии – Toyota Land Cruiser 80.


Toyota Land Cruiser 100

«Шестидесятые» в основном использовались не для активного отдыха, а для езды по городу, именно в этом ключе и разрабатывался «восьмидесятый». Для Японии его дизайн стал настоящим прорывом в области строительства внедорожников – он имел отличную аэродинамику, выглядел как автомобиль бизнес-класса, созданный именно для мегаполисов. В то же время «начинка» машины являлась ярким примером собрания новейших технологий. Покупатель имел возможность выбрать один из трех типов двигателей – бензинового 3F-E, дизельного 1HZ и турбодизеля 1HD-T с прямым впрыском топлива. Подавляющее большинство внедорожников оснащалось постоянным полным приводом, в то время как существовали и модификации с возможностью отключения переднего моста. Межосевой дифференциал имел блокировку, включаемую кнопкой на передней панели (или автоматически при включении пониженной передачи), а в качестве опции предлагались блокировки межколесных дифференциалов. Значит, утверждение о том, что Land Cruiser 80 – городской автомобиль, а не настоящий внедорожник, не соответствует действительности. Вследствие подъема экономики в Японии большой популярностью пользовались наиболее дорогие версии VX Limited, а те, кто рассчитывал сэкономить на налогах, обычно приобретали автомобили с дизельными моторами.
В августе 1996 года в стандартную комплектацию всех Land Cruiser вошли ABS и подушки безопасности для водителя и переднего пассажира. Постепенно менялась гамма моторов – на смену 3F-E пришел шестицилиндровый 1FZ-FE, а появление дизеля 1HD-FT связано с ужесточением норм экологической безопасности. «Восьмидесятый» появился в эпоху экономического подъема и продолжал оставаться на конвейере в эпоху спада. Несмотря на это, он никогда не терял объемов продаж и был заменен новой моделью на пике популярности.


Toyota Land Cruiser Prado 90

А мы вернемся к серии Land Cruiser Prado. Семейство «90» появилось в 1996 году и было позиционировано как главный конкурент Mitsubishi Pajero. Считается, что «Прадики» являются прямыми продолжателями «Охотников» в плане внедорожных характеристик, но из-за малых объемов двигателей и «городского» внешнего вида спрос на модель оказался гораздо меньше ожидаемого. В основе Prado второго поколения шасси Toyota 4Runner/HiLux Surf 185-й серии, эта машина является первым «Крузером» с независимой передней подвеской. Существовали 3- и 5-дверные автомобили, покупателю можно было выбрать один из двух двигателей – бензинового 5VZ-FE и дизельного 1KZ-TE с интеркулером.
В июне 1999 произошло обновление модели – внешне машины новых серий можно узнать по новой решетке радиатора и передней оптике, а внутри добавился ряд приспособлений, увеличивающих комфорт. К наиболее интересным относятся система автоматического контроля тяги – Active Traction Control, TRC – и система контроля за стабильностью – VSC. Ответом на вновь ужесточившиеся нормы экологической безопасности стал новый дизель 1KD-FTV, появившийся в июле 2000. Наличие полезных новинок сделало Land Cruiser Prado более динамичным и безопасным по сравнению с ранними сериями той же модели, благодаря им удачными стали продажи не только на внутреннем рынке, но и за рубежом. Кстати, «имя» Prado не использовали только в некоторых Европейских странах из-за возможной путаницы со швейцарским часовым брендом Rado.
А мы вернемся на десять лет назад, в январь 1998 года. Именно тогда серия «80» была заменена на Land Cruiser 100, еще более комфортабельный, более безопасный и более современный. Настоящими техническими шедеврами стали новые моторы – дизельный 1HD-FTE и бензиновый 2UZ-FE, они обладают прекрасным сочетанием высокой мощности, малого количества вредных выбросов в атмосферу и низкого расхода топлива. В отличие от предшественника, «сотый» имеет независимую переднюю подвеску и реечное рулевое управление. Оптимальные рабочие характеристики в зависимости от скорости движения и состояния дороги помогают получить пневмоподвеска TEMS и система гидравлической регулировки клиренса (AHC). Во всем мире Land Cruiser считается престижным, даже представительским автомобилем. Но в то же время немало людей используют его для езды по бездорожью. Специально для них был создан Land Cruiser 105 с зависимой передней подвеской, продолжатель традиций «восьмидесятого» самых простых комплектаций.


Toyota Land Cruiser Prado 120

Наконец, совсем недавно – в конце 2007 года – на смену «сотке» пришел Land Cruiser 200. Японские инженеры утверждают, что в нем воплощена концепция «скромности и мужественности», а сама машина стала гораздо крупнее предшественника.
Но модель «200» – еще не история. Дальневосточники не могут считать историей и несколько предыдущих поколений легендарного внедорожника. Легендарного внедорожника с богатой историей. Да, за более чем 50 лет под названием Land Cruiser выпускалось огромное количество моделей и модификаций, совершенно разных по назначению и характеристикам, а ведь по современным представителям семейства этого не скажешь! «Крузер» у нас считается атрибутом политиков, бизнесменов, любителей внедорожного спорта и путешествий, то есть совершенно разных людей, но в любом случае, «Крузер» никогда не выйдет из разряда автомобилей культовых.
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: